Победа. Реквием. Спектакль в театре Камбуровой

Наталья Анатольевна Шлемова
     Всегда трудно писать о том, что надо видеть своими глазами, слышать своими ушами и самому пережить. Хочется впечатление о спектакле сохранить глубоко в сердце, за пределами слов, дабы не расплескать это редкое состояние.
И тем не менее… в жанре «Дневниковой заметки» я себе это позволю сделать.
Слава богу, у меня есть возможность/право – быть субъективной, сохраняя совершенно независимую, не ангажированную позицию – всегда и во всем, что касается письменного слова (как и линии жизни в целом). Не желая никому понравиться или отчитаться перед редактором СМИ, я выражаю личное впечатление от сопричастности тому художественному событию, свидетелем которого я недавно была (26.10.2017) – спектакле «Победа. Реквием», что идет в Театре Елены Камбуровой, Москва.

(См. фото спектакля и аннотацию к нему: http://kamburova.theatre.ru/events/vicktory/)

      На сцене, на расстоянии метра от  первого зрительского ряда, - ж и в а я  земля, чернозём – как главное, на мой взгляд, действующее лицо музыкального спектакля. Мать-сыра земля… и пронзительные, обнаженные, сильные голоса певиц-актрис, которые  - то цветут на ней, то парят над ней, то падают камнем от горя в эту землю заживо. То поднимаются из ее Прапочвы...

Так, Голос Хелен (Елены Камбуровой, исполняющей всего четыре песни в этом спектакле, но зато КАК!), возникая в кромешной темноте, зачерпывает самый низ, начиная с басов … «Эх, дороги…»,  и это сразу настраивает зрителя/слушателя, как и бьющая по нервам сирена и контрасты белого ослепляющего света и полной тьмы, на резонанс с глубинными слоями подсознания человеческой (и не только, а еще с какими-то невыговариваемыми уровнями космоса) психики. А потом ее Голос уходит в умопомрачительный транс…  и звуки начинают светиться и переливаться в пространстве сцены/зала: сиреневыми, розовыми, золотыми, серебряными, фиолетовыми и др. оттенками, пастельных тонов.  Голос Камбуровой переходит в дыхание… которое становится рельефным, выпуклым, объёмно существующим отдельно ото всего на свете. Потом Голос внезапно взмывает Вверх!..  Одетая в черное, Хелен умопомрачительно светится как свеча. Вспыхивают пурпуровый и индиговые тона в ее ауре. Это сравнить не с чем. Чисто эзотерически я понимаю, откуда идет инициация: Индивидуальность Актрисы затрагивает высшие Тонкие планы с переходом в Мир Огня. И в Её пении слышится что-то апокалиптическое… и одновременно, очень человеческое.

Женский слаженный хор голосов (а в этом спектакле задействована вся женская часть труппы театра), как соборная душа Общины; соборность, достигаемая через обряд, – в данном случае, драматическое музыкальное действие – это то главное, что я увидела в «Победе». 
В этом загадочном спектакле – много духовного, цельного, неподдельно теплого и сердечного, близкого и родного душе каждого советского человека - человека с Русской душой, высокой посвятительной простоты и искренности – это то, что неизменно отличает Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой на всех уровнях его бытования: от репертуара до персонала, - и это то, что отличает данный театр от всех других театральных площадок Москвы.

Что и понятно, ведь Е. А. Камбурова – не просто худрук, а Духовный учитель. Поклон!..

Если театрам и суждено постепенно уйти со сцены Эволюции.., то Театр Камбуровой уйдет последним. Ом!  (такова загадка Минотавра…).

Я не являюсь поклонницей режиссуры Ивана Поповски (эстетство ради эстетства – не мое кредо), но живая земля (фокус пространства) – как и в «Победе. Реквием», так и в его же музыкальном спектакле «Земля», на музыку И.С. Баха (что идет так же в Театре Камбуровой) – это инновация режиссера. Здесь  –  дышит почва и судьба.  Поклон!

И я знаю, что подобные спектакли и концерты имеют космическое действие и значение – у них множество слушателей и свидетелей в нашей Вселенной.
Всё во Благо! АОУМ.

28.10.2017    Наталья Шлемова, Москва

(P.S. Девочки, я каждую Вас в отдельности обнимаю. Поклон! Благодарю! Света на Пути! Аминь!)

___________________________________________


Ниже, см. рецензию, которая вам подробно расскажет о данном спектакле.


                В театре Камбуровой поставили спектакль «Победа. Реквием»

«Я побаиваюсь плохих спектаклей и плохой актерской игры в той же степени, что и фальши вообще. Побаиваюсь этого неловкого чувства в театральном зале, когда «не то, не то…» и хочется поскорее уйти.
Есть только одно исключение, только одно театральное место в Москве, куда я иду без всяких опасений — театр Камбуровой. Полностью — Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Маленький театр на Пироговке, напротив Новодевичьего монастыря. Вот пишу сейчас «маленький» и сразу понимаю несоответствие слова масштабу того, что там происходит все эти годы. Ибо какой же это «маленький театр», с таким-то репертуаром, с таким составом, с таким руководителем, наконец. Мне кажется, я бываю у них часто, но если посмотреть афишу — и половины не видела. И за всё это время, что бываю, смотрю и слушаю — ни одной фальшивой ноты, в прямом и переносном смысле, ни одного непопадания в такт, непопадания в зрителя, какой бы степени искушенности он ни был. Как им это удается, не понимаю. Французский шансон, песни Высоцкого, Окуджавы, Шуман и Шуберт на немецком, русские романсы, военные песни — всё складывается в спектакли и вырастает в целые миры.

Да, военные песни, война. После «Тишины за Рогожской заставою» это уже второй у Камбуровой спектакль о войне: «Победа. Реквием». Но, в отличие от первого, это «женское лицо войны» — а точнее, женский голос. Весь женский состав театра на сцене, включая саму Камбурову, и маленький оркестр — тоже девушки. Когда все они возникают в начале спектакля вверху, на балконах, в этих предвоенных крепдешиновых платьицах, легкие, воздушные, и заводят «Вечер на рейде» Соловьева-Седого, кажется — ну вот, ты на очередном концерте милых узнаваемых песен, всех этих «старых песен о главном», и при чем здесь вообще театр…

Это всегда так в камбуровском театре, он сначала завораживает — а потом обрушивается на тебя. Вот только что была какая-нибудь «Катюша» или «Колыбельная» М. Блантера, и вдруг сирена воздушной тревоги, тьма, мигающий фонарь во тьме — и нет уже никаких девушек в крепдешинах. Пусты балконы. Прямо перед тобой длинный стол под белый скатертью, за ним одинокие невесты, а женихи уже никогда не вернутся. Война. И начинаются другие песни. Этот стол — гениальная придумка режиссера Ивана Поповски — в спектакле одно из главных «действующих лиц». Когда с него срывают белую скатерть, под ней земля. Да-да, земля, обычная. По этой земле идут девушки в белых платьях невест, в грубых солдатских сапогах. В этой земле находят мужские часы и, очистив от грязи, надевают себе на руку… Я не в первый раз вижу у Камбуровой сценографию Поповски (есть же еще спектакль, который так и называется, «Земля») — но всякий раз поражаюсь, как он создает все эти миры в таком ограниченном пространстве. Миры, которые, множась, образуют Вселенную. Как у Окуджавы, «из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил». И потом, когда в зале зажигается свет, встряхиваешь головой — да не может быть, здесь же крохотный зал, на пятьдесят мест, а вы только что вместе долетели почти до звезд!.. Поповски — волшебник, настоящий.

И Камбурова. В спектакле «Победа. Реквием» у нее всего несколько песен. Окуджава. «Эх, дороги», ее голосом заканчиваются «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». Но в этом действе, где земля — важный действующий субъект, Елена Камбурова — воздух, который наполняет это почти безвоздушное, бездушное военное пространство. Война — это смерть. Женщины, как и музыка, — жизнь, залог ее продолжения. Земля, небо, воздух, жизнь и смерть, всё это каким-то невероятным образом умещается в полтора часа, прожитых в маленьком театре, Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой на Большой Пироговской.

Маленький великий театр». /Российская газета. Марина Королева, 16.02.2016 //Источник: Театр Камбуровой - http://kamburova.theatre.ru/events/vicktory/21238/ (дата обращения 27.10.2017)
___________________________

Фото - © Дмитрий Шатров
_________________________________________

P.P.S. ПРЕМЬЕРА. "Крещенные крестами" - наш самый молодой спектакль. Железнодорожная одиссея со счастливым концом. Постановка Олега Кудряшова по книге Эдуарда Кочергина"".// Из афиши Театра Камбуровой.

Спектакль получился ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ! Честный, сильный, глубокий и искренний! Режиссура - безусловна, я бы даже сказала, в своем роде, абсолютна, как и всё у Олега Кудряшова, проф. ГИТИСа, а молодые актеры играли не "в пол-ноги", как это бывает иногда..., а обнаженно, на пределе сил и возможностей, органично и естественно - пережито всё. Прекрасный, пронзительный, состоявшийся спектакль и очень смелый - по живому!
Поклон! Благодарю.  (Смотрела 06.10.2017)  Н. Шлемова
_____________________________________
_______________________________________________

P.P.P.S. 
"Земля" (cпектакль Ивана Поповски "Земля", сочинение для театра на музыку Баха) - прекрасная теогония на музыку И.С. Баха. В высшей степени эстетический спектакль, я получила эстетическое наслаждение, в том числе от, хоть и дистанционного, контакта с песком, стихией земли, которой нам всем, горожанам, так не хватает. Великолепно пели певцы, в героических для них условиях, стоя на коленях и лежа в груде песка, играли музыканты, чисто вела первая скрипка. Сочная и экспрессивная цвето-световая палитра. Мощное воздействие космического ф и о л е т а.
Чудесная музыкальная медитация-феерия о Вечном, Боги... люди, судьбы... из чего всё происходит и куда всё возвращается, цикличность мироздания.
Отдельная благодарность юному артисту, охранителю стихии земли.
 
Спасибо, милые, спектакль заряжает! С уважением и теплом!
Ваш постоянный зритель, Н. Шлемова, 15 мая 2014 г. Москва