Однажды мои внуки попросили меня рассказать, как ученики сдавали экзамены в ту пору, когда я училась в школе. Я задумалась. Мне казалось, что в те времена, как молодёжь шутит, в доисторический период, было всё иначе. Может мы были молодыми и нам жизнь казалась замечательной. Наблюдая за тем, как учатся дети сейчас, сколько уроков им задают на дом, я вспоминаю свои школьные годы. Учиться нам было куда проще, чем современным детям. Мне кажется, что и учебников тогда было меньше и портфели были не такие тяжёлые, как сейчас. После уроков мы успевали погулять на улице, не сидели над учебниками до позднего вечера, да и задавали на дом нам куда меньше, чем сейчас задают нашим детям и внукам.
Да и с экзаменами нам повезло больше, чем современным ученикам. Это моё мнение, а другие может думают иначе. Были билеты, в них вопросы, на которые надо было подготовить ответы. Кто не ленился и серьёзно относился к экзаменам, тот успевал подготовиться к их сдаче. Времени для этого было достаточно. Некоторые ученики надеялись на авось и не очень - то задумывались над тем, что их ждёт впереди. Я вспомнила случай, который произошёл у нас в школе на экзамене в восьмом классе по алгебре (математике), с одним из моих одноклассников.
С Валерой мы учились в одном классе. В начальных классах я запомнила его подвижным и громкоголосым мальчишкой. Он разговаривал на уроках, громко смеялся и мог свободно уйти с урока, когда ему вздумается. Когда его вызывали к доске и он не знал, как выполнить задание, мальчишка мог спокойно подойти к первой парте и заглянуть в тетрадь ученика, пытаясь найти у него ответ на трудный
вопрос. Учительница не раз вызывала родителей Валеры в школу, но и после этого, ученик не становился прилежнее.
Шли годы и Валера немного утихомирился. Учился он в основном на тройки, но характер изменился в лучшую сторону. Он стал обращать внимание на девчонок. Помню, что он дружил с девочкой по имени Люда. Она училась с нами в одном классе. Родителей у Людмилки не было и она жила с бабушкой. Из школы Люда и Валера обычно возвращались вместе. Люда училась хорошо и в классе вела активную жизнь. У Валеры были проблемы с математикой и Люда занималась с ним по этому предмету, чтобы тот успешно мог сдать экзамены. В девятый класс парень идти не хотел. У него была мечта поступить в мореходное училище.
Наступило время сдачи первых экзаменов. Мы закончили восьмой класс. Выпускников восьмых и десятых классов отпустили на каникулы немного раньше обычных учеников, чтобы было время подготовиться к экзаменам. Большинство девчонок и мальчишек, которые собирались учиться дальше, занялись серьёзной подготовкой к экзаменам. Те ученики, в основном мальчишки, которые хотели уйти из школы после восьмого класса, решили зубрить только первые билеты, надеясь, что они им и достанутся. Вот и Валера очевидно понадеялся на авось и не стал утруждать себя подробным изучением билетов по нужным предметам.
Я точно не помню, какой предмет мы сдавали в тот день, кажется, геометрию, но хорошо помню, что Валере достался один из последних билетов. То, что он его не знал, было сразу понятно. Сначала он попытался договориться с учителем, чтобы она разрешила ему взять билет повторно. Получив отказ, Валера сел на последнюю парту и стал изучать свой злополучный билет. Он, что - то писал, что - то зачёркивал, с тоской поглядывал в окно, где ярко светило солнышко и раздавался смех тех счастливчиков, у которых экзамен остался позади. Когда учеников в классе почти не осталось, взяв листок с выполненной
кое - как работой, Валера нехотя пошёл к учительскому столу.
- Александра Петровна, - жалобно произнёс Валерка, - ну сами посмотрите, какой трудный билет мне попался!
- Не попался, ты его сам выбрал, - промолвила учительница.
Александра Петровна преподавала алгебру (математику) и геометрию. Она была очень строгим учителем. Ей ничего не стоило накричать на ученика, если он был не готов к её уроку. Могла ударить по книге, когда ученик стоя у доски, держал её в руках, пытаясь, как - то разобраться с теоремой. Те ученики, которые плохо знали её предмет, боялись математичку, как огня.
Класс у нас был дружный и многие учащиеся, освободившись от экзаменов, не спешили расходиться по домам, а стояли у дверей
класса, ожидая, когда сдаст экзамен последний одноклассник. В основном это были те ученики, которые плохо знали этот предмет.
- Александра Петровна, миленькая, - подойдя к педагогу, жалобно пролепетал Валерка, - ну поставьте мне, пожалуйста, троечку, ну хоть тоненькую, еле видную.
- У тебя было время, чтобы основательно подготовиться к экзаменам, а ты всякой ерундой занимался, только не подготовкой к экзаменам, - строгим голосом произнесла педагог, - сейчас вот поставлю двойку и останешься на осень, а то и на второй год.
- Да нельзя мне на осень, испугался Валера, - я в мореходку хочу поступить.
- Как же ты будешь поступать, если ты экзамен завалил? - Спросила учительница.
- Мне надо троечку, всего лишь троечку, - безнадёжным голосом произнёс незадачливый ученик.
Александра Петровна развернула полупустой лист с какими - то записями Валеры и стала знакомиться с его работой.
- Александра Петровна, - заглядывая ей через плечо на свою писанину, - вдруг произнёс Валерий, а давайте я Вам песенку спою.
-
Женщина с изумлением взглянула на мальчишку.
- Я Вам про чёрного кота спою, - оживился Валера, - это сейчас самая модная песенка.
Александра Петровна с изумлением взглянула на парня, удивляясь наглости выпускника. Тот с мольбой смотрел на своего учителя. Ему казалось, что судьба его будущего целиком зависит от того получит ли он сейчас тройку, о которой в данный момент так мечтает.
Может Александре Петровне стало жаль безвредного парня - весельчака, может она неважно себя чувствовала, так как была уже в возрасте и экзамены длились уже несколько часов, но только учительница махнула рукой и согласно кивнула головой.
- Давай, валяй! - удобно располагаясь на стуле, разрешила
она находчивому ученику.
Валерий начал торопливо петь. Он пел самозабвенно, забывая слова и прыгая с одного куплета на другой. Он как - будто боялся, что его вдруг остановят и не поставят вожделённую тройку. Пение Валеры было слышно в полупустом коридоре школы. Все наблюдатели, которые присутствовали в классе в начале экзаменов, разошлись по своим кабинетам. В приоткрытую дверь мы видели поющего Валеру и сидевшую на стуле с полузакрытыми глазами, Александру Петровну. Она наслаждалась то ли отдыхом после нелёгкого трудового дня, то ли пением ученика, который пел свою последнюю песню в стенах родной школы.
Ничуть не смущаясь, Валера допел свою песню про чёрного кота. Он получил свою заслуженную тройку и был счастлив.
Спустя несколько лет, я узнала, что его мечта исполнилась. Валерий поступил в мореходное училище.
28. 10. 2017 г.