Как Валера сдавал экзамены

Татьяна Комиссарова
Однажды  мои  внуки  попросили  меня  рассказать,  как  ученики  сдавали  экзамены  в  ту  пору,  когда  я  училась  в  школе. Я  задумалась.  Мне  казалось,  что  в   те  времена,  как  молодёжь  шутит,  в  доисторический  период,  было  всё  иначе.  Может мы  были  молодыми  и  нам  жизнь  казалась  замечательной.  Наблюдая  за  тем,  как  учатся  дети  сейчас,  сколько  уроков  им  задают  на  дом,  я  вспоминаю  свои  школьные  годы.  Учиться  нам  было  куда  проще,  чем  современным  детям. Мне  кажется,  что  и  учебников  тогда  было  меньше  и  портфели  были  не  такие  тяжёлые,  как сейчас.  После  уроков  мы  успевали  погулять  на  улице,  не  сидели  над  учебниками  до  позднего  вечера,  да  и  задавали  на  дом  нам  куда  меньше,  чем  сейчас  задают  нашим  детям  и  внукам. 

  Да  и  с  экзаменами  нам  повезло  больше,  чем  современным  ученикам.  Это  моё  мнение,  а  другие  может  думают  иначе.  Были  билеты,  в  них  вопросы,  на  которые  надо  было  подготовить  ответы.  Кто  не  ленился  и  серьёзно  относился  к  экзаменам,  тот  успевал  подготовиться  к  их  сдаче.  Времени  для  этого  было  достаточно.  Некоторые  ученики  надеялись  на  авось  и  не  очень - то   задумывались  над  тем,  что  их  ждёт  впереди.   Я  вспомнила  случай,  который  произошёл  у  нас  в  школе  на  экзамене  в  восьмом  классе  по  алгебре  (математике),  с  одним  из  моих  одноклассников.

С  Валерой  мы  учились  в  одном  классе.  В  начальных  классах  я  запомнила  его  подвижным  и  громкоголосым  мальчишкой. Он  разговаривал  на  уроках,  громко  смеялся  и  мог  свободно  уйти  с  урока,  когда  ему  вздумается.  Когда  его  вызывали  к  доске  и   он  не  знал,  как  выполнить  задание,  мальчишка  мог  спокойно  подойти  к  первой  парте  и  заглянуть  в  тетрадь  ученика,  пытаясь  найти  у  него  ответ  на  трудный
 вопрос.  Учительница  не  раз  вызывала  родителей  Валеры  в   школу,  но  и  после  этого,  ученик  не  становился  прилежнее. 

Шли  годы  и  Валера  немного  утихомирился.  Учился  он  в  основном  на  тройки,  но  характер  изменился  в  лучшую  сторону.  Он  стал  обращать  внимание  на  девчонок.  Помню,  что  он  дружил  с  девочкой  по  имени  Люда.  Она  училась  с  нами  в  одном  классе.  Родителей  у  Людмилки  не  было  и  она  жила  с  бабушкой.  Из  школы  Люда  и  Валера  обычно  возвращались вместе.  Люда  училась  хорошо  и  в  классе  вела  активную  жизнь.  У  Валеры  были  проблемы  с  математикой  и  Люда  занималась  с  ним  по  этому   предмету,  чтобы  тот  успешно  мог  сдать  экзамены.  В  девятый  класс   парень  идти  не  хотел.  У  него  была  мечта  поступить  в  мореходное  училище.

Наступило  время  сдачи  первых  экзаменов.  Мы  закончили   восьмой  класс.  Выпускников  восьмых  и  десятых  классов  отпустили  на  каникулы  немного  раньше  обычных  учеников,  чтобы  было  время  подготовиться  к  экзаменам.  Большинство  девчонок  и  мальчишек,  которые  собирались  учиться  дальше,  занялись  серьёзной  подготовкой  к  экзаменам. Те  ученики,  в  основном  мальчишки,  которые  хотели  уйти  из  школы  после  восьмого  класса,  решили  зубрить  только  первые  билеты,  надеясь,  что  они  им  и  достанутся.  Вот  и  Валера  очевидно  понадеялся  на  авось  и  не  стал  утруждать  себя  подробным  изучением  билетов  по  нужным  предметам.

Я  точно  не  помню,  какой предмет  мы  сдавали  в  тот  день,  кажется,  геометрию,  но  хорошо  помню,  что  Валере  достался  один  из  последних  билетов.  То,  что  он  его  не  знал,  было  сразу  понятно.  Сначала  он  попытался  договориться  с  учителем,  чтобы  она разрешила  ему  взять  билет  повторно.  Получив  отказ,  Валера  сел  на  последнюю  парту  и  стал  изучать  свой  злополучный  билет.  Он,  что - то  писал,  что - то  зачёркивал,  с  тоской  поглядывал  в  окно,  где  ярко  светило  солнышко  и  раздавался  смех  тех  счастливчиков,  у  которых  экзамен  остался  позади.  Когда  учеников  в  классе  почти  не  осталось, взяв  листок  с  выполненной
 кое - как  работой,  Валера  нехотя  пошёл  к  учительскому  столу.


  - Александра  Петровна, - жалобно  произнёс  Валерка, - ну  сами  посмотрите,  какой  трудный  билет мне  попался!

  - Не  попался,  ты  его  сам  выбрал,  - промолвила  учительница.

  Александра  Петровна  преподавала  алгебру  (математику)  и  геометрию.  Она  была  очень  строгим  учителем.  Ей  ничего  не стоило  накричать  на  ученика,  если  он  был  не  готов  к  её  уроку.  Могла  ударить  по  книге,  когда  ученик  стоя  у  доски,  держал  её  в  руках,  пытаясь,  как - то  разобраться  с  теоремой.  Те  ученики,  которые  плохо  знали  её  предмет,  боялись математичку,  как  огня. 

Класс  у  нас  был  дружный  и  многие  учащиеся,  освободившись  от  экзаменов,  не   спешили  расходиться  по  домам,  а  стояли  у  дверей
 класса,  ожидая,  когда  сдаст  экзамен  последний  одноклассник.  В  основном  это  были  те  ученики,  которые  плохо  знали  этот  предмет.
 
   - Александра  Петровна,  миленькая, - подойдя  к  педагогу,   жалобно  пролепетал  Валерка, - ну  поставьте  мне,  пожалуйста,  троечку,  ну  хоть  тоненькую,  еле  видную.

   - У  тебя  было  время,  чтобы  основательно  подготовиться  к  экзаменам,  а  ты  всякой  ерундой  занимался,  только  не  подготовкой  к  экзаменам, - строгим  голосом  произнесла  педагог,  -  сейчас вот поставлю  двойку  и  останешься  на  осень,  а  то  и  на  второй  год.

   - Да  нельзя  мне  на  осень,  испугался  Валера, -  я  в  мореходку  хочу  поступить.

   - Как  же  ты  будешь  поступать,  если  ты  экзамен  завалил? - Спросила  учительница.

   - Мне  надо  троечку,  всего  лишь  троечку, - безнадёжным  голосом  произнёс  незадачливый  ученик.

   Александра  Петровна  развернула  полупустой  лист  с  какими - то  записями  Валеры  и  стала знакомиться  с  его  работой.

  - Александра  Петровна, - заглядывая  ей  через  плечо  на  свою  писанину, - вдруг произнёс  Валерий,  а  давайте  я  Вам  песенку  спою.
 -
Женщина   с  изумлением  взглянула  на  мальчишку.

   - Я  Вам  про  чёрного  кота  спою, - оживился  Валера, - это  сейчас  самая  модная  песенка.
   

  Александра  Петровна  с  изумлением  взглянула  на  парня,  удивляясь  наглости  выпускника.  Тот  с  мольбой  смотрел  на  своего  учителя.  Ему  казалось,  что  судьба  его  будущего  целиком  зависит  от  того  получит  ли  он  сейчас  тройку,  о  которой  в  данный  момент  так   мечтает.

 
  Может  Александре  Петровне   стало  жаль  безвредного  парня - весельчака,  может  она  неважно  себя  чувствовала,  так  как  была  уже  в  возрасте  и  экзамены  длились  уже  несколько  часов,  но  только  учительница   махнула  рукой  и   согласно  кивнула  головой.

  -  Давай,  валяй! - удобно  располагаясь  на  стуле,  разрешила 
 она  находчивому  ученику.

  Валерий  начал  торопливо  петь.  Он  пел  самозабвенно,  забывая  слова  и  прыгая  с  одного  куплета  на  другой.  Он  как - будто  боялся,  что  его  вдруг  остановят  и  не  поставят  вожделённую  тройку.  Пение  Валеры  было  слышно  в  полупустом  коридоре  школы.  Все  наблюдатели,  которые  присутствовали  в  классе  в  начале  экзаменов,  разошлись  по  своим  кабинетам.   В  приоткрытую  дверь  мы  видели  поющего  Валеру  и  сидевшую  на  стуле  с  полузакрытыми  глазами,  Александру  Петровну.  Она  наслаждалась  то  ли  отдыхом  после  нелёгкого  трудового  дня,  то  ли  пением  ученика,  который  пел  свою  последнюю  песню  в  стенах  родной  школы.

 Ничуть  не  смущаясь,  Валера  допел  свою  песню  про  чёрного  кота.  Он  получил  свою  заслуженную  тройку  и  был  счастлив.

  Спустя  несколько  лет,  я  узнала,  что  его  мечта  исполнилась.  Валерий   поступил  в  мореходное  училище.

28. 10. 2017 г.