Анненков -столетний гигант

Владимир Плотников-Самарский
Анненков (Кокин) Николай Александрович (1899-1999)

Один из титанов «Дома Островского» – 74 года на сцене Малого театра! С 1946-го – преподаватель в Театральном училище имени Щепкина, а с 1961-го — профессор. Воспитал плеяду выдающихся исполнителей, среди которых Виктор Павлов, Никита Подгорный, Виталий Соломин, Олег Даль…
«Дебютную роль» будущий Герой Социалистического Труда сыграл на тамбовской сцене в 20 лет, она «сосредоточилась» в «эпохальном» предложении: «Мне бы теперь только пирожок с капустой и маленькую рюмочку водки».

Первая значитаельная работа в Малом театре – сразу после сдачи экзаменов в Высшие театральные мастерские (теперь Щепкинское училище) – Дмитрий Самозванец («Борис Годунов» 1922). Там же начался долголетний творческий дуэт Николая Анненкова с Еленой Гоголевой (Марина Мнишек).
Знаменитый Александр Остужев доверил юному Николаю роль Мити («Бедность не порок»). Однако наибольшую известность в «молодежный период» снискал роллановский Рюи Блаз из одноименной постановки.
 
В пятьдесят он получил 3-ю Сталинскую премию. К 75-ти воплотил до 200 сценических образов! А в 80-ть народный артист СССР Николай Анненков оставался бодр, азартен, крепок, красив, остроумен (отлично помню юбилейную передачу к 80-летию).
Историки театра единодушны во мнении: Николай Анненков – это лучший Черкун (горьковские «Варвары»), а Черкун - это высшее достижение Николая Анненкова. На мой взгляд, не менее хорош его Плюшкин в телеспектакле «Мертвые души». Более гоголевского скупердяя не встречал даже в интерпретации других исполинов. Вероятно, широчайший диапазон (от холопов до князей) объясним не только громадным природным даром, но и происхождением: Николай Александрович родился в селе Инжавино на Тамбовщине в купеческой семье. Отсюда осанка, выступка, гонор, тембр и... незаёмная «народность»…

До последних дней 100-летний артист выступал в «возрастных ипостасях»: Фирс («Вишнёвый сад») и Луп-Клешни («Царь Борис Федорович» А.К. Толстого). В свое время Анненков, как и Зельдин в наши дни, был самым старым «действующим» артистом страны.
В кино сыграно немного, но как! Равнение на эталон: капитан Чистяков из фильма «Гибель «Орла»» (1938), инженер-путеец Черкун – «Варвары» (1953), секретарь обкома Каштанов («Первый эшелон» 1955), Георгий Плеханов – «В начале века» (1960), адмирал Макаров – фильм-спектакль «Порт-Артур» (1964, 3 серии), Басов – «Дачники» (1966), Николай Кирсанов – «Отцы и дети» (1974), конструктор Жуковский – «Поэма о крыльях» (1979)…

В Куйбышеве Николай Анненков обретался недолго, но сыграл одну из самых своих известных ролей. Это отец Жени и Оли, бравый командир Александров из гайдаровской дилогии «Тимур и его команда» (1940) и «Клятва Тимура» (1942). Первый фильм целиком был снят на волжском пленэре в районе нынешней Барбошиной поляны. Великий старец Малого театра здесь молод, красив и величествен – настоящий русский артист, соединивший строгий аристократизм дореволюционных традиций со сдержанной гордостью честных художников советской поры.

Самарские тайны Российского кино-2