Возвращение к истокам

Эд Побужанский
(Предисловие к роману в стихах Андрея Молдаванова "Возвращение", издательство "Образ", 2017)

Cкажу сразу: ничего подобного я не читал. И уже одно это, пожалуй, заслуживает того, чтобы взыскательный читатель обратил внимание на эту необычную книгу. Под сдержанной обложкой — произведение во многом неординарное. Во-первых, к трудоёмкому жанру романа в стихах современные авторы практически не обращаются: слишком уж много всяких условностей
и ограничений в поэтическом строе! А уж создать полноценный роман, большое эпическое произведение, используя канонический сонет как единственную структурную единицу текста… Не уверен, найдётся ли в актуальной русской поэзии сколь-нибудь близкий аналог! Андрей Молдаванов наглядно показывает, что сближение классической поэзии с сюжетной прозой может давать любопытные эффекты.
Во-вторых, роман-поэма «Возвращение» несёт в себе все признаки редкого литературного эксперимента, который без известного уровня мастерства и здоровой творческой дерзости был бы едва ли возможен. Автор расширяет границы поэтической лексики, смешивая книжную архаику, просторечия, прозаизмы, профессиональные термины, аббревиатуры разного толка и ядрёные словечки из молодёжного сленга.
Тут есть всё — от «чертога» до «лабов», от «кумитэ» и «блок-схемы» до «променажей» и «купидоновой стрелы»! Что и говорить, это смело, ново и необычно. О чём сам поэт честно предупредил нас, заявив в предисловии, что будет «чудить», «рифмы честные плетя», и даже готов быть битым за эти чудачества.
Всесторонне образованный автор легко (я бы сказал, изящно) вводит в текст слова из разных временных и культурных пластов, «вшивает» явные и скрытые аллюзии, цитаты, поговорки и афоризмы — и, конечно же, создаёт свои. В книге россыпь точных эпитетов, ироничных и искромётных изречений: «Мы помним первых и последних — / Людей, событья, города…», «Жизнь есть жэнь», «Союз двух деловых партнёров / Хорош присутствием дублёров…» и др.
Тема возвращения, ставшая стержневой для всего романа, куда шире, чем просто возвращение главного героя на родину после долгой эмиграции. В некотором приближении тут прочитываются «возвращения» и другого порядка:
к любимой женщине, к урокам отца (чеченская война), к памяти матери (миссионерский аспект работы главного героя
в России), к делу, которому ты служишь, а не прислуживаешь и т. д. По большому счёту, перед нами роман о духовной эволюции, о возвращении к самому себе, к памяти и опыту рода, народа — к истокам.
О способности настоящей поэзии предсказывать (или программировать, как угодно) события, написана не одна литературоведческая статья. Что ж, у нас есть возможность проверить провидческую силу поэтического слова. Главный герой романа Сергей Снегов, который, вероятнее всего, списан с самого автора, в итоге вернулся на родину. Андрей Молдаванов тоже возвращается. Пока — новой книгой.
С «Возвращением»!

Эд Побужанский, поэт, член Союза писателей России,
главный редактор издательства «Образ»