Осенний день

Мила Болгарцева
        Пасмурно. Один из  ничем не примечательных серых октябрьских  дней. Я стою на берегу небольшой речки К., несущей свои воды, как и сотни других малых рек,  в великую реку Волгу.   
   …Темно- серая гладь воды едва покрыта мелкой рябью. Кажется, что речка замедлила свой бег, почувствовав приближение холодной зимы. Она, как живой организм, впала в ступор перед надвигающейся неизбежностью земного существования, запрограммированного  в смене времен года. Постепенно замедляя  от холода свой бег, она перестанет  сопротивляться могучим природным силам, добровольно давая морозу сковать себя сначала тонким, а затем все более крепким льдом, чтобы укрыть в себе все живое от морозной стужи и так переждать до весны. А весной  снова  проснуться обновленной для размеренно - равнинной жизни!
     Осенью ее невысокие берега, заросшие густой растительностью (от чего кажется, что река течет по какой-то теснине или ущелью) по краям водной глади покрываются нежно - зеленой травой. Этот контраст темной воды, пожухлой травы с почти голыми деревьями по  берегам реки  и изумрудной зеленью  поздней осенней травы, напоминающей дерн, тянущейся узкими полосками по обеим сторонам кромки воды,   представляет собой  удивительную  картину, написанную  кистью непревзойденного мастера живописи – природы.
    Вокруг тишина! Не слышно, как прежде, гвалта птиц, жужжания насекомых, кваканья лягушек. У берега не мечутся от надвигающейся на них тени, черные головастики, не плывут круги  по воде от проплывающих рыб. Но ничего не мешает послушать музыку осенней воды в реке. Оказывается, в зависимости от погоды, она разная. В ясный  день  яркие солнечные лучи способны пробудить в реке игривое настроение. Да-да,  даже чуть теплое осеннее солнышко, золотыми искрами сверкая по осенней глади реки,   и, как бы поглаживая своим лучом речной поток, приводит  его в веселое  состояние,  и вода начинает  издавать  разные звуки, напоминающие  музыку. Наиболее разнообразные звуки воды  рождаются там, где берега реки чуть сходятся друг с другом, образуя узкий поток воды. Тогда слышится: бум- бом, плим- плюм…бом, плим, бум…плюм- плим…  А между этими кристально- чистыми  звуками  прорывается  характерное звучание текущей воды, на верху которой то и дело  поднимаются белые пенистые гребешки. Но сегодня в пасмурную погоду  музыка воды совсем другая, -  уже более низких обертонов: бум - бом, плих- плюх, бом- бум…
     По воде плывут  опавшие осенние листья разных форм и расцветок. Среди них -  зеленые,   еще  не успевшие  растерять все жизненные соки родного дерева, напоминают  плотики на  поверхности воды.   Некоторые  листья   вода накрывала « с головой» и они плывут  в толще самой воды, но не тонут, послушно подчиняясь ее  воле, как в известной песне  о покорности судьбе, - «куда ведет, туда идешь». Иногда длинные черешки листьев высовываются  из воды как перископы подводных лодок  или вытянутые шеи гусаков, высматривающих  не грозит ли впереди какая – либо  опасность. Другие листья - пожухлые, с  разными оттенками красно - коричневого цвета, сморщившиеся от сухости,  скользят   над водой, представляя собой лодочки или маленькие кораблики.  Высоко задрав свой  носик, они, кажется, с любопытством вопрошают: что же там впереди? Течение  относит их к берегу, а потом круто разворачивает в  сторону теснины, и несет  прямо в бурлящий водный поток. Все дальше и дальше он уносит их от родных ветвей, от
 тех  деревьев, в кронах  которых  в знойные летние дни  непрерывно щебетали на разные голоса птицы и  жужжали многочисленные  насекомые. Все лето листья питались обильными соками  родной земли, чтобы осенью, оторвавшись от  ветвей взрастивших их деревьев, дружной пестрой  стаей  пасть к корням  своих  родителей. Но поднявшийся промозглый осенний ветер поднял их  в  головокружительном вальсе  и разбросал по разным сторонам, и упали  иные  у дороги, в поле или  в саду, а некоторые в речную воду и, понеслись,  качаясь на ее волнах в неведомую даль, к чужим берегам. Они, как и весенние бумажные кораблики, никогда уже не вернутся в родные края и,  устав сопротивляться водному потоку, завершат свое плавание, опустившись на дно и став речным илом.
   Наблюдая за увядающей природой, всегда грустно осознавать быстротечность бытия, но в душе всегда живет  надежда на обновление и возрождение всего сущего…