Часть четвёртая. Произвол воображения

Виктор Гранин
                Трагическое счастье бытия

Начало на:  1.   http://www.proza.ru/2017/10/22/1891
            2.  http://www.proza.ru/2017/10/24/777               
            3.  http://www.proza.ru/2017/10/25/1339
            



     То, что происходило с этими двумя персонажами книги без названия и вне жанров – оказалось, действительно, всерьёз и надолго. Но что с ними сделала  эта  жизнь? О том умолчим. Потому что именно здесь в мои планы  развития сюжета вмешивается некий Произвол.
    И Произвол этот начинает диктовать свою волю игнорируя  желания персонажей,  их планы на будущее и надежды на безусловно счастливый конец хотя бы этой истории.
     Можно, конечно оборвать бесчинство Произвола на полуслове, ткнув ему под нос хотя бы иллюстрацию к третьей части нашего повествования.   Это фотография Его и Её  в интерьере мирка созданного целиком только их волей и трудом на месте дикорастущего леса. Но предвижу неотразимую логику Произвола,  выраженную всего лишь словами: - А разве здесь речь идёт об официальной биографии конкретных личностей?
    Действительно! Ну, тогда  продолжай автор свою работу над текстом. Только уж не злоупотребляй  свободой,дозволенной и тебе самому вроде как бы творить, вытворять ли - или как там ещё можно принародно выражаться?

[...Но, боже, что сделала… жизнь! Он повстречал Её впервые в пору, когда всё на свете объединяется для того чтобы наполнить нас чарами обольщения, а уж они входят в нас и ввергают нас в безрассудства. Безрассудны бываем  тогда,  но полны сил,
чтобы вступить в схватку за обладание друг другом и  так победить для того
лишь,  чтобы стать узниками побеждённого. Из  этого смешения смыслов
и происходит то, что произошло меж ними. Долгая жизнь вместе, непростая,
наполненная всеми теми коллизиями, которые изобрело человечество за
тысячелетия общения меж собой. От границ обожания до ненависти
простирается здесь поле единоборств, или плодородная пашня – родительница
плодов – ещё так можно сказать о месте их схваток на жизнь.
      С удивлением он находил в ней неисчерпаемый кладезь совершенств,
в ней, жестокой красавице, строптивой и упорной в достижении собственных
сумасбродств. Это казалось иногда невыносимым, и хотелось бежать, куда глаза глядят,  но для того лишь, чтобы тотчас же почувствовать –  нам не жить
 друг без друга...] *(9)               
   Но [ ...Ещё он не знает, что однажды решится оставить ¬ совсем на малое время -  вечные свои забавы. И тогда дико ворвётся в далёкий город не прогнозируемый  ни кем вихрь; пронесётся, по, теперь уже не  узнаваемым
его улицам, и отыщет на одной из них одинокую согбенную фигурку;
 он догонит её  уже на пороге аптеки, обовьет  вихрем   незабываемое
 её тело,  взовьётся выше крыш и улетит прочь, тихо завывая в пустынных
окрестностях когда¬-то оставленной  им земли людей.

     - Какой тёплый, ласковый ветер, – удивится она среди зимы. ] *(10)               
               

   Свершится ли это так, как задумал Произвол, или уж по другому - этого не знает никто. И эта неопределённость, не есть ли самая высшая степень наших счастливых трагедий?  Что за произвол - это твоё определение  " счастливых трагедий"? Отнюдь! Потому как ничто не существует рафинировано в  мире наших отношений. Даже самый цвет, вкус, запах и слух живут  в нашей реальности смешением своих неповторимых свойств. А что уж тут требовать однозначности от образов чувственного воображения! А возможно ли вообще ощутить счастье, не испытав трагического?
      И что это; для чего нам дана такая  многозначительная щедрость?
Не спрашивай меня об этом, ибо я не решаюсь и самому себе дать ответ на этот вопрос, неуместный перед лицом Бытия.
И неким изощрённым наблюдателем выставляю себя здесь.

[Бабочки тихую смерть на оконном стекле наблюдаю,
Вот бы ей в небо вспорхнуть, да прозрачная твердь не пускает.
Так же и мы:  ещё дышим теплом и как будто не знаем,
Что впереди холода, что зима издали подступает.

а за окном завершают полёты стрекозы
в жёлтых болотах вода от прозрачности синя
там по утрам проступает серебряный иней
что тут гадать? - совсем на подходе морозы

Мне бы минуты продлить твои, бабочка. Но не сумею!
Только сложу лепестки хрупких крыльев  под  книжной страницей,
Чтобы суровой зимой мог  случайно повеять
Мне от страниц тех намёк  из-за дальней границы
Некогда суетных дней. А теперь вот крылато
Просто лежать суждено тебе, бабочка, словно осенний листок.
Чтобы в те дни, когда позади золотой карнавал листопада,
Снова раскрыть себя. Я ж остаюсь одинок...] *(11) 
               
   На этом я обрываю свой труд, для того только чтобы не наделать глупостей, которые нужно будет потом долго и нудно объяснять прежде всего самому себе.
    И всё же, вопреки моим предосторожностям, одна глупость сумела проскользнуть  в запираемую мною дверь.
[Сквозь жестокий асфальт пробивается слабый росток –
Так струна моей жизни звенит. Одинок
Я всё больше. Один. Собеседника равного нет.
Да о чём говорить? – голый нерв за вопросом ответ.
Ну а жизнь так проста, потому что вся сложность её -
В ней самой. Зарастает дремучим быльём
Удивление жить, умиление видеть и быть
Просто зверем, способным вдруг взять – и завыть:
- Хороши! эти небо, и ветер, и  запах весенней листвы…
…А вокруг - экзальтации вечно голодной толпы
По деньгам, по вещам; о политике; недругах или друзьях…
…Одинока немая Вселенная, в ней Жизнь одинока, как Я!] *(12)
               
    Одиночество?  И да, и нет. Скорее - кокетство. Этим я маскирую свою прихоть удалиться от общения с людьми, зная за собой своё пристрастие к ехидству и сарказму, как будто бы я знаток всего.
- А может быть это кокетство! – слышу я чьё-то комплиментарное мнение.
- Да уж никак ни демонстрация собственной мудрости - отвечаю я.
-Ещё один эпизод кокетства!?
-Сколько же можно терпеть такое?
-Довольно!
21.10.2017 6:28:25



Ссылки на использованные  тексты, ранее опубликованные, но, однако же, ещё раз использованные здесь потому, как прихоть моя заранее закладывает в том или ином тексте некие узлы в расчёте на то что, придёт время, когда из узлов этих можно будет составить некую сеть для улавливания реальности, на этой раз не разъятой на куски. Найдется ли до таковой пленницы  охотник? – вопрос,  для  своевольного меня, не принципиальный.

* ( 1)    http://www.proza.ru/2015/10/28/1406
* ( 2)    Авторский вариант слов к Адажио Альбинони. Публикуется впервые.
* ( 3)    С разрешения  автора - Граниной Е.М.  Публикуется впервые.
*( 4)     http://www.proza.ru/2015/11/16/280
*( 5)     http://www.proza.ru/2016/11/13/1278
*( 6)     http://www.proza.ru/2015/11/16/280
*( 7)     http://www.proza.ru/2015/11/16/280
*( 8)     http://www.proza.ru/2017/01/21/1208
*( 9)     http://www.proza.ru/2015/03/06/183
*(10)    http://www.proza.ru/2015/03/06/183
*(11)    http://www.proza.ru/2015/03/22/1222
*(12)    http://www.proza.ru/2017/10/15/1475