И снова осень

Степан Терентьев
           И снова осень. Вторые сутки моросит дождь, давая возможность отдохнуть от борьбы с листопадом. Зато на шахматной доске – настоящая битва. Мой соперник оставил под боем ладью и сокрушенно покачал головой. Хитрец этот доктор наук, которого пригласили в Америку.
- Ты представляешь, Ораш, янки оценили мою работу “Определение координат точки в пространстве” и прислали приглашение. Лекции прочитать. В трех университетах. А я по этой работе кандидатскую защитил. Когда это было… - И поскольку я не “съел” его ладью, чтобы не получить мат в четыре хода, а сделал ход пешкой на одну клетку, Анастасий вновь сокрушенно покачал головой. – И как ты все замечаешь?
Он задумался. Он мог анализировать варианты очень долго, поскольку на работу, которой у него не было, спешить не надо, а теплый подвальчик моего пристанища, при дождике снаружи, что может быть комфортнее.
- Анастасий, ты помнишь, в прошлом году мы говорили о выборах президента, американского?
- Ну, как же, и ведь тогда мы победили оба. Президентом стал мужчина, как ты и предугадал, но по голосам избирателей победила женщина. А это - моя правда. Так что ничья.
- Ты о шахматах? Я согласен.
- Я о выборе народа. – Он сделал ход, оставив ладью под боем. Я тут же ее схватил.
- Теперь, согласен на ничью? – Как радушный хозяин я не стал злоупотреблять его промахом.
- Теперь сдаюсь. Извини. Что-то играть расхотелось. Сбил ты меня этими выборами.
- Вообще-то я говорил о тех выборах.
Я убрал шахматы, достал чашки с пакетиками чая, конфеты-карамель, разлил кипяток. Анастасий сел на скамейку у двери. Консервную банку, которую всегда носил с собой, поставил рядом,  приоткрыл дверь и закурил.
- А ты обратил внимание, что у нас пародируются те выборы. Создали тандем: мужчина и женщина, так сказать гендерное равноправие.
- Ну, пока никакого тандема нет. Во-первых, у них кандидатами были новые люди, а у нас одним будет действующий президент, который, кстати, еще не дал согласия.  А во-вторых, о какой женщине ты говоришь? Если об однофамилице бывшего мэра – так и она пока  не двинулась в кандидаты.
- Двинется, если деньги есть, то двинется. Почему бы ни поиграться в выборы. И нынешний президент вновь пойдет кандидатом. А чем же еще заняться, пока в руках сила и власть? Ясное дело, вновь стать президентом.
- Насколько я понимаю, чтобы стать президентом, нужно быть, прежде всего, политиком. А женщина заявила, что она не политик. Я думаю, у нее все же хватит ума не двигаться в президенты.
           Анастасий стряхнул пепел в банку, взглянул на меня и протянул.
- Ну, не скажи-и. Ведь ее обозначают, как светскую львицу. В средствах массовой информации.  А, так сказать, в элитсвете главное – самопиар. Или просто пиар.
- Но ведь львица - она должна быть при льве. Как бы,  не самостоятельная. Нет, не пойдет.
- Ораш, ну лев-то всегда найдется. Уж если, почуяв деньги, выборный штаб образуется, политологи вьются, аки коршуны, как тут ни пойти. Да и власть подсобит.  Беспроигрышные выборы, при таком раскладе, будут для президента.
Мой собеседник затушил сигарету, оставил ее в банке, которую сунул в карман куртки, висевшей над скамейкой.  Сел напротив, взяв чашку двумя руками, отхлебнул чаю.
-  А ведь можно было бы выиграть выборы безо всякой игры.
- Анастасий, видимо ты устал. Где логика?
- Ты о борце с коррупцией, надеюсь, слышал?
- Не только слышал. Но и видел. – Я указал на выключенный старенький “Самсунг”.
- И ты, конечно, знаешь, что его не допустили к выборам.
- И что? Видимо сыграла осторожность. У власти.
- А знаешь, как бы я поступил, если бы был президентом.
- Это хорошо, что президент не ты.
- Я бы допустил его в кандидаты - профессор, казалось, не обратил внимания на мою реплику. - Рейтинг у президента сейчас высок, а этот жест, с кандидатом-борцом, добавил бы сторонников среди электората. И уже никакой критики ни от нас, ни от них. Как считаешь?
- Зачем искушать судьбу? В России, сам знаешь, непредсказуемость – национальная черта. Поэтому, хоть я и согласен с тобой, но пусть будет, как будет.
- Ну и хитрец ты, Ораш. Вылитый еврей. И нашим, и вашим. А разве у таджиков все предсказуемо?
- Извини, если задел твои национальные чувства. Не обижайся, пожалуйста.
         Вот так из ничего и возникают конфликты. Анастасий поставил чашку на стол.
- Спасибо за чай. Я, пожалуй, пойду, надо еще за загранпаспортом зайти. Плюс страховка, налоги, доходы, оплата коммуналки. Вообщем, справок море. Только, боюсь, не выпустят меня в Америку. Я ведь когда-то, еще в СССР, подписку давал. С гостайной был связан.
- Но ведь сейчас нет той страны. Выпустят.
- Не знаю, не знаю. – Анастасий надел куртку, накинул капюшон. – Пойду.
 Мы поднялись по ступенькам. Анастасий, немного сгорбившись, шел через двор и я мысленно пожелал ему удачи. Дождь не переставал.