Чтение - вредная привычка. ч. 2 Для добрых людей

Виктор Комосов
      Теперь от уроков рисования, которые мы посетили в первой части рассказа, можно перейти к школьным урокам по математике и литературе.

     Накануне отгремела кровожадная война, народ, засучив рукава, с энтузиазмом восстанавливает разрушенную страну, поднимая её из руин в космос. Виртуальная линия фронта переместилась на стройплощадки, в заводские цеха, на колхозные поля, в школьные классы и на институтские этажи. Ведётся каждодневный бой с послевоенной разрухой, каждый человек, на своём месте, строит будущее Родины. Война беспощадна, поэтому катастрофически не хватает квалифицированных кадров.

     Но стало немного легче учиться, чем в военные годы. Мама рассказывала, что у них, в период эвакуации в Нижний Тагил, вместо тетрадей были сшитые газетные листы, в которых приходилось писать между строк в пробелах.
 
     В Мамином классе занимаются школьники разных возрастов – итог прерванного войной учебного процесса. В то время Мама комплексовала по поводу того, что она была самой старшей и всякий раз стеснялась, когда её ставили первой на уроке физкультуры, как самую высокую в классе. Потом это всё упорядочилось – закончен ремонт школ, сформированы полноценные классы, набран штат учителей…

       Вспоминая то время, моя Мама с благодарностью выделяла своего первого настоящего Учителя математики, который пришёл к ним в школьный класс, заменив своего предшественника, случайно забредшего в школу, фронтовика-инвалида. Не имея специального педагогического образования, этот человек своим неумелым преподаванием отбил всякую охоту к изучению математики. Под его «чутким» руководством ученики младших классов долго «топтались» на одном месте.

      Такое горемычное «наследство» досталось новому учителю, и он взялся за голову – нужно двигаться дальше, а школьники не знают азов математики и считают её недостижимой нудной вершиной. Пришлось всем «засучить рукава». Поначалу дело не клеилось. Новый преподаватель был тоже бывшим фронтовиком, но до войны он закончил педагогический вуз и преподавал в школе. Внешний вид у него был добродушный, несолидный и даже потешный – это был невысокий полный человек, тут же получивший от ребят прозвище Шарик. Но за неказистой внешностью оказался настоящий педагог и профессионал  своего дела. Свои уроки он организовал так, чтобы у школьников была возможность наверстать упущенное время и идти дальше по программе.

      В основе его методики преподавания была заложена ясность цели. Любую тему он обязательно начинал с того, что объяснял, для чего может практически пригодиться в жизни та или иная формула. Ученики, нацеленные на конечный результат, неожиданно для себя, начали с интересом решать задачки. Мама говорила, что у неё дошло до того, что чем сложнее была задачка, тем интересней её было решать. Этот увлечённый человек, за короткое время,  сумел привить любовь школьников к своему предмету.  Тут надо добавить, что и наши старые учебники предвоенных и послевоенных лет были лучшими в мире - нынешним с ними не тягаться. Думаю, что так и осталось по сей день. Материал в них был изложен лаконично, доходчиво и главное - понятно для чего.

       Когда ясно видна цель перед собой – легче преодолевать трудности любого пути. По этому принципу тогда жила вся страна, поднимаясь из руин, с верой в счастливое мирное будущее. Народ жадно потянулся к знаниям, государство активно выделяло средства на образовательную программу. Строятся дома пионеров и стадионы. Создаются для школьников бесплатные тематические кружки и спортивные секции.   В библиотеках появились очереди на популярные книги. Читать везде и всюду было нормой. Много, на этот счёт, написано очерков иностранными туристами, того времени. Ошеломлённые, они пишут о массовом народном чтении повсюду: в трамвае, в метро, в парке на скамейке, в очереди за продуктами, на пляже…  Интересными книгами делились друг с другом, давали читать на определённое время (иногда даже на одну ночь), с тем, чтобы остальные успели прочесть.

    Завертел этот энергичный водоворот и мою Маму. Она активно и с упоением много читает. Однажды, в конце выпускного учебного года, моей Маме попалась редкая дефицитная художественная книга. Дали её почитать на очень короткий срок. Приходилось для этого использовать любую возможность, и моя Мама, после бессонной ночи, принесла эту книгу в школу, чтобы тайком из под парты читать заветный томик на уроках.  Училась моя Мама на отлично и шла на золотую медаль, поэтому учителя не делали ей замечаний. Но нашлась одна ретивая поборница строгой дисциплины и мою Маму «застукали» за подпольным чтением. Это происходило на уроке украинской литературы. Учительница потребовала, чтобы Мама отдала ей книгу.

      Нравы того времени были известны – любой учитель имел право, в назидание другим школьникам,  отобрать любой запрещённый предмет и поступить с ним так, как сочтёт нужным: порвать, сломать, выбросить в мусор, книгу отдать в школьную библиотеку, ... 

    Понятно, что все эти «милые» варианты мою Маму не устраивали, и она категорически отказалась отдавать чужую книгу на расправу.  Учительница усмотрела в этом поступке посягание на свой авторитет и пообещала наказать непокорную школьницу. С этого момента началась травля моей Мамы по этому предмету – ей в конце выпускной четверти наставили целый ворох заниженных оценок. Как говорится: «Нашла коса на камень». Обиженная такой несправедливостью, моя Мама не стала жаловаться на распоясавшегося в своей мести преподавателя – тут сыграл с ней злую шутку польский гонор, доставшийся от её отца. Много времени спустя, Мама часто, с улыбкой над собой, вспоминала, как на последнем занятии, спохватившаяся учительница, обратилась к классу с вопросом: «кто ещё хочет исправить свои оценки?». Она до последнего надеялась, что Мама извинится и выйдет к доске, чтобы выправить балл, идущий в аттестат. Но этого не произошло и Мамина золотая медаль «пролетела» мимо, из-за одной четвёрки в аттестате.

   Приходится сделать вывод, что чтение, в отдельных случаях, может быть вредной привычкой, и добрым людям, иногда, не полезно читать.

PS На фото моя Мама и её отец