Нарушитель дорожного движения

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Уже смеркалось, когда мы, преодолев почти тысячу километров, подъезжали к Пскову. Благо, сумерки на северо-западе летом-осенью наступают на час позже, чем у нас, в средней полосе.

Трасса Санкт-Петербург - Киев в это время дня не перегружена. Но уже усталость о себе давала знать, в глазах появилась резь.

Долгожданная встреча с любимым городом, прошлым, которое связывало нас с ним, согревали сердце.

До Острова оставалось километров 10, а там ещё около 40 до Пскова. Природа здесь живописная: огромные дубы и липы, стоящие вдоль дороги, перемежаются осинками и столетними елями. Это, пожалуй, самый красивый лес на Псковщине.

До границы с Эстонией километров 25. И вспомнилось, как в семидесятых мы, будучи студентами, были в этих местах, в гостях у свекрови. Она в то время работала директором пионерского лагеря, который располагался недалеко от мельницы Бакиса.

Живописный дремучий лес, огромные дубы и ели, скрывающие своими густыми ветвями небо. Под ногами, между могучими корнями деревьев, в хвое, шляпки белых грибов. Журчащий ручей, кативший свои воды с холма меж массивных валунов. С зависшей над ним мельницей, лопасти которой от порывов ветра скрипели. Сама мельница уже покосилась, дверца держалась на одной проржавевшей петле, и кое где поросла мхом. Было видно, что со времён Великой Отечественной войны мельница не использовалась по прямому назначению.

Эта картинка потом долго хранилась в памяти. И каждый раз, проезжая мимо этого дремучего леса, вновь возникала перед глазами. Вот и в тот момент, опять вспомнилось о походе на мельницу Бакиса.

Не успели мы с мужем перекинуться парой слов по поводу тех воспоминаний, как увидели на дороге затор. Муж сбросил скорость, и резко затормозил.

Впереди нас, метрах в 20, поперёк дороги стояли две встречные легковые машины. Можно было бы подумать, что они уходили от столкновения, и потому от резкого торможения их вывернуло.

Но нарушителем ПДД оказался молодой лось, стоявший поперёк, ближе к левой стороне дороги.

Очертания его мощного торса мы едва разглядели: в сумерках он казался совсем чёрным и на фоне тёмного леса был едва различим.

Но, приблизившись, удалось разглядеть его статные ноги, лоснящуюся тёмную шкуру и небольшие рога, которые и говорили о его молодости.

Лось, покрутив головой, обвёл нас взглядом, будто считал: вокруг него собралось три машины. Не многовато ли? И в одно мгновение исчез в лесной чаще. Я даже не успела взять в руки фотоаппарат, лежавший в бардачке: такая быстрая была у него реакция.

Ещё какое-то время мы, три машины, стояли, как заворожённые. Сзади подпирали другие автомобили, даже сигналили. Что, мол, встали, пропустите! И объезжали нас по обочине. Видно, им была непонятна причина ступора, лося они не видели.

Эта секундная встреча отрезвила нас, вбросила в кровь адреналин. Взгляд стал зорче, настроение улучшилось. И остаток дороги до конечного пункта мы вспоминали подобные истории из наших путешествий по дальним странам, коих было тоже немало.

И подумалось: как бы мы, люди, ни возвеличивали себя, выставляя царями природы, остаёмся мы всего лишь сторонними наблюдателями. И никакие наши потуги обуздать природу не увенчаются успехом. Человек со своим гордым Я, и даже открытиями в науке и технике, бессилен перед ней. И это надо признать честно.   


Сентябрь 2017 г.