особенности национальной рыбалки

Владимир Ефремов
Владимир Ефремов
 

         
Браконьеры при встрече со мной почему-то не не очень радовались, даже как-то хмурились. Вместо приветливого "здрасте!" бормотали что-то вроде "принесло  тебя"... Как-то проводил я рейд во время нереста на р.Чу  (Киргизия) наткнулся на браконьеров которые ловили рыбу варварским способом! Ни острогами, ни неводом, ни даже динамитом . От линии электро передач столба, стоящего почти на берегу р.Чу тянулись два провода в воду, на столбе находился экипированный по всем правилам техники безопасности, по всей видимости электромонтёр. Переодически он подсоединял и отсоединял провода к ЛЭП с напряжением в 380 вольт. Рыба, а её во время нереста всегда очень много, пораженная током всплывала, к верху брюхом к великому удовольствию так называемых "рыбаков". Сачками они проворно вылавливали всплывшую рыбу,выкидывали её на берег где подбиралась "сотрудниками" грузилась в мешки и на тележках вывозилась в аул который был не по далёко.


Должен сказать, что от поражения током всплывает только около тридцати процентов рыбы, остальная особенно тучи только что проклюнувшегося из икры малька погибала, и ложились на дно даже не всплывая. Вот такая "картина маслом", как любил выражаться один мой знакомый Одессит.Подъехали мы не заметно, мой напарник Андрей и водитель возились у машины а я пошёл к так называемым "рыбакам", увлечённые жаждой наживы, а их было человек пятнадцать, на меня даже не обратили внимание, хотя я был в форме и вооружён табельным оружием и ракетницей.-Прекратите! что вы делаете!? Ноль внимания... Заряжаю ракетницу и даю сигнал выстрелом в верх ракетой красного цвета (опасность!), мои ребята прибежали на сигнал ракетой, а браконьеры бросив сачки, рыбу и транспорт (тележки) и  побежали в аул за подмогой. Человек восемь во главе со скалоподобным амбалом, похоже предводителем, все-же остались на берегу. Сбившись в кучу крича и показывая руками в нашу сторону они всё-же решились напасть на нас  надеясь проучить.




И вот на нас с какой-то дубиной ринулся "человек скала",прикрываясь его спиной за ним шла мелюзга.Пока они не приблизились к нам вплотную,мы достали оружие и сначала я затем Андрей стали стрелять в верх. Это охладило их боевой пыл.Оставив на берегу "снасть" (провода), несколько мешков рыбы, в таком-же порядке как и пытались напасть на нас, понеслись в сторону аула. Посмотрев в бинокль, мы увидели толпу которая двигалась в нашу сторону. Быстренько смотав провода, забрав всё что осталось после "любителей" природы поехали в управление и доложили о случившемся.



Садыков сказал, что это редкая наглость и такое глумление над природой, никому прощать нельзя, даже киргизам. Написали мы заявление в милицию, нам выделили двух милиционеров и ночью  поехали в браконьерский аул , днём нас могли там порвать вместе с милиционерами. Орентируясь на приметы "человека скалу" нам показали где он живет. Дальше дело техники... Пока шло разбирательство с браконьерами которые "наскребли" (а это был 1986 год) на свою шею иск, в несколько тысяч рублей за загубленную во время нереста рыбу, жители аула собирали по домам деньги и ругались, не потому что деньги жалко, а потому что "нарушили шайтаны" закон, который запрещает есть киргизам рыбу. Меня и Андрея тоже не очень начальство хвалило, таких громких дел в нашем управлении никогда не было до моего приезда.



Кубатбеков вынужден был доложить в Главрыбвод о происшедшем. К его удивлению министр Главрыбвода одобрил мои и Андрея действия и в целом отметил работу нашего управления положительно, с предложением поощрить меня и Андрея. Кубатбеков расщедрился на премию, мало того он стал здороваться со мной за руку, что с его стороны было неслыханной милостью. Через неделю меня и Андрея отправили охранять горную реку Аксу в которой пошла на нерест пятнистая Форель. Поехали на УАЗике мы вдвоём, Андрей за рулём (водитель заболел) и я.



На повороте в ущелье между горами заходила огромная отара овец, управляемая четырьмя чабанами и двумя собаками. Шли они из Казахстана на летний выпас в долины киргизских гор, видно что усталые раздраженные, тридцать километров от Казахстана пешком с огромной отарой... Андрей  посигналил, чтобы они сдвинули начало отары немного в сторону, и дать нам возможность проехать.Что тут  началось! Не сговариваясь чабаны схватили по булыжнику и кинулись на нас. Я успел выхватить пистолет и направил его прямо в лоб негодяю, который рвал дверь с моей стороны и дал понять что стрелять буду на поражение.К сожалению Андрей не успел вытащить пистолет из кобуры дверь, с его стороны открылась и на его голову обрушился удар булыжником. Когда я повернулся в его сторону, то увидел, что голова Андрея вся в крови и он без движения лежит на руле машины.В ярости я поднял пистолет и выстрелил в открытую дверь, в проёме которой стоял нападавший с булыжником в руке,в последний момент немного отвёл дуло пистолета в сторону, -Володя не стреляй!-я живой!.



Остолбеневший подонок опустил руку с булыжником и бросил его на землю. -Живой!? -ну слава Богу! Тогда чего разлёгся!? Хватай ТТшник и в атаку! Пока Андрей кряхтя выходил из-за руля машины, я выскочил (тогда я был шустрый, и не такой толстый, как сейчас) из машины и крикнул, -Всем подойти к машине! или мы вас перестреляем! Нехотя, медленно до этого озверевшие подонки подошли опустив головы. (Читатель по своему усмотрению, вместо трое точий может вставлять свои слова). Вы зачем ... напали на нас? А! громче не слышно ...! Эти ... что-то мычали и всё канючили, -отпусти начальник, дети у нас! А у нас кто...не дети!? Вы кто? Банда!?...нападаете на всех кто проезжает мимо  вас!?- Все, разговор окончен вы банда грабителей!- Тюрьма ваш дом! Вызываем прокурора и милицию!



Услышав про прокурора и милицию эти ... завыли как шакалы. Вообщем что тут долго рассказывать, Андрей сказал мне что чувствует себя нормально и пусть они уё...  а в рапорте напишем, напали неизвестные... От радости ... пытались загрузить в машину жирного толстого (такого как я сейчас) барана. Мы отказались, возись с ним, он весил не менее ста килограмм, обожраться нам что ли. Освободили нам дорогу и мы поехали дальше. Оглянувшись я увидел как эти удивительно "добрые и приветливые" люди, долго махали нам вслед малахаями, жалея о том, что не удалось прикончить нас. Едем дальше и стали подниматься в горы по серпантину, слева отвесная стена с права пропасть. Езда по горным дорогам как-то напрягает, но ничего мы привычные...




Я подшучиваю над Андреем, хотя всё могло кончиться более чем печально.-И чего ты Андрюха такой жалостливый!? -Притворился мёртвым, как та лиса на возу с рыбой у деда... -Да понимаешь, насмотрелся я трупов в Афгане и как наяву увидел, тот что камнем меня долбанул прямо копия того что я там уложил. А сейчас когда увидел этого гада, что на меня с камнем, подумал "где я тебя видел?" вот и замешкался. -Получается тот, чуть тебе не отомстил руками своего двойника!?-Если-бы ты не был таким шустрым, то кранты мне.-Ну ничего не переживай! -Хорошо ,что обошлось так, могло быть и хуже...-Знаешь что Володя, давай в отчёте командировки не будем писать об этом случае.-Хорошо не будем, я сам думал об этом, а то такое начнётся! Следователям только дай зацепку, поедят у этих казахов всех овец, а виноватыми сделают нас.



На том и порешили. Вскоре серпантин закончился и мы выехали на прямую дорогу но с перевалами. километров через двадцать слева от нас показалась р.Аксу, Проехав ещё километров семь вдоль реки, мы опять увидели "картину маслом". Два джигита, один на правом берегу, другой на левом прицепив концы невода к шеям коней, мирно тралили, собирая в мотню невода всё живое, что находилось в воде.(Да! Вы правильно подумали и лягушек тоже.) Хотели подобраться незаметно, но не получилось, тот что был на правом берегу увидел нас и крикнул своему напарнику чтобы отцепил конец невода и показал рукой на нас.



Посмотрев в нашу сторону джигит одним движением отцепил конец от шеи своего коня, подняв в правой руке камчу (плеть) поскакал в нашу сторону с намерением огреть меня. -"Ну вот, пришла и моя очередь отхватить по кумполу" это потому что я был впереди Андрея, вытащил ракетницу и когда морда коня почти коснулась меня выстрелил в верх из под уха коня. От испуга он взвился на дыбы и лихой джигит, вмиг оказался на земле. Я подбежал к нему наступил на руку вырвал камчу и врезал ему пару раз по его жирному заднему месту. Подоспел Андрей,-Володя смотри у него штаны на заднице треснули! это он со страху воздух из себя с силой  выпустил, вот и результат... наездник молчал и зло на нас таращился.



-Документы есть? спрашиваю я его.-Нет! -Понятно, какие у тебя могут быть документы, тебе кроме лошади никто никакой транспорт не доверит!-Зачем так говоришь, я тракторист.-какой ты тракторист!-Чтобы трактор водить, надо права иметь. -Как нет права!? на вот смотри! Достаёт права тракториста, Болотбек Асылов. Андрей рисуй пока на тракториста протокол, а я с ним немного побеседую... -Скажи мне Болотбек, почему вы на незнакомых людей кидаетесь? -Хочется в тюрьме посидеть лет пять за нападение на инспекторов!? -Нет начальник!.


А почему Болотбек ты с незнакомым человеком невод таскаешь во время нереста? -Он же бросил тебя и невод с рыбой украл. -Нее, это мой сосед Марат, сестру мою держит. Мне не интересно за что Марат твою сестру держит или не держит, как фамилия его? -Насыров он. -Вот, вот, в штаны нас...л и смотался, а тебя бросил одного! Составили мы на обоих протоколы, и отпустили незадачливого тральщика. Он повеселел и стал приглашать нас в гости.


Мы отказались сославшись на то, что не взяли с собой галстуки без них неудобно, всё таки не абы как, а "почётные" гости. Сели мы в машину и поехали дальше. Пока ехали я подсчитывал, сколько отвалили бы мне "почётному гостю" в галстуке, плетей за порванные штаны Болотбека... Пожалуй пришлось бы и мне жевать галстук, как это делал один мой "добрый" знакомый грузин. О брюках промолчим, пришлось бы менять. Ну а дальше... чем дальше, тем больше протоколов, "настрогали" мы их под сотню. Вернувшись из командировкии и сдав протоколы мы были "обласканы" милостью Кубатбекова, он не только здоровался за руку, но и стал даже улыбаться при встрече.


 Более того он написал рапорт в Главрыбвод с просьбой присвоить мне звание "Лучший инспектор Главрыбвода." в этот сезон я с опергруппой которую возглавлялял, объездил практически почти все водоёмы Киргизии. Выслужился скажете Вы, нет не потому что "выслужился" просто у меня был опыт работы по Новосибирску. Да и работа, чего греха таить, мне нравилась. Живая, хоть и рискованная, но мне по душе и по моему характеру, защищать природу считал и считаю благородным делом.


 Рисковать жизнью приходилось довольно часто, попробуйте помешать любому зверю (кроме травоядного)когда добыча уже в его зубах... Браконьером может быть и просто рабочий, или даже чабан, интилигент, начальник милиции и секретарь райкома партии. Вот и попробуй с такими... Ведь дело может и не в нарушении Правил рыболовства, а в жадности, в применении запретных орудий лова, нанесении огромного ущерба природе. Десятки инспекторов защищая животный мир и  природу от её истребления, особенно животных занесенных в красную книгу, были убиты браконьерами.



 Ладно хватит ныть! Скажете Вы, -что дальше? Вообщем исколесил я с опергруппой практически все водоёмы Киргизии и крепко дали по рукам (сильно капризным и по другим местам) любителям халявы от природы. Посещали мы и не однократно знаменитое озеро Исык куль и всегда с удовольствием заезжали в  г.Пржевальск, В котором долгое время работал и потом умер знаменитый русский путешественник, исследователь средней азии Н.М.Пржевальский. Мы начинали работу от г. Рыбачье и вдоль побережья вокруг озера возвращались к точке исхода. К нашему удивлению на озере грубых нарушений мы не выявили ни разу и это радовало.