Искусство быть зайцем

Аркадий Белкин
   В далекие студенческие годы я был классическим железнодорожным "зайцем". Я
учился в институте в другом городе. До моего города было 3 часа езды на так
называемом рабочем поезде(электрички тогда еще не  было), а на скором поезде -
только 2 часа. Соответственно цены на железнодорожные билеты были разные, но все
равно для небольшой студенческой стипендии дороговатые. Поэтому мы все старались
проехать домой и из дому, не утруждая себя покупкой билета. При этом мы пускались
на всяческие ухищрения. Иногда просто заходили в вагон, надеясь что не будет
ревизоров. Правда, однажды мы были задержаны целой группой ревизоров, но, продержав нас около часа в служебном купе, сжалились и отпустили(благо, время
было довольно позднее и они не хотели связываться с бедными студентами). Пару
раз мы с однокурсником все 3 часа простояли в отопительном отсеке - хорошо, что
была ранняя осень и еще не топили в поездах. Хуже бывало, когда мы решали ехать
скорым поездом. Здесь без небольшой денежной взятки проводнику не обходилось.
Как-то мы ехали даже в почтовом вагоне(багажный раздатчик при этом нарушил
правила, но - деньги есть деньги). А однажды мне очень крупно повезло. Я бегал
по перрону от одного проводника к другому, но ни один не соглашался взять меня
в свой вагон. В это время из последнего вагона вышла целая группа ребят, среди
которых я увидел своего одноклассника. Он меня тоже увидел и сказал проводнику,
что они студенты, едут после практики, а я отстал от группы. Так я совершенно
бесплатно добрался домой.
  Это умение ехать без билета в поезде пригодилось мне через несколько лет
после окончания института. После похода с группой туристов по Кавказу я из
Сухуми долетел до Кутаиси, из Кутаиси автобусом добрался до городка Маяковски
(родины великого поэта). Потом из Кутаиси я доехал до Сочи. Билетов на поезд
не было(курортный сезон) и я договорился с проводником, что за умеренную
плату он посадит меня в свой вагон.