Колдовская Мексика

Михаил Моро
Туристические маршруты все чаще и чаще ведут в Мексику. И это не случайно – путешественников привлекают не только экзотические красоты этой страны, но и традиции мексиканцев, связанные с древними верованиями и учениями.

Например, здесь активно практикуют культ Санта Муэрте – Святой Смерти. Речь идет даже не о совокупности магических ритуалов, а о целой религии…

Латиноамериканцев издавна отличало особое отношение к «посмертной» сфере. Известно, что Кортес во время завоевания Мексики наткнулся на храмовое здание, от пола до потолка заполненное человеческими черепами. Их оказалось не менее 100 тысяч. Это были жертвы ритуальных убийств.

Древние ацтеки жестоко пытали захваченных в плен воинов: этого якобы требовали боги за то, что помогли одержать победу в битве. Иногда индейцы предварительно откармливали пленников, посадив их в деревянные клетки. Считалось, что чем упитаннее жертва, тем угоднее она божествам…

Во многих индейских племенах был распространен каннибализм. Жертву расчленяли и съедали либо целиком, либо какую-то отдельную часть тела. Благодаря этому частица души убитого якобы переселялась в тело едока. Предпочтение отдавали сильным и смелым воинам.

Правители майя терзали свою плоть, делая надрезы на теле. Капли вытекшей крови посвящались божествам. Индейцы с полуострова Юкатан швыряли людей в знаменитый Священный Колодец в Чичен-Ице. Сегодня его называют «Колодцем жертв». На дне его найдено множество человеческих останков.

В конце октября - начале ноября в Мексике празднуют Дни мертвых - «Эль Диас де лос Муэртос». 31 октября отмечают День мертвых детей, 1 ноября - День взрослых. В домах ставят алтари с угощением для покойников, которые в эти дни навещают свой дом. Люди устраивают шуточные похоронные процессии: выходят на улицы в костюмах мумий и скелетов, вместо покойника несут пустой гроб… Повсюду продается потусторонняя символика - черепа, фигурки скелетов - «калакос»…

Согласно индейским поверьям, считается, что души умерших вселяются в махаонов и колибри, которых специально разводят вблизи кладбищ…

Культ Святой Смерти на первый взгляд не имеет с этой традицией ничего общего. Тем не менее он тесно связан с представлениями мексиканцев о смерти вообще. Санта Муэрте – это не нечто абстрактное, а вполне реальное существо женского пола. По преданию, когда-то это была красивая девушка. Ее часто изображают в виде скелета, одетого в белый наряд, похожий на подвенечное платье невесты с косой, весами и земным шаром в руках  - это символизирует, что ей подвластные все люди на планете.  В сознании человечества нет образа более яркого, более сильного, поэтому люди склонны связывать с ней всё, что вызывает у них особенно сильные эмоции – salto mortale, любовь до гроба, la petite mort …

Образ смерти, пожалуй самый универсальный и наличествующий в любой культуре и любой мифологии, каждого народа. В конце концов, если работа прочих божеств "на первый взгляд как будто не видна", смерть всегда на трудовом посту - без отпуска и выходных. Более того, бог смерти – всегда один из самых ярких персонажей: Яма, Анубис, Аид - ребята весьма колоритные.

Культ Санта Муэрте, является синкретическим, существует уже три столетия и распространен по всей Мексике. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Он  возник в результате сплава католичества с остатками местной ацтекской религии, в которой поклонялись Венере (планете) как могущественному божеству смерти.

В Мексике вообще интересное отношение к смерти. Так, на День мертвых в домах выставляют развеселые скелеты — символы умерших, на пару часиков заглянувших к близким, чтобы вместе попраздновать и предаться воспоминаниям.

Какой же прок от этой зловещей сущности? По поверью, она способна помочь там, где бессильны другие святые, и одинаково справедлива ко всем. Святая Смерть чрезвычайно популярна у представителей «дна» - воров, проституток, наркоторговцев… Эти люди нередко устраивают у себя в доме алтари, посвященные Санта Муэрте, которые щедро украшают, чтобы святая поспособствовала в их нелегальном промысле. В качестве подношений к алтарю приносят цветы, хлеб, воду, алкоголь, сигареты… Как считается, она охраняет от мучительной или преждевременной кончины.

Поклонники Святой Смерти обычно держат у себя ее изображения. Статуи Санта Муэрте бывают трех цветов – черного, белого и золотого. Черный символизирует силу, белый – чистоту и невинность, золотой – финансовое процветание. Иногда Святую Смерть изображают с атрибутами Пресвятой Девы Марии, но чаще всего она все же держит в одной руке земной шар, а в другой – косу, что куда больше соответствует имиджу Смерти.  Иногда она ещё носит корону. В общем "глупая и нелепая смерть" - это не про неё, Санта Муэрте всегда при полном параде.

В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома баррио «Тепито», проводится "месса" с благословением. Еще пару лет назад в этом участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось. Всякий, до кого доходит очередь поклониться изображению смерти, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти. В храмах Святой Смерти  есть два ее изображения: в виде женского скелета в саване  с косой, совой и глобусом в руках или в виде  бледной молодой девушки в белом платье (поэтому Святую Смерть еще называют Белой Девочкой).

Согласно легенде, изначально люди не знали смерти и, страдая от тягот усталости от бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой принести им избавление. Бог  явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что по его воли отныне она станет Смертью, бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и дающей передышку от страданий и тягот земного пути. И немедленно  тело ее распалось, прекрасное лицо обратилось в голый череп и Смерть, получив из рук Бога косу, отправилась в свой путь по земле...

Приверженцы культа носят на груди вместо креста образок Санта Муэрте или даже делают татуировку, изображающую ее. В своих молитвах они просят у святой помощи в работе и бизнесе, а также защиты от зла.

У культа Святой Смерти есть и свои нюансы. Так, прежде чем обращаться за помощью к Санта Муэрте, нужно сначала формально испросить позволения у Христа или Девы Марии. Кроме того, принято давать святой какой-нибудь обет в обмен на ее помощь. Считается, что, если его не выполнить, Санта Муэрте может рассердиться и забрать у человека жизнь. Также нельзя просить у нее слишком многого. Поэтому, когда к ней обращаются с просьбами, обязательно говорят: «Я не прошу лишнего, дай мне хотя бы столько, чтобы я мог нормально жить!»

Она одинаково справедлива, одинаковой мерой меряет всех: богатых и нищих, тех кто прозябает и тех, кто стоит на вершине власти, больных и здоровых, умных и глупых.  Именно справедливость и беспристрастность Сантиссимы Муэрты сделали ее самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаются  в самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь - и Святая Смерть, взвесив меру ваших страданий, может обернуть их в такое же количество радости.

Но самые востребованные ее «таланты», это способность даровать просящему деньги и удачу в любви. На рынках Мексики на прилавке  почти у каждого торговца можно увидеть  статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами; или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами. Предприниматели получают от Святой двойную помощь: она и деньги к ним привлекает и  происки конкурентов и разных государственных карающих органов отсекает. Сплошная польза!

Особенно покровительствует Муэрта тем людям, которые вынуждены работать ночью (это самое ее время!) или работа которых связана с опасностями: члены наркокартелей, таксисты, полицейские, водители,  продавцы в ночных магазинчиках, танцовщицы в ночных клубах - у многих из них можно увидеть  образки святой Смерти или татуировки с ее изображением.

Первый храм Сантиссимы Муэрты (Santissima Muerta) был открыт в Мехико в 1999 году. Культ, начавшийся с пары сотен последователей, сейчас насчитывает более двух миллионов. Сегодня ей поклоняются по всей Мексике, ее символы можно встретить и на углах улиц, и во многих домах. И хотя католическая иерархия страны борется с поклонением "Санта Мауэрте", статуэтки скелета в плаще и с косой в руках часто встречаются со статуями святых в мексиканских домах, а также в неофициальных уличных часовнях и молельнях. Отношение к культу у правительства Мексики двойственное. С одной стороны, этот культ как бы не одобряют, типа, это суеверия отбросов общества, людей из низшего класса, культурному и образованному человеку  стыдно верить в Святую Смерть и нужно, дабы быть пристойным и социально приемлемым, в католическую церковь ходить. Но, с другой стороны, с негласной поддержки властей, культ существует и развивается - потому что эти самые представители власти видят силу Святой Смерти и сами  прибегают к ее помощи.

 Но не только в Мексике, но и в благополучной Калифорнии молодые люди зажигают свечи в память о Санта Муэрте и делают татуировки с ее изображением — от маленьких до огромных. Несколько лет назад мексиканское министерство внутренних дел вычеркнуло Санта Муэрте из списка законных святынь — но это ничего не изменило. В киосках продают видеопособия, обучающие, как надо молиться Смерти, и даже модные интеллектуалы начали говорить, что этот культ muy autentico — подлинный.

Многих пугает все, связанное с культом Святой Смерти. И хотя мексиканские власти не запрещают эту конфессию официально, но активно пресекают пропаганду альтернативной религии. В отдельных местах были снесены храмы, посвященные культу, а их служители подверглись арестам, так как распространились слухи о том, что они практикуют ритуальные жертвоприношения. Но доказать это не удалось.


Наркотики для общения с духами.

Еще один мексиканский культ связан с наркотиками. Например, из белого кактуса лофофора, растущего в Мексике и некоторых районах Северной Америки, получают возбуждающее средство мескалин.

Древние мексиканские индейцы видели в кактусе воплощение божества и устраивали обряды общения с ним. Ритуальные действа продолжались очень долго, по 15—20 часов. Особенно большое значение придавало им племя киова: все усаживались вокруг костра, затем жрец или шаман после молитвы раздавал кусочки кактуса. Примерно в полночь начинали бить барабаны — они призывали развлекаться в знак благодарности богам…

У мексиканских ацтеков существовал культ богини Тласольтеотль. Ее обычно изображали с метлой в руке или верхом на помеле. Ацтекские жрецы курили в ее честь черный фимиам и бросали в костер камышовые метлы – олицетворение богини. Считалось, что она «выметает» грехи и дурные поступки.

Индейские шаманы нередко использовали для своих ритуалов грибы. В начале прошлого столетия в мексиканском штате Оахака жила девочка по имени Мария Сабина. Она была из очень бедной семьи. Как-то Мария Сабина вместе с сестрами насобирала в лесу грибов. Девочки попробовали их и принялись громко распевать песни… Вскоре Мария Сабина заявила, что грибы разговаривают с ней. Когда захворала одна из ее сестер, грибы «подсказали» девочке, из каких трав приготовить отвар, который вылечит больную… После этого к девочке начали обращаться страждущие за помощью.

Когда Марии Сабине исполнилось 14 лет, ее выдали замуж. И она перестала есть «шаманские» грибы, утверждая, что их сила не действует, если женщина принадлежит мужчине. Но ее мужья умирали один за другим… После того как скончался ее третий супруг, Мария Сабина объявила, что больше никогда не вступит в брак и посвятит себя лечению людей – видимо, таково уж ее предназначение…

В 1955 году Мария Сабина поведала о своих магических секретах чете заезжих американцев-исследователей. Те опубликовали в прессе ряд статей о ее целительском искусстве. Это вызвало настоящий ажиотаж. Люди бросились собирать «чудесные» грибы, чтобы использовать их в своих целях. Местные крестьяне сначала обвинили Марию в том, что та выдала чужакам «шаманские тайны», и даже в отместку подожгли ее дом. Но потом начали сами собирать «магические грибы» и продавать их иностранцам и всем желающим «пообщаться с духами».

Хотя сама Мария говорила, что духи выходят на связь только с теми, кто хочет помогать другим, а не решать собственные проблемы, женщину никто не слушал. Впрочем, особой пользы священные грибы никому из охотников за ними не принесли – вероятно, они могли «говорить» только с избранными вроде той же Марии Сабины…

Мария Сабина скончалась в 1985 году. Как ни странно, мексиканская католическая церковь чтит ее и не причисляет к колдуньям. Ведь несмотря на то что эта женщина при жизни практиковала древние шаманские ритуалы, она была очень набожна.


Колдовское сердце Южной Америки.

Одной из основных достопримечательностей столицы государства Мехико является колдовской рынок Сонора (Mercado de Sonora). Его называют магическим центром всей Южной Америки. Рынок действует совершенно официально, находясь под эгидой Национальной ассоциации колдунов.

Каждые выходные около 2000 человек посещают специальную часть рынка, где торгуют различной магической атрибутикой: амулетами, подковами, свечами всех размеров, форм и расцветок. Здесь можно приобрести такие экзотические товары, как золотой песок, черная соль, порошки из неизвестных ингредиентов, «вода святого Игнатия», которая якобы отводит от человека нежелательное внимание… Вам предложат средства буквально от всего – от любых болезней, от похудения или ожирения, от страха перед полетами…

Среди наиболее популярных товаров - листья авокадо, которые якобы помогают от воспалений; растение хирантодендрон, которое используют при заболеваниях сердца (между прочим, в переводе с греческого «сhiranthodendron» означает «дерево с человеческими руками», а мексиканцы зовут его Рукой дьявола); цветы жакаранды, будто бы помогающие при желудочных проблемах… Но это еще цветочки (в прямом и переносном смысле)!

Так, в качестве средства от рака вам предложат сушеных гремучих змей, а в качестве препарата для укрепления крови - сушеных скунсов. Также вы можете купить тут кровь гремучей змеи или порошок из сушеных колибри, который поможет притянуть удачу. Той же цели служат кресты, изготовленные из дерева окоте. От злых сил спасут ожерелья из чеснока, а оленьи глаза уберегут от сглаза.

Черепа, лисьи шкуры, живые экзотические птицы, лягушки, белки и игуаны предлагаются покупателям для совершения обрядов черной магии, к примеру, изготовления приворотного зелья по рецептам древних ацтеков. Можно приобрести и готовое зелье всего за 10 долларов.Любовная магия вообще пользуется на рынке повышенным спросом. Хитом продаж является «любовный спрей» за несколько долларов.

Если будете его использовать, возлюбленный никогда вас не бросит! – обещают торговцы. Также от любовных неудач защитят ароматические масла и лосьоны, к примеру, афродизиак «масло Скорпиона», способный совратить и монаха… Не надеетесь на собственные силы - обратитесь к колдуну, который при помощи заклинаний привлечет к вам любимого человека или вернет в лоно семьи неверного супруга.

Колдунов, кстати, на испанском называют «брухо». Более могущественными считаются женщины-колдуньи, то есть, по-нашему, ведьмы. Помимо ведьм, на рынке Сонора можно встретить медиумов, экстрасенсов и гадалок всех мастей. Вы можете попросить хироманта погадать вам по ладони, испытать судьбу на картах Таро или заглянуть в хрустальный шар…