Свет свечный

Андрей Тюков
Свет вечный - это не обязательно свет свечный. И кто говорит: я знаю Бога истинного, тот заблуждается, при свете таком слабом, и знает не Бога, но идола. Христос больше евангельского текста, учит митрополит Сурожский Антоний, а я позволю себе дополнить его поучение словами: и больше Церкви, которая есть лишь проекция Тела Христова. Благодать не ограничивается церковной оградой и вообще областью Церкви, богослужение есть дело человеческое. Имеет огромное значение каждый, любой человек, даже еретик, язычник, атеист. Почему? Потому, и это снова митрополит Антоний, что крестная любовь нам говорит: "...дай всё, отдайся до конца и прими другого до конца; если нужно, чтобы он был крестом, на котором ты будешь распят, пусть это будет, потому что распятый со Христом может сказать: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк 23, 34)". Гнать неверного, как Павел гнал христиан до своего обращения, будучи ещё Савлом, наверное, проще... Но тогда неверный имеет право спросить тебя: так в чём же твоё обращение, брат?
В 1925 году представители т. н. "Карловацкого раскола" обратились в Лигу Наций с просьбой: начать военную интервенцию в Советскую Россию. Цель вторжения? Восстановить монархию в стране.
"Карловацкие" - это те православные, которые после революции 1917 года не признали новую власть и заняли по отношению к ней резко антагонистическую позицию. Это Русская православная церковь за рубежом. РПЦ и патриарха они осудили как "продавшихся большевикам", как "священников сатаны", и отреклись от них. И вот эти люди, глубоко верующие, не язычники, не еретики, а "нормальные" канонические христиане, совершают дело, которое и сегодня не может не потрясти до глубины души, веруешь ты или нет: просят напасть на их родину и убить там много людей, для того только, чтобы вернуть кесаря на престол.
И после этого уже не удивляешься тому, что глава "русских зарубежников" митрополит Анастасий называл Гитлера "богоданным вождём народов, который освободит Россию от коммунизма"... Или тому, что в Париже под немцем шли ежедневные молебны о победе германского оружия... А как же Бог? Бог один для всех. Или в чаше у "зарубежников", вместо крови Его, вино пресотворялось в уксус? Не слыхал о таком.
"Карловацкие" - это раскол политический. Это пример торжества "кесаря" над "Богом", если под кесарем понимать ветхого Адама, то есть любого из нас и всех нас вместе взятых. Но это такая же Христова церковь, как и Русская православная церковь, и у них всё то же: таинства, служба, тексты, иерархия... Разница только в той части "проекции Тела Христова" на землю, которую одни признают, а другие отрицают, - дело в отношении ко власти. Той самой власти, которая якобы "от Бога", - всякая власть, любая... Но это там, в книге. А в жизни - пришли, арестовали, заточили в острог, а то и лишили жизни. Антихрист? Однозначно. Никакого сотрудничества с тёмной силой. А как тогда? А так же: прийти, арестовать, заточить... Разница-то в чём, где она, разница, - никак не постигну умишком... И что это вообще такое - Церковь?
В последние годы Церковь занимает огромное место в нашей жизни. На моей памяти такое происходит впервые. До середины восьмидесятых годов прошлого столетия Бог и кесарь сосуществовали рядом, но порознь, притворяясь, что не знают о соседе. Пойти на службу в храм Божий нередко было проявлением гражданского мужества и могло "повлечь за собой". Бог тоже косо взирал на "чужих": бабушки гнали "волосатиков" из храма бестрепетной рукой, не реагируя на "мы посмотреть". Так было в Прибалтике, где мы с товарищем из любопытства решили заглянуть в костёл - послушать орган...
Теперь это часть жизни. Так и должно быть. Правильно. Но ведь - часть... Можно сказать: моё право - определить роль и место любой части моей жизни. Если это моя жизнь, если это моя свобода. Моё право, если одна из частей вдруг начинает претендовать на верховенство, указать ей на место в моей жизни, как я, взрослый человек, её вижу и представляю себе. Произвол и насилие (в какой форме, это не суть важно) одной такой части неизбежно приводят к дисгармонии и расколу единого целого. И тогда одна часть может потребовать арестовать другую, а другая - ответит призывом внешней силы: приди, помоги... Кто придёт и как поможет, это мы знаем из недавней истории. Значит - что? Часть, знай своё место.
И это будет дорога в тот же раскол. Часть не может не стремиться к целому, но будучи только частью, причём не интегральной, а раздираемой противоречиями внутренней природы, и под влиянием внешних обстоятельств ("кесарь"), часть никогда целое как таковое не примет, а будет стремиться правдами и неправдами отождествить с этим целым - себя...
Существующая система проецирует не Бога на себя, а наоборот - себя на Бога. Со всеми человеческими достоинствами и недостатками, которые человек холит и лелеет как зеницу ока, без которых он сделается пуст, а жизнь его - утратит смысл, даже тот скудный и невеликий, который удаётся разглядеть в ней по Божьей милости. Кто сумеет попросить "чашу мимо пронести"? Нет, хватаемся двумя руками, как несмышлёные младенцы неизвестно за что... щелбанов бы надавал, что ли! В назидание - и чтобы языки прикусили. Уйти в молчание, туда, где не говорят. Где слова нет. Слово было в начале. Мы на выходе из этого мира, как майор Том в известной песне: кабель отсоединил - и...
Называй планеты заново, Бог с тобой.


26 октября 2017 г.