Фреска Мадонна делла Парто. Пьеро делла Франческа

Алина Алексеева-Маркезин
       Мадонна дель Парто.Пьеро делла Франческа 206 x 203 см .1460.Chapel of the Cemetery, Monterchi, Italy

      Пьеро делла Франческа — несомненно, один из величайших итальянских художников XV в. Его живопись отличают оригинальные пространственные решения, монументальность и бесстрастный рационализм. Творчество Пьеро — одна из вершин  эпохи Возрождения.

          Картина была написана художником для церкви  городка Монтерки, город, входящий в провинцию Ареццо.
 Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей.

      Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье .

       Первоначально фреска украшала боковой алтарь, посвященный святому Августину.
   Мадонна, задуманная художником и написанная на этой скромной стене специально для благочестивых паломников, должна быть не святой или Богоматерью, а подругой и утешительницей, близкой и родной. Это просто беременная женщина, которую открывают взгляду два танцующих ангела. Одним своим видом она прогоняет все заботы и тревоги.

      Мадонну дель Парто часто посещали женщины для защиты во время родов, которые совершили короткое паломничество из деревни, расположенной недалеко от церкви.
      Она чуть расстегивает платье, чтобы одежда не стесняла дыхание. Одна рука на боку, другая указывает на плавный изгиб живота. В ее беременности не чувствуется ни неудобства, ни тяжести — только достоинство.
Мы видим  нежную юношескую красоту Богородицы , подчеркнутую гордой позой шеи и высокого и благородного лба.
      
    Мадонна Пьеро — утешительница, одновременно царственная и народная, близкая и понятная в своем положении: любая женщина, ждущая ребенка, видит в ней отражение собственного состояния. Таким был замысел Пьеро, такой смысл он вкладывал в свою работу.
         Выражение ее лица бесстрастно и сдержанно: если ангелы глядят прямо на нас, то Дева Мария смотрит вниз, слегка опустив веки. Дородное тело, суровый взгляд — в своей беременности Богоматерь не может встретиться ни с кем глазами, не может вступить в диалог. Она думает о своем положении — особом, поскольку она Богоматерь, обычном и естественном, поскольку она просто мать.

   Интерес Пьеро к симметрии особенно заметен в этой работе, где два ангела, держат края занавесей.  Ангелы смотрят на зрителя, привлекая его внимание, словно открывают занавес для него.

           Геометрическая форма занавеса подчеркивает объемы персонажей и как бы раздвигает пространство картины, кроме того, с богословской точки зрения, она предлагает убежище и защиту, как живот Марии для Иисуса.

        Павильон представляет церковь, а Мадонна в своем конкретном состоянии символизирует евхаристическую скинию, поскольку она содержит тело Христа.

        Пестрый гранатовый дамаск, также присутствующий в платье короля Соломона на фреске Легенды Истинного Креста , символически относится к плодородию, благородству Девы . Интерьер выложен мягким стеганым одеялом.

Фреска изначально создавалась для стоящей среди полей церкви Санта-Мария-ин-Сильвис, вероятно в год смерти матери, когда Пьеро приехал в Монтерки на похороны. Его замысел — дородная фигура царственной матери — был столь неприкрыт и очевиден, что роженицы стали обращаться к его Мадонне за помощью в родовых муках.

     Уже в 1784–1786 годах этот пригородный район с маленькой церковью был избран местом для кладбища Монтерки. По этому поводу церковь была на три четверти снесена и превращена в кладбищенскую капеллу. Чудотворную фреску сняли, перенесли в нишу над главным алтарем обновленной капеллы и забыли, а веком позже любознательный и удачливый эрудит Винченцо Фунгини заново открыл этот простой и чистый шедевр Пьеро делла Франческа.
 


После землетрясения 26 апреля 1917 года было решено перенести фреску сначала в хранилище в районе Ле Вилле, а потом в Муниципальный музей Сансеполькро, где она и хранилась до 1922 года, когда судьба вновь вернула ее в первоначальную капеллу.
Сейчас для этой фрески построен отдельный музей в Монтерки.

       Воспоминания тех,кто увидел эту фреску."Это удивительное произведение. Ты как бы попадаешь совсем в другой мир, в другое измерение. Вся окружающая суета и маета куда-то пропадают, и ты остаешься один на один с прекрасной Женщиной, будущей матерью, которой предстоит пережить неимоверные страдания, о чем она пока еще не знает и даже не догадывается. Она вся в ожидании материнства. Выходишь из зала с картиной, и снова тянет войти и смотреть на нее."