Арчил Гомиашвили - любимейший Остап Бендер

Владимир Плотников-Самарский
Гомиашвили Арчил Михайлович (1926-2005)

…А началось все «с милиции». Ну, смолоду случались у заводного и озорного грузинского паренька некие «терки» с тбилисскими органами (позже и московскими). Что опять же не помешало ему «в легкую» стать учащимся Школы-студию МХАТ, чтоб «вылететь» оттуда за драку: вступился за девушку, чьим обидчиком был столичный «мальчик-мажор».
 
Вот и выходит, что Остап Бендер, у которого были свои, сложные, отношения с законом, так и шел в объятия не самого законопослушного из артистов. В «незримом творческом союзе» призрака и лицедея был рожден уникальный спектакль «Похождение Остапа Бендера». В нем темпераментный «человек-оркестр» из театра города Поти сыграл все мужские и женские роли «Золотого теленка»: от Остапа до Зоси.
13 лет аншлаговых гастролей по огромному Союзу даром не прошли. И когда режиссер Леонид Гайдай подыскивал исполнителя для своего Бендера, он не сомневался: верткий и темпераментный Арчил Гомиашвили – это лучше, чем Басов или Баталов, Гафт или Высоцкий, Евстигнеев или Козаков, Миронов или Мишулин…

Гайдай редко ошибался. Кинозритель его выбор одобрил. Согласно шкале массовых симпатий и вот уже почти полувековой популярности, Бендер-Гомиашвили опережает остальных «посягнувших». А ведь в их когорте Сергей Юрский и Игорь Горбачев, Андрей Миронов и Олег Меншиков…

Самый «легкий», хоть и несколько, вот парадокс, приземленный Остап Бендер с тембром супер-дубляжника Юрия Саранцева («12 стульев» Леонида Гайдая) полюбился советскому зрителю настолько, что серьезного актера Гомиашвили упорно отказывались воспринимать в других ипостасях. И не только на экране, на сцене тоже, где выпускнику Школы-студии МХАТ хлопала публика столичных театров: имени Ленинского комсомола, имени Станиславского и имени Пушкина.

Еще раз эхо бендеровской славы ненадолго привлекло зрителя на «второй свежести» премьеру Остапа Бендера (Арчила Гомиашвили) и Кисы Воробьянинова (Сергея Филиппова) в «Комедии давно минувших дней» (1980). А когда советская власть приказала долго жить, Народный артист Грузинской ССР Гомиашвили решил попробовать себя в бизнесе. Нет, он не стал искать «сокровища тещи Ипполита Матвеевича». Сметливый лицедей нашел беспроигрышный бренд.

Хотя началось все опять же благодаря «госпоже удаче» с… неудачи. У Гомиашвили не хватало денег для реализации долгожданного кинопроекта, и он с тоски завернул в казино, где недолго думая поставил на число своего дня рождения – 23. Выиграл. Поставил на то же… И закрутилось колесо Фортуны. Бендеру не повезло, а вот его воплотитель стал самым первым в Советском Союзе официальным миллионером. Открытый им «на выигрыш» клуб «Золотой Остап» снискал европейскую известность и обеспечил преуспеяние создателю – все то, о чем беспочвенно мечтал литературный прототип.

Курьез курьезом, но получается, что «великий комбинатор» Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей отечески вел «верного ученика» до его последнего вздоха. 13 лет до гайдаевских «Двенадцати стульев» и ровно 35 после! В реальной, правда, жизни – не в кино.
Хотя отдадим должное: роли случались: Антонио Вальдес из боевика «Медный ангел», плюс, как сказал бы автор «Шеи», пятерка конгениальных Сталиных в советских военных сериалах «Государственная граница», «Война на западном направлении», «Сталинград», «Ангелы смерти», «Трагедия века».
 
Наконец, в 1983 году на площадках сразу трех российских городов (Астрахань, Ялта и Куйбышев) шли съемки фильма «Раннее, раннее утро» по мотивам повести Валентины Осеевой «Динка». И многие тольяттинцы наблюдали захватывающие сцены на опустевшем пляже близ  яхт-клуба «Дружба», где разворачивались детские и взрослые потасовки. Там ж недобрый торгаш Гордей Лукич отмерил «увесистого леща» мальчугану Леньке. В лысом, животастом, бородатом и угрюмом отчиме главного героя довольно непросто было опознать поджарого, подвижного, искрящегося энергией и юмором Остапа Бендера.

Так 13 лет спустя грузин Гомиашвили приобщился к Самаре, свечной заводик в которой так и остался несбыточной мечтой отца Федора (в миру Вострикова), а больше – к ее кондовым дореволюционным обитателям. Да-да, именно во множественном числе: помимо владельца волжской баржи Гордея Лукича, Арчил Михайлович сыграл еще и лощеного офицера полиции.
Впрочем, первый, почти неуловимый флер приобщения Гомиашвили к Самаре датирован 1978 годом, когда на съемках толстовской «Кавказской повести», компанию его великолепному Ерошке составил бравый казак Лукашка в исполнении 23-летнего куйбышевца Александра Буклеева.

Самарские тайны российского кино-2