Почему Матильда вызвала бурю?

Елена Конюшкова
Почему ‘Матильда’ вызвала бурю?

Наконец-то свершилось! «Матильда» вышла на экраны страны.
Теперь страна может узнать, из-за чего собственно был сыр-бор почти целый год. Может, но многие ли захотят узнать это? Доводилось слышать, что некоторых так запугали, что они и взглянуть уже боятся, хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение. А, и правда, кому оно, это собственное мнение, в нынешние времена нужно? Власть так хочет, чтобы лишь ее мнение имело место быть и так его навязывает, что наш, увы, пугливый народ склонен с ней согласиться. Печально.

Но такие отщепенцы как я, в условиях, когда мышление превращается в рудимент, продолжают ценить  свое собственное мнение. Ну, при отсутствии прочих мнений, что еще остается? А для того его надо составить. Так что я пошла на первый же сеанс, который состоялся в нашем городе. Народу, к моему, и не только моему, удивлению было не густо. Ну, с четверть зала, наверное, набралось. Правда и сеанс был неудобный, потому что утренний. Но тут выжидать было нельзя, пока показывают – надо смотреть. А то после таких громогласных многомесячных битв отменить могут в любой момент. Я вообще удивилась, что фильм все же добрался до зрителей.

В начале года пресса сообщала, что премьера фильма состоится в марте. Потом, не знаю по каким причинам, но вдруг оказалось, что она будет уже в октябре. И тут же началась бомбардировка фильма! Редкая неделя обходилась без вестей с этого странного фронта, напоминающего то ли цирковое представление, то ли репортаж из дурдома. Даже министр культуры не удержался, заявив, что эта история все больше "смещается в сторону цирка".

 У меня от всего этого осталось такое впечатление, что премьеру намеренно, под каким-то надуманным предлогом, отодвинули более чем на полгода, чтобы за это время дать возможность аккредитованным гражданам проявить себя во всей красе и добиться запрещения фильма. И они проявили! Красота потрясающая. Но в конце что-то пошло не совсем так, и был отчасти дан обратный ход.

Фильм не запретили, но зато запретили всю рекламу о нем на ТВ, на которую уже были договоры. Рискну предположить, что договоры ранее разрешили заключить в надежде, что фильм вообще не выйдет. А тут такой облом. Наверное, граждане в стране еще недостаточно сознательные и этот цирк массово поддерживать не захотели. Например, нашлись кинотеатры, которые, несмотря на все предыдущие угрозы, пожелали фильм показать. Колесо лопнуло. Ну как тут дальше ехать без колеса?

И, несмотря на то, что вся власть регулярно открещивалась от своего участия в этом затянувшемся цирковом представлении, думаю, некоторые из них лукавили и хотели реализовать свои цели чужими руками. Вообще наша гебешная власть имеет склонность порой управлять с помощью теневых интриг, это у них уже в крови. Просто такое безумие не могло бы развернуться без молчаливой поддержки сверху. Это очевидно как дважды два. Особенно в современных условиях.

Кратко напомню некоторые этапы большого пути согласно новостным агентствам.
В конце января организация "Христианское государство - Святая Русь" начала кампанию по запугиванию кинотеатров, надеясь заставить их отказаться от проката фильма Алексея Учителя "Матильда", т.к. он, по их  мнению, недостаточно благоговейно изобразил последнего российского императора Николая II.

В феврале депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила о тысячах  обращений против проката "Матильды". В обращениях Поклонская заявляла, что в фильме "Матильда" Россия представлена "как страна виселиц, пьянства и блуда".
Теперь, посмотрев фильм, остается только удивляться, из какого источника она, фильм не смотревшая, это выудила? Ничего подобного там нет. И откуда могли взяться тысячи обращений, когда фильм еще не вышел?

В апреле режиссер Алексей Учитель обратился в комитет по этике Госдумы с просьбой проверить действия депутата Натальи Поклонской, которая ранее неоднократно предъявляла претензии к его еще не вышедшему фильму "Матильда" и называла его "преступлением". Позже стало известно, что в Госдуме не нашли никаких нарушений в действиях Поклонской.

Затем Поклонская обнародовала в Сети отрицательную экспертную
оценку фильма Учителя "Матильда", сформированную некой группой неведомых экспертов, которые фильм не смотрели,  и сообщила, что направила в этой связи запрос в Генпрокуратуру РФ.

Однако Министерство культуры не стало рассматривать экспертное заключение на фильм "Матильда", представленное Поклонской, при принятии решения о выдаче прокатного удостоверения на картину.

В июне Путин в ходе прямой линии заверил, игнорируя реальность, что никто не пытается запретить прокат нашумевшего фильма Алексея Учителя "Матильда". В то же время глава государства признал, что депутат Наталья Поклонская, которая выступает с критикой картины, "имеет право на свою точку зрения".

21 июня Поклонская объявила, что фильм "Матильда" признан Церковью хулой на Дух Святой, а православных верующих, присутствовавших на закрытых показах картины, отлучили от святого причастия на шесть месяцев. Однако заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе опроверг эту  информацию.

В июле новые запросы Поклонской в МВД, Генпрокуратуру и Минкульт в связи с предполагаемым оскорблением чувств верующих фильмом "Матильда" (который она не видела). К запросу она приложила подписи 37 коллег-парламентариев и 100 тыс. обращений граждан.

В августе Минкультуры выдало прокатное удостоверение фильму "Матильда", несмотря на протесты Поклонской, считающей, что изображение Николая II в картине, которую она не видела, не соответствует образу царя, причисленного РПЦ к лику святых. В связи с этим в эфире телеканала РБК Поклонская обвинила Минкульт в экстремизме. Позже она требовала лишить фильм прокатного удостоверения.
 
 В конце августа неизвестные закидали бутылками с зажигательной смесью здание, в котором расположены студия "Лендок" и офис студии "Рок" режиссера Учителя. Он заявил, что считает причиной нападения премьеру его фильма "Матильда". По словам режиссера, в его адрес постоянно поступают угрозы.
 
В сентябре в Москве отменили предпремьерный показ фильма якобы по техническим причинам. Также стало известно, что неизвестные подожгли автомобили у офиса компании адвоката Учителя, оставив записку "За Матильду гореть". Сгорел и чей-то случайный автомобиль. В свою очередь, Поклонская обвинила в поджогах самих сторонников режиссера.
 
В конце  августа Октябрьский районный суд Петербурга оставил без движения странный иск о защите чести и достоинства против режиссера Алексея Учителя. В суд его направила Поклонская. При этом иск в судебную инстанцию был направлен ею от имени вдовы племянника Николая II Ольги Куликовской-Романовой, 91-летней гражданки Канады, дочери белых эмигрантов. В 1986 году она вышла замуж за Тихона Куликовского-Романова. Куликовский-Романов - племянник Николая II, сын младшей сестры императора Ольги Александровны.

В сентябре два красноярских кинотеатра решили отказаться от проката фильма "Матильда" из-за поступающих угроз. Об отказах в проведении киносеансов сообщали и на Камчатке, и в Нижнем Новгороде. В ряде других регионов кинотеатры заняли выжидательную позицию. 
 
Также в сентябре по всей стране началась волна ложных телефонных звонков с предупреждениями о терактах, которая парализовала работу многих предприятий и вызвала эвакуацию более чем миллиона человек. Согласно информации «РИА Новости», со ссылкой на экстренные службы, с 11.09 имели место звонки о «минировании» в 170 городах относительно 2, 46 тысяч объектов. И продолжалось это не день, не два, а не менее месяца. Так 10.10 было 115 звонков в семи городах, включая Москву и СПБ, эвакуировано около 79 тысяч человек. Все эти данные приведены в «Новой газете» от 13.10.17.

Лидер "Христианского государства" А. Калинин заявил, что волна ложных звонков  телефонных террористов распространившаяся за последние  дни по всей России, может быть связана с фильмом "Матильда". Якобы в организацию поступило письмо, в котором говорилось, что "есть ребята, которые готовы показать всем этим кинопрокатчикам, что есть методы борьбы гораздо действеннее, чем поджоги и другое".
 
В сентябре адвокат Добрынин снова обратился в ФСБ, на этот раз по поводу интервью лидера движения "Христианское государство - Святая Русь"  Александра Калинина порталу Meduza, в котором тот заявил о существовании людей, желающих "сломать ноги" режиссеру "Матильды" Алексею Учителю, "посадить его на кол" и вытеснить министра культуры Владимира Мединского с его поста.

Однако в конце сентября неожиданно лидеру организации "Христианское государство" Александру Калинину предъявлено обвинение по делу о давлении на кинотеатры с требованиями отказаться от проката фильма "Матильда". Также стало известно, что Калинин в 2003 году  был приговорен за убийство, разбой и подделку документов к 8,5 года колонии строгого режима.

Глава ФСБ Александр Бортников поздно вечером 5 октября заявил, что звонки о ложном минировании по всей стране совершили четверо россиян, которые находятся за границей.

В октябре вступила в бой тяжелая артиллерия. РПЦ, которая раньше избегала прямо высказываться по этой теме, но заговорила, когда ничто иное не помогло. Патриарх Кирилл призвал общество к объективной оценке исторических событий и впервые прокомментировал "Матильду" Алексея Учителя, не назвав фильм, но поместив его в контекст "фальшивок", которые способны ранить большое число людей.

Ну РПЦ пока еще очень многим не указ, и  фильм все же вышел. Мне фильм понравился. Яркий. Зрелищный. С множеством очень красивых сцен. Судя по документам и воспоминаниям той эпохи, сюжет слегка изменен, но не принципиальным образом. Режиссер и сам об этом говорил. Да и кто, в конце концов, достоверно знает теперь детали той истории? Сюжет пересказывать не буду, надеюсь, теперь все желающие сами смогут посмотреть фильм. Если вновь не попытаются его запретить. Так что рекомендую спешить.

Совершенно ничего порочащего Николая я там не увидела. И не только я. В конце фильма зрители оживленно обменивались мнениями, недоумевая из-за чего было столько шума и даже насилия. Николай показан нормальным живым человеком, переживающим серьезный роман в сложных обстоятельствах. И вообще весьма человечным, что видно хотя бы из его поведения после трагедии на Ходынке. С моей точки зрения, это может добавить ему лишь симпатии.
 
Ну так в чем же тогда дело? Почему государство фильм столь сильно невзлюбило? А то, что исходило это неприятие именно от государства, у меня лично сомнений не вызывает.

Достаточно просмотреть события, связанные с этим фильмом в этом году. Государственная чиновница Поклонская с ее совершенно неадекватным, с точки зрения нормального человека, поведением. Какие-то безумные «экспертизы», которые выдают эксперты, фильм вообще не видевшие, она считает серьезным аргументом. Подача исков якобы от родственников Николая из Канады – чистая клоунада. Ее сообщение о том, что фильм является «хулой на дух святой» вообще за рамками разума. И так далее.

Она принципиально не желала смотреть этот фильм, о чем сама же и заявляла, и при этом проявляла бурную фонтанирующую активность по борьбе с ним на протяжении всего года. На мой взгляд это может говорить только об одном – исполняла заказ, ну или назовем это заданием сверху. Иных вариантов нет, т.к. если бы она действительно была душевнобольной, то это проявлялось бы и в иных сферах и ее бы уже выгнали с работы. Некоторые вроде бы считают ее деятельность самостоятельной, но это же просто нелепо, учитывая вышеперечисленное. Вероятно, они просто не задумывались всерьез об этом.

Или весь этот невозможный телефонный терроризм. У нас что, полиция внезапно везде вымерла? Если все это длилось в таких масштабах столько времени, значит было указание сверху не мешать. Да и нет у нас такого единства по всем регионам, кроме исполнения указаний свыше, естественно. А потом все стихло и кроме «Матильды» и причин никаких не обнаружилось. Приписали это все неким заграничным шалунам. Ага, очень убедительно. А очевидная причина в том, чтобы все кинотеатры отказались от показа. А некоторые так и не отказались, не желая понимать посыл от власти. Печалька вышла.

РПЦ, молчавшая до последнего, тоже убедительно выглядит. Когда без нее не справились, так хоть верующих отвадить от просмотра решили.

Бандиты, нападавшие на офисы и имущество людей без явной материальной выгоды, тоже выглядят сами по себе недостоверно.

Так что, повторяю, за всем этим стоит, уверена, государство. Но оно так скромно стоит, в тенечке прячется, чтобы его не заметили. Так что же их не устраивает в этом фильме про любовь? Я, конечно, их мысли читать не могу, но своими поделиться – вполне.

Момент первый. Это история любви прекрасной гордой женщины. А у нас теперь не любят гордых, независимых, профессионалов в своем деле. Мороки с ними много. То ли дело – слабые и покорные. Одно удовольствие такими руководить. А попробуй, поруководи такой вот Матильдой, которая с без пяти минут царем, ведет себя как с равным. Народ насмотрится, глядишь, самим захочется быть похожими. Ни к чему это нам.

Про Матильду некоторые писали, что она интриганка, вовсю потом пользовалась своим «блатом» у царя. Возможно. Да и осуждать сложно. Но в  фильме этого нет, он заканчивается фактически коронацией. И я не пытаюсь Матильду  идеализировать, но о том, что она была смелой, гордой и дерзкой свидетельствуют многие источники. Короче, насколько я понимаю наше современное государство, такие героини нам не нужны! Так вот.

Момент второй, очевидный и до просмотра. Это что же такое делается, поведение царя (почти царя на том момент) рассматривают как поведение обычного человека! Он подвержен страстям, он не знает как поступить, он мечется, переживает, даже падает в обморок. Да разве ж можно позволить простому народу так вот воспринимать царя! Да он для них должен быть небожителем, они не должны сметь рассуждать о его поведении! Их дело – поклоняться. Ну как-то так.

И дело не только в самом Николае с его нынешней святостью. Кстати, в святые его поместили не за мученическую жизнь, коей не было, но за мученическую смерть. А это все же разные вещи. Да и внезапный расстрел – не такая уж мука. При всем моем сочувствии.

Так вот дело тут в, так сказать, преемственности. Как я на днях прочитала в статье Андрея Зубова про столетие революции: «Знаменательно, что в сентябре в Москве была открыта «аллея правителей», монументально прославляющая это преемство верховной власти от Владимира Святого до Владимира Путина». Понимаете, нынешние вожди хотят сказать нам, что они такие же небожители как прежние цари, и не наше свинячье дело как-то там оценивать их поведение, и вообще не могём мы смотреть на них как на обычных равных людей. А фильм подрывает это направление агитационной работы. Потому не нравится. Традиция не выстраивается.

Момент третий, открывшийся мне только после просмотра. Нашему верховному гебешному руководителю, похоже, претендующему на царственную должность, должно быть, очень не понравилось то, какими зверями в фильме изображены предыдущие поколения его, так сказать, бывших коллег по охране государственной безопасности.

В целом фильм не об этом, но они то и дело врываются в сюжет, оставляя ощущение просто ужаса. И тут тоже, несомненно, имеет место быть профессиональная преемственность поколений.  Преемственность зверства, бесчеловечности, людоедских методов работы, хамства, подлости. Работа у них, видите ли, такая. Как поется, каким ты был, таким ты и остался.

Мне очевидно, что это должно было вызвать дикое раздражение. Они, слыхала, столетие своей, так сказать, фирмы собираются в конце года широко отмечать, ну и вообще победу над обществом, а тут им в бочку подарочного меда дегтя плеснули. Нет, ну формально, конечно, это к ним отношения не имеет, да и контора совсем другая. Ну так это формально. А по существу взглянули  - и узнали себя. Печаль не в том, что узнали, а в том, что и другие могут узнать. Возможно, этот аргумент стоило бы перенести на первое место.

Так что в комплексе все эти доводы и привели к тому, что аполитичный фильм про любовь из позапрошлого века вызвал такую бурю в стране. Таково лишь мое субъективное мнение, конечно. А вы сами посмотрите и сделайте свои выводы. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

26 октября 2017 г.