Картина

Галина Кузина
                рассказ из книги "Максимка, Толик и друзья"

В субботу Толик, Игорёк и я пошли в парк, который находится рядом с моим домом.
Там было какое-то торжество - по радио играла бодрая музыка, всюду висели разноцветные флажки, в палатках продавали сладости, чай, мороженое и ещё варёную кукурузу, увидев которую, Игорёк тут же стал меня просить:
- Купи, пожа-а-луйста! - и смотрит так жалобно, что отказать трудно.
- Игорёк, я тебе куплю кукурузу - мама деньги дала, но давай вначале концерт посмотрим. Бежим, он уже начался.

На концертной площадке выступали, показывая песни и танцы, самодеятельные артисты из районного клуба.
Был даже клоун, который из рукава своего пиджака вытаскивал блестящую, как ёлочная мишура, ленту, и она всё никак не кончалась, хотя рядом на столике уже целая сверкающая гора выросла, потом эта лента вдруг стала цветной - кусок её был то красным, то синим, то жёлтым, опять красным...
У меня от этой пестроты зарябило в глазах, а глаза Игорька распахнулись так широко, и в них застыло такое удивление! - мол, как же так, откуда?, и он стоял как вкопанный. В конце номера из рукава клоуна выскочил букет цветов, раздался хлопок, откуда-то сверху посыпался серпантин, и клоун начал кланяться. Все захлопали.

Потом выступал детский хор, и звучали известные песни: "от улыбки стало всем светлей" и про голубой вагон, и про то, что "день рожденья только раз в году", и "облака, белогривые лошадки".
Мы вначале, вроде бы стесняясь, только тихонечко подпевали, а потом так разошлись, что я даже охрип немножко, и сидящая перед нами женщина с маленькой девочкой на руках, оглянулась и строго посмотрела на нас:
- Ребята, потише можно?

Мы, соглашаясь, закивали головой, и тут ведущий сказал:
- Дорогие зрители, спасибо за внимание, наш концерт подошёл к концу. А на прощание детский хор споёт любимую многими песню из кинофильма "Свистать всех наверх!"
Мы сидели с краю и хотели уйти, потому что этот фильм не смотрели, но вдруг раздалось:

 Цепи якорей гремят в порту,  ***
 Верят корабли в свою мечту,
 Всем ветрам назло я спешу на зов
 Дальних, неизведанных миров.
 
И так строго, так сдержанно и серьёзно были спеты эти слова, что я остановился.
А дальше - как будто рядом было море, и плескались волны, то набегая, то затихая и уходя от берега. Мы слушали песню как зачарованные, музыка звучала красиво, раскатисто и плавно, как шум прибоя.

 Снятся, часто  ***
 Мне по ночам дельфины.
 Снятся чайки
 И мачты бригантины.
 След мой волною смоет,
 А я на берег с утра приду опять.
 Море, ты слышишь море,
 Твоим матросом хочу я стать.

Мы шли по аллее парка, было тепло, солнечно, весенняя зелёная листва вокруг, а мне всё слышалось: "...снятся мне по ночам дельфины..."
- А я не видел дельфинов, и моря не видел. Никогда, - грустно произнёс Игорёк.
Толик хотел что-то сказать, но тут нас остановила девушка, на её руке была повязка, какие носили все участники и устроители праздника.
- Ребята, приглашаем вас принять участие в конкурсе!
- Да нет, нет, - хором ответили мы с Толиком.
- А я?! - воскликнул Игорёк и стал дёргать меня за руку. - Максимка, давай посмотрим!
- Почему только посмотрим? - девушка наклонилась к Игорю. - Любишь рисовать?
Игорёк смущённо пожал плечами.
- Мы дадим тебе разноцветные мелки, и ты будешь рисовать на асфальте всё, что хочешь. Пойдёшь?
Игорёк от радости запрыгал на одной ножке:
- Тру-ля-ля, тру-ля-ля!

Напротив концертной площадки была площадь, вокруг неё стояли скамейки и росли высокие клёны, берёзы и молодые пушистые ёлочки, а по центру её, присев на корточки, перемещались или ползали на коленях малыши вроде нашего Игорька. Все они рисовали цветными мелками на асфальте то, что хотели и что умели - солнышко с лучиками, маму и папу за руку с дочкой или сыном, снеговика, разные лютики-цветочки, машинки.
Игорёк ничего не рисовал, а только стоял, смотрел на других детей и будто сосредоточенно думал о чём-то.
К нему подошла девушка, которая пригласила нас на конкурс.
- Почему ты не рисуешь? - спросила она.
Игорёк молчал.
- Знаете, - обратилась она ко мне и Толику, - скоро начнётся интересный урок, где малыши будут рисовать красками. Это недалеко, вот тот павильон в конце аллеи. Можете пройти. Как тебя звать?
- Игорь.
- А меня Нина. Игорёк, ты в детском саду, наверное, уже рисовал акварельными красками. Помнишь, как ты кисточку сначала в стаканчик с водой макал, потом в краски, и затем уже рисовал. Помнишь?
- Да! - обрадовался Игорёк. - Но мы редко красками рисовали, нам всегда карандаши давали.
- Ничего страшного, ты всё вспомнишь. Придёшь? - спросила Нина.
Игорёк вопросительно посмотрел на меня.
- Придём, - ответил за меня Толик. - Интересно, что малыши нарисуют красками.

В большой комнате за отдельными маленькими столиками сидели мальчики и девочки приблизительно того же возраста, что наш Игорёк, и рисовали.
Нина посадила Игорька за столик, поставила перед ним стаканчик с водой, дала краски, бумагу:
- Ты подумай, что хочешь нарисовать, а потом начинай, - она улыбнулась и ушла.

Оставив Игорька рисовать, мы вышли в коридор, где встретили Наташу Дроздову из моего класса. Её сестра Света ходила с Игорем в одну группу детского сада.
Разговорились о школе, о летних каникулах, мы с Толиком наперебой стали рассказывать о деревне, где жили наши бабушки, и где мы проводили лето, об озере, где ловились почему-то одни бычки-ротаны, рассказали о большом водохранилище, куда мы с папами ездили на рыбалку.
Наташа хотела рассказать о своей собачке, но открылась дверь комнаты, где работали юные художники, и Нина пригласила родителей, братьев и сестёр войти:
- Все ребята доказали, что умеют и любят рисовать красками, об этом говорят их работы. Посмотрите, пожалуйста!

Мы с Толиком, как и другие, начали рассматривать разложенные на столе рисунки.
Здесь были собачки, кошечки, принцессы с короной и ракеты, летящие к звёздам, были цветы в вазе и одинокий цветик-семицветик, здесь были лошадки на манеже и смешной малиновый слон.

И вдруг в нижнем ряду я увидел странную картину - никто ничего похожего не нарисовал.
Картина, нарисованная всего тремя цветами, разделялась на две неравные части.
Чуть меньшая внизу была золотисто-песочной, но неоднородной - местами словно размытой, местами более густой по цвету и какой-то бугристой; верхняя часть картины была сине-голубой с массой оттенков по интенсивности цвета и как будто с волнами.
Где-то посередине синего слоя выделялся красный круг с более светлыми розоватыми краями, похожими на ореол, в одном месте которого, как клякса, сидело фиолетовое пятно. Что это?
- Максимка, так это же море! - воскликнул Толик. - Да, песчаный берег, море, небо и...
- И закат солнца? - спросил я.
- Конечно! - подтвердил мой друг. - Только я не пойму, почему около солнца нарисовано фиолетовое пятно.

- Это.. это я краски не развёл водой, - около нас стоял растерянный Игорёк. - Не развёл, как Мариванна учила, а макнул сначала в синюю, потом сразу в красную и получилось...
- Получился, Игорёк, фиолетовый мазок на фоне закатного солнца. И так на самом деле бывает! - Нина улыбнулась, взглянув на меня и Толика. - Здорово, правда?
- Игорёчек, как же ты сумел сделать такой неоднородный тон, то есть, у тебя на картине синий цвет то гуще, то светлее, и песочный тон также, - интересовался Толик.
- А я... - Игорёк показал испачканные краской пальцы рук. - Я пальчиком, вот так, - он поводил пальцем по столу, изображая волны. - Я видел один раз, так делали в детской передаче по телевизору.
- Так что же, ты кисточку даже и не трогал? - удивилась Нина.
- Не трогал.

- Молодец, отлично получилось! - я обнял Игорька и неожиданно вспомнил ту красивую песню о море, которую мы услышали в парке. Так вот что! - Игорёк, тебе, наверное, понравилась та песня о мальчике, который хочет стать матросом, хочет стать сильным.
- Очень понравилась. Она ещё про дельфинов.
- "Снятся мне по ночам дельфины..." - пропел я. - Так где же они, дельфины, на твоей картине?
- Они... - малыш помолчал, а потом, смущаясь, произнёс, - они есть... в воде, глубоко, они там спят, - и добавил тихонько, - им тоже что-то снится.
- Ах, какой же ты фантазёр! - улыбаясь, воскликнула Нина и рассмеялась. - Приходи к нам рисовать, у тебя получится!

Мы шли домой. Игорёк бережно нёс пакет, где лежала его картина.
Мы молчали, но мне кажется, каждый из нас видел одну и ту же картину - песчаный берег, синее море, голубое небо, яркое солнце и белая бригантина на горизонте.

*** Ты слышишь, море? - песня из кинофильма "Свистать всех наверх!"
    муз.А.Зацепин, сл.М.Пляцковский
 https://www.youtube.com/watch?v=ttWDysDXAiY