Молоток. Иван Петрович

Евгений Белкин
«Молоток»
Иван Петрович


Автор Белкин Евгений.
 «Молоток и Гвозди».


        В школе,  помимо общеизвестных  «клубных» мест, у мальчиков существовало ещё два чисто мужских помещения: кабинеты труда  - столярная  и слесарная  мастерские.
       Взрослые ребята говорили, что на токарных  станках «трудовика»  можно выточить ручку для финки, а в тисках, напильником - лезвие. Конечно, учитель труда не разрешал  делать неположенные  вещи. Но разве мог он за всем уследить? Один «трудовик» на всю школу. А кружок «Умелые руки»?  Было бы желание, а возможность сделать то, что  хочется,  всегда найдётся.
      Учитель труда, «трудовик»  Иван Петрович Суворов был интеллигентным  человеком   в очках, но с пудовыми рабоче-крестьянскими кулаками. Говорил негромко, тонким, совершенно не подходящим для его могучей фигуры голосом. Всегда улыбался, даже когда сердился. Отчего нельзя было понять, что у него на уме.  Поэтому  ребята старались быть начеку, что бы не испытать силу этих «железных» рабочих кулаков. Но иногда  заигрывались и теряли бдительность. 
        Однажды  на уроке труда   мальчишки расшумелись  и не обратили внимания  на просьбу Ивана Петровича замолчать, и Иван Петрович  рассердился. В  этот день  делали табуретки. И образец готового табурета стоял на верстаке. Иван Петрович несколько раз повторил свою  просьбу замолчать,  а потом ударил по табурету кулаком. Ребята сначала не поняли, что произошло, показалось, что взорвалась бомба и  деревянные щепки и куски табурета, как  искры, разлетелись в разные стороны. И лишь когда в классе воцарилась гробовая  тишина   и   глаза  учеников сфокусировались на  верстаке учителя, они увидели пудовый кулак  Ивана Петровича в обломках табуретки, и его  невозмутимую улыбку под сверкающими линзами очков.   
       - Дети,  я  же просил, тихо!  -   улыбаясь  и, как всегда, невозмутимо произнёс «трудовик».  От  его улыбки  было  даже страшней,  чем  от  самого  удара  по табурету.    Больше в классе  старались   не шуметь и всегда поглядывали в сторону Ивана Петровича.
         Говорили, и это было скорее легендой, чем правдой, что  однажды, расстроившись,  Иван Петрович поднял тяжеленный деревянный верстак  над  головой  и, бросив его на пол, разбил. Ходили  слухи и  о других  случаях   невероятного поведения «трудовика», в которые  сложно поверить. Но, всё-таки, несмотря ни на что,  Иван Петрович всегда оставался деликатным, интеллигентным человеком. Никогда не ругался.  Всегда  называл детей по имени,  добавляя фамилию  только для солидности. И доподлинно известно,  никогда бы не поднял на ребёнка  руку.    
         У Ивана Петровича была какая-то своя система ценностей. Он совсем не ставил плохих оценок,  только «отлично». И количество оценок в классном журнале и дневнике ученика являлось показателем его успеха. У  нерадивого  ученика  в журнале за четверть могла стоять  лишь одна пятёрка, а  у отличника их могло быть столько, сколько было самих уроков в четверти. Но нерадивых учеников у Ивана Петровича  не было,  ребята  обожали уроки труда и  все, как один, стремились  заслужить уважение своего любимого учителя, которого между собой звали просто   «Молоток».  Иван Петрович   Молоток! И, как могли, упражнялись в прибаутках о нём: 
      «Слышишь тихий голосок – значит  где-то  Молоток, или «... – осторожно,  Молоток. Или: Молоток научит «бить» - крепко Родину любить!», или:  «Если гвоздь не можешь вбить - Молоток может прибить», или: «Иван Петрович Молоток - табуретки «взглядом» бьет. Если «взгляд» посмотрит в глаз, станешь с «фонарём» тот час».  И так далее, до бесконечности!   
       Шутки на основе речей Ивана Петровича и плакатов в  его кабинетах, перешагнув  школьные границы, ушли в народ, став фольклором. Некоторые из его легендарных изречений, например о том, что является «якорем  порочных желаний», - стали темой дискуссий  и споров старшеклассников.   Были и анекдоты  про  «трудовика»... 
      
         Несомненно, Иван Петрович Суворов был редким, удивительным человеком, который сочетал в себе, на первый взгляд, несочетающиеся вещи.   Одно только то, что он был  учёным, профессором, а работал в школе - озадачивало.  И  работал даже не учителем физики или математике, а обычным учителем труда. «Зачем ему  это?» - удивлялись некоторые.  Да и его система обучения вызывала  вопросы.  Хотя  директор Александра Петровна и завуч Ираида Михайловна доверяли Ивану Петровичу  полностью. Они по-настоящему его уважали  и прощали ему всё: и  периодическую «реставрацию мебели», и спорную систему оценок, а главное – сам процесс обучения столярному и слесарному  делу, на который у фронтовика   и  профессора  Ивана Петровича Суворова был свой собственный, ни на что не похожий взгляд.   
 
       Дядя Яша «Учёный», сосед Коли по лестничной площадке, тихий и скромный человек, который жил со своей  женой  тётей Розой в трёхкомнатной квартире , прямо над квартирой дяди Жоры «Космонавта», был, правда,  настоящим учёным.  Он руководил кафедрой «Сепараторной техники», преподавал  и, несмотря  на свой почтенный возраст  (около семидесяти лет),  выглядел   бодрым и  энергичным человеком.   
       ...
        Во дворе говорили, что дядя Яша лауреат Сталинской премии, заслуженный изобретатель, автор  многих книг и открытий. Но в голове Коли никак не   укладывались вместе легендарность и простота   этого человека.  Коле казалось, что герои выглядят по-другому: торжественно и величественно, как  в телевизоре, а не так скромно, как дядя Яша.  А  когда   попал  в  его кабинет  и,  вешая  в  шкафу пальто, увидел, что там  весит,   то совсем растерялся от несоответствия   ожидаемого и действительного.   
  ...
      И ещё  Коля  запомнил слова дяди Яши о том, что когда он пойдёт в школу, он должен будет  встретиться с одним удивительным  человеком - с Иваном  Петровичем Суворовым!    
        «Он научит  тебя  нужной и важной  для каждого  мужчины вещи.  Рад, что тебе предстоит  с ним встреча! » – сказал дядя Яша.
       «Опять «важная вещь», как мамин телефон», - подумал тогда Коля и  вспомнил  эти слова, вместе с «майками», только когда пошёл в школу. И узнал, что в школе существуют настоящие сугубо мужские кабинеты  труда. 
 
         До четвёртого класса уроки труда в школе  проходили вместе с девочками.
         И, наконец,  после третьего класса, начались настоящие уроки. Без всякой там  совместной  с девочками  аппликации из сучков, желудей и листьев,  без лепки  из пластилина  и глины медведей, зайцев, и  прочей, по мнению Коли, - ерунды.  Начались настоящие, мужские уроки! Которые все  мальчишки  с нетерпением ждали.
        Класс разделили на мальчиков и девочек. Девочки  стали  заниматься домоводством: учились готовить еду и шить одежду.  А мальчики - своими руками делать «нужные»  вещи:  швабры, вешалки, табуретки ...
 
        Свой первый   урок в классе Коли  учитель  труда Иван Петрович Суворов  начал с большой вступительной речи доказывающей «важность труда   в деле укрепления мира и  спасения человечества от деградации и вырождения».  Перед началом выступления Иван Петрович приветливо осмотрел своих новых учеников, представился им,  познакомился с каждым, сверяясь с  журналом  и пожелав  успехов, начал свою знаменитую речь. 
       Мальчики, одетые в халаты, с блиновидными беретами на головах,  глядя на учителя, тоже  улыбались, предвкушая новые знания  и обещанные старшими ребятами «чудеса».   
       Показав на  внушительных  размеров  плакат над  учебной доской: «Спасение  мира – в рабочих руках!», Иван Петрович не громко, но убедительно стал объяснять детям смысл  написанного.   
         
       -  «В рабочих руках», - показывая  свои огромные ладони,  сказал Иван Петрович, -  это буквально - в руках!  В способности людей что-то  делать руками!   
        Технический прогресс, друзья, освобождает  нас от необходимости  трудиться физически. А это ведёт людей к моральной деградации.  Человек не успевает  изменять свой внутренний духовный мир,  и блага человечества  оборачиваются  ему во  вред.  Материальные блага  в руках бездуховных людей -  это оружие в руках безумца. Как изобилие пищи для   голодающего человека – причина   смерти  от заворота кишок. 
        Жизнь так мчится,  так  стремительно меняется,  что прогресс уже сейчас  становится  разрушительным явлением! Атомное оружие, химическое, бактериологическое... Отравление атмосферы, истощение природных ресурсов, технические  катастрофы ...  «Чуть помедленнее кони!» - просит  поэт.  «Люди не успевают!» - вторим  мы...  Но «кони  привередливые» , того и гляди, утянут всех с собою в пропасть.  У этих  «коней» по имени  Прогресс нет души и жалости!    – произнёс  Иван Петрович, поблескивая  стёклами  очков,   -  А  дальше будет  больше...      
      Отсутствие физического труда  приведёт к полной  деградации цивилизацию, – продолжил Иван Петрович.  -  И наступит конец света!
      Единственное спасение  – это труд! - простой и естественный.  В некоторых случаях, - спорт, как   заменитель  физического труда.  А так, конечно, труд в чистом виде ...  Пока руки могут что-то делать,  человечество живо.   - Спасение  мира – в рабочих руках!  – ещё раз  проникновенно повторил  Иван Петрович,   снова  показав свои рабочие ладони.  -  А если  перестанут работать, то всё  ...
     - Руки,   как атланты,    держат мир!  И   важно с детства  уметь ими работать. ...  Чему мы  и будем  учиться! –  бодро закончил свою мысль Иван Петрович  и   слегка ударил ладонью по верстаку. От чего лежащая на нём киянка   подпрыгнула. А  дети  задумались и стали меньше улыбаться.   
          
        - Все проблемы мира, ребята, от бездельников! – нахмурился «трудовик»,  - От людей, которые ничего не хотят делать на благо общества, а живут исключительно ради себя. Это  люди, которые  существуют  за счёт других людей и несут в мир зло... 
        У бездельников много имен, но  суть у них одна: это воры и лодыри, живущие обманом.  Они откровенно  хвалятся, что никогда не марали рук своих работой,  а  работают не руками, а головой.
       И самые страшные из всех этих воров, наиболее жадные и беспощадные, это империалисты - наивысший класс кровопийц  и эксплуататоров! Каста капиталистов,  биржевиков,  ростовщиков и спекулянтов – главных врагов человечества. Это болезнь, нарыв планеты!  Именно они   погубят мир!  Об  этом  даже   религия  предупреждает.    Все беды  от них! От безруких бездельников!
        Покажите мне хотя бы одного святого капиталиста  и то,  что он сделал своими  собственными руками. Ничего, кроме унижения и страдания людей вы не увидите!  Единственно, что они могут  хорошо делать, - это врать  и воровать.  Одним словом, это – воры!   - закончил  говорить о «бездельниках»  Иван  Петрович.  И,  перестав хмурится,  расцвёл, начиная рассказывать  о  людях, которых любил и уважал:       
        - И полная  им противоположность - трудящийся человек. Который, словно атлант, как  колыбель в  своих ладонях держит мир. Трудящийся человек  и    добрый человек – это синонимы!  Это одно и то же. У рабочего человека любовь к труду в крови. 
       Посмотрите на всех  великих людей нашей Родины, у них у всех  - любовь к  отечеству и к труду – главное в жизни!  Между талантом что-то делать руками и масштабом личности – прямая взаимосвязь. Потому что настоящие великие достижения  - это творение   чистого сердца, светлой души  и «золотых рук».  У этих людей жизнь и совесть неразделимы.  Им жизнь без совести – не жизнь. Это святые люди.      
     -  Все великие русские  люди  имели «золотые руки»! - сказал Иван Петрович  и в   подтверждение своих слов  вспомнил наиболее известных людей России, в список которых вошли: учёный Михаил Ломоносов, полководец Александр Суворов, писатель Лев Толстой, математик Николай Лобачевский, царь Пётр Первый,  князь Александр Невский  и  многие другие. 
         Иван  Петрович  рассказывал о том, кто из них  на токарном станке мог выточить деталь, кто владел строительным мастерком, кто пахал землю,  кто копал, плотничал,  рубил, строгал...   И весь свой рассказ о великих людях подвёл  к главному  выводу: «руки – это всё  в жизни и  всему  начало – руки,   мозг без рук – сатана! Спасение  мира – в рабочих руках!»   И заключил:
      -   Горе стране,  где во власть проникают  болтуны и  бездельники  –  что  одно и то же. Потому что все беды в мире от бездельников - людей без чести и  совести.  Важно помнить, что мужчина, не умеющий забить гвоздь, с годами, как западная цивилизация, морально деградирует. Как в космосе, отсутствие  земного притяжения влечёт  омертвление нефункционирующих органов, так и отсутствие труда атрофирует душу. Совесть  - это парус души, якорь порочных желаний!   Человек не рождается без совести,  бессовестным он становится, если прекращает трудиться!   Он тонет в пучине собственных страстей, как оторвавшийся от родных берегов корабль без парусов  и якоря, без цели  и  направления... Как воздушный  змей  без нити, связывающей его с землёй,  сначала отрывается,  летит, но потом обязательно падает и погибает.
         
       Поэтому,  ребята, с  детства надо  прививать уважение и любовь к труду! Делать прививку от безрукости. Избавляться от  этой напасти современного мира.  И  первый шаг  в этом -  уроки труда!  Из всех   школьных предметов, есть только два самых  важных: Труд и  Родной язык!  Сначала, конечно, Родной язык  - Слово!  «Сначала было Слово»!   Всё остальное  нужно, но не главное. 
        Слово,  Труд и Армия –  это то, чем  держится страна! Если в обществе  ценится  это,  то страна будет в надёжных руках, и сможет развиваться. А если начнут ценить  банки, биржи,  спекулянтов,  ростовщиков, то страна окажется в руках  воров!  и жди   - смуту, войну и разруху! Если не случится чуда.  Лодыри-банкиры-воры, наобещав «горы золотые», как саранча, всё сожрут, развалят и сбегут.  Надо чувствовать  этих людей,  вовремя  их видеть, выявлять.  И  бить!  - сказал Иван Петрович, и снова  не сильно ударил ладонью по верстаку, от чего лежащая на нём киянка снова подпрыгнула, как бы подтверждая слова учителя.   
      - «Бить  или  не бить»!?  Вот  главный  для  русских вопрос! На все времена.  Из-за которого мы столько раз страдали,  – сказал Иван Петрович,  подняв указательный палец.
   -  Это  на Западе  шекспировские страсти: «быть  или не быть?», депрессии, моральное разложение, распад личности, самоубийства.  А  для нас никогда не существовало альтернативы. Для русских  «жить»  - это так же естественно, как дышать! Мы всегда любили  жизнь. И, как поётся в песне, - надеемся, это взаимно!   
        А вот «бить  или  не бить» -  это, правда, серьёзно.  Здесь есть о чём  задуматься.  Мы ведь можем так ударить, что дух отлетит, а потом будем переживать. Если неправы. И раскаиваться. Как Родион Раскольников, когда зарубил старуху-процентщицу. И спрашивать: «Кто виноват?»  Людоедские законы, позволяющие грабить трудящихся,  или «топор», попавшийся под руку, и твёрдая рука? Или что-то ещё.
       Хорошо, когда сразу понятно, что  надо  «бить».  Тут уж, извините,  «кто с мечом  к нам   придёт, от меча и погибнет!»  Бить будем  просто, без затей,  но больно и сильно! Народной дубиной, трудовым кулаком, пудовым молотком  и чем ни попадя до полного истребления нечисти. Это когда «с мечом придут». А вот если это собственные враги:   воры и  лодыри... Тут уж как раз и надо чувствовать, когда их  «бить»!   
        И к этому, ребята, надо с детства  готовиться. Во всех смыслах. Тогда и нечисть получится  чувствовать на расстоянии. Этот мерзкий дух  рабочий человек ни с чем не спутает!  Поверьте мне, коммунисту, фронтовику и  просто взрослому человеку!  Я знаю, о чём говорю!  -   закончил  вступительную часть своего  первого  урока  Иван Петрович.   

       И началось! 

       Каждый учебный год в  школе начинался с «выстрелов».   В течение нескольких месяцев с начала учёбы  в кабинетах труда слышались  глухие   удары, чем-то напоминающие  выстрелы. Удары то начинались, то  затухали.  Первоклашки  сначала пугались, но учительница  объяснила, что  это  на первом  этаже, на уроке труда  стучат молотками.  И  бояться нечего,  что сейчас  немного постучат и перестанут. И, правда, стучали не долго. И к концу  урока  дети уже забывали об  этих «выстрелах»,  вспоминая о них,  лишь когда они  снова начинались. Думая  при этом: «По чему они там стучат? По столам, что ли!?» И так несколько  лет  пребывали в неведении, «по чему же стучат», пока сами не попали на эти таинственные и  легендарные уроки  труда  Ивана Петровича Суворова!
   ...
               
         -  Борец –  оттачивает  бросок,  прыгун –  шлифует   прыжок,  боксёр -  удар кулаком,  а  кузнец  - удар  молотком!   - продолжил урок Иван Петрович  -  Мы будем учиться  бить  молотком!  Для  этого каждый урок будем  начинать  с тренажа, с небольшой разминки.   
       - В этих ящиках находятся  учебные снаряды. Каждый берёте один и  крепит в тисках вот так,  –  сказал учитель и показал, как надо было устанавливать и  крепить снаряды  в тисках.   
      
...
 
       Иван Петрович настолько  доходчиво и интересно объяснял важность овладения искусством кузнеца,  настолько увлекал  ребят своей  энергией и верой в  будущее, что в дни, когда тренажа со снарядами  не было,  ребятам чего-то не хватало.   
       «В  русских народных сказках и  преданиях, - говорил Иван Петрович детям, -  кузнец является главным  героем, побеждающим  нечистую силу!  Именно  с кузнецом не могут справиться черти. И боятся молота  кузнеца, как ладана!  И бегут от него и прячутся.  Так и империалисты, те же черти, будут  бежать, когда мы будем бить по их головам  успехами нашего созидательного социалистического труда! Лишь бы не появилось в  руководстве нашей страны безруких болтунов - тех же  чертей» 
    
      В течение нескольких месяцев каждый урок  в слесарной мастерской начинался с тренажа  на металлических снарядах. А в столярной мастерской  с забивания гвоздей, с последующим их извлечением.  Надо было  забить гвоздь семидесятку (или сотку) в деревянный чурбак с нескольких ударов. А потом извлечь  его гвоздодёром. Для чередования «снарядов» и видов   тренажа мастерские, вне зависимости от учебной программы, менялись. И с первого  года ребята «тренировались» как в слесарных, так и   столярных мастерских.
        У Ивана Петровича практиковалось несколько видов вбивания гвоздей. В горизонтальную,  наклонную и вертикальную  плоскость.  Для  этого чурбак крепился в различном положении  рабочей поверхности  в  зажиме верстака.  Искусство  вбивания  гвоздей из разных положений  Иван Петрович  расценивал как  основополагающий этап  в деле воспитания  защитника   Отечества.
      -  Правильный удар молотком - это первая  ступень техники  владения оружием,   – говорил  Иван Петрович.  -  Дальше идёт, - владением  холодным оружием:  ножом, копьём, топором...  Потом -  огнестрельным оружием.  И наивысшая ступень техники  владения оружием - это артиллерия и  ракетные войска стратегического назначения. До полного уничтожения мирового империализма и построения социализма на всей земле,  - как всегда улыбаясь, говорил  Иван Петрович, и нельзя было понять, шутит он или говорит   серьёзно.
    
       После  такой подготовки даже  самый последний «безрукий»  домашний мальчик владел молотком, как Паганини скрипкой. И на всю жизнь, «неизвестно откуда», оставался   рукастым  мужиком с правильной жизненной установкой.
      Во всём остальном  уроки труда Ивана Петровича  ничем  не отличались от обычных уроков труда советской школы.   Та же самая учебная программа.    Исключение состояло только в «стрельбе»  на учебных снарядах.  И в необыкновенном  подходе  Ивана Петровича  к подаче  учебного материала, который  закладывал в детях  потенциал всеобъемлющего понимания окружающего мира. 
         Что бы ни делали ребята на уроке, будь то  – тренинг со снарядами, слесарные, плотницкие работы, работы по электротехники,  моделирование..., Иван  Петрович всегда любое действие и явление объяснял  со всех возможных сторон.  Какие силы участвуют, какие процессы происходят, какие связи образуются.  Буквально в двух словах,  «на пальцах» он  объяснял физические, химические,  электрические  явления. И в отличие от своих коллег, преподающих теорию, объяснял, как в жизни, на практике, всё это может пригодиться.  И помимо обычных общеизвестных  законов Ньютона, Ома  и других, доходил  в своих научных параллелях  даже до  интегральных исчислений. И объяснял  это так просто, что практически всем  становилось понятно. Разумеется,  после уроков ребята эти знания надёжно забывали ,  и  вспоминали  их  только уже изучая  теорию на уроках. И как когда-то освоили молоток,   с такой же лёгкостью и удовольствием осваивали точные науки,  вспоминая «неизвестно откуда»,  что-то важное  и нужное,  заложенное в них, как зёрна в землю, и спящее до поры до времени.   



( в сокращении для сайта)


 © Белкин  Евгений. Декабрь  2003 год  - июнь  2017 год.
  Глава  повести «Звёздочки». 2003 год.  © Белкин  Евгений.


Благодарю за помощь в редактировании текста,
замечательную женщину, и отличного редактора Анну Дудка.   17.11.2017.
http://www.proza.ru/avtor/sireng  http://www.proza.ru/2017/10/31/1083




продолжение: Молоток. 2. Гвоздь и Молоток  http://www.proza.ru/2017/09/08/1424