Чудесное богатство

Алексей Малышев Сказитель
АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ


ЧУДЕСНОЕ БОГАТСТВО
    
    
     Медленно несет свои воды могучий Енисей батюшка. И далеко раскинулся над его берегами украшенный соборными церквами властный город Красноярск. Стоит посреди того города на главной  площади самый большой  по всей Сибири Собор.
     Стены его белокаменные. Окна прямо-таки дворцовые. Высятся над его станеми башни златоглавые. Поднимаются над башнями крыши крутобокие. И сверкают золотом над крышами  купола с большими
крестами.
Зайдешь  в тот собор, и словно к царю во дворец пожалуешь. Устроены в нем двери резные узорные. Иконы все большие в Москве
златоглавой нарисованы. И все святые на тех иконах ласково на тебя так и смотрят с любовию.
     Держат над тобою расписное каменное небо высоченные столбы- великаны. По три столпа по обе стороны.
     Лежит в том прекрасном соборе-дворце в алтаре на святом престоле золотая книга Божественного Слова. Вся усыпанная драгоценными камнями-самоцветами. Стоит рядом с ней большая золотая Чаша для Крови Господней, и тоже вся она самоцветными камушками преславно изукрашена.
     Увидишь там вокруг и много других красот и разных художеств.
Построено и преукрашено все это святое чудо честным купцом Исидором Щеголевым.
Получил он свое богатство чудесным образом,  от самого Бога. Увидел Господь доброту его сердца и щедрость душевную и решил видно поручить Исидору украшать жизнь многих людей своими богатствами.
Да вот история о том, как он стал таким богатейшим купцом.
Давным давно, при самом еще батюшке царе Николае Первом, поступил молодой сей человек к сибирскому золотопромышленнику на должность приказчика.
По службе требовались там ему люди очень честные.Справедливые в делах и бескорыстные. Должен был каждый день молодой приказчик смотреть на золотую добычу. Да не возжелать ничего из чужого добра. Не взять в свою пользу даже малой крупинки хозяйского золота из целых пудов.
Имели такую истовую святую честность только самые набожные, верующие люди. Ставили они выше всего доброту и любовь человеческую и стремятся заслужить от Бога вечную жизнь добрыми делами и словами. Если даст им судьба богатсво, то они не копят его.
И не собирают под-замки для себя. А запускают деньги в дело. И платят ими работникам. Чтобы строились всякие полезные заводы. Больницы и лучше всего - красивые церкви. В которых народы учатся делать добро и очищаются от грехов.
Именно так и воспитала юношу  Исидора добрая матушка. И научила начинать всякое доброе дело молитвами. Которыми  человек просит  Бога устроить все будущее на пользу душе и телу.
Начиная дела молитвой, Исидор среди трудностей не огорчался.
Не унывал, и не ругался. Но всегда верил, что все окончиться хорошо.
Распорядившись по делам на приисках, и находя везде должный порядок, молодой приказчик еще много имел свободного времени.
А так как Исидор Григорьевич хорошенько изучил золотое дело, то пришла к нему одна мысль.
Задумал он основать свой золотой прииск. И никак это было  бы невозможно, если бы не сыскать новое место. Новое месторождение. То есть найти не какой-нибудь ручеек для старательства или большой самородок.
А нужно было отыскать в сырой земле настоящее рудное золото. Изобильное природное месторождение. Называемое в старательском народе золотой жилой.
Хранится в таких жилах старательское предание. Что происходят
они от ярой небесной молнии. Соберутся над вековечной дремучей тайгой грозные тучи. Натрутся мохнатыми боками. Полетят от трения на землю яркие искры. И соберутся в большое старшное пламя. Сожмут его тучи меж собой.
И вдруг вырвется огненная река и упадет-ударит с неба на землю. Прорвется и прольется молния на горную породу, и вмиг пробьет ее на большую глубину. Раскалится от небесного огня земля.
И сделается в породе словно жаркая печка. Да не простая, а золотая. Испекается в той печи живое рудное золото.
Остынет земляная печь. Да останется от нее в черной породе извилистая  жилочка золотого песка.
Словно закопал великан в гору золотую ветку.
Мечтал Исидор Щеголев найти такую жилку. Открыть не для себя только. Но чтобы и всем людям помогать по церковному обычаю.
И не только мечтал. Но и делал - искал. Да не просто искал. Но всегда молился об этом Богу чистым сердцем.
Распорядившись с  раннего утра на хозяйском прииске, день за днем долгие месяцы и годы проходил молодой приказчик по тайге с верой и надеждой на милость Божию. Пробовал во многих местах подкапывать землю. Смотрел. Нет ли вокруг какой - нибудь особой старательской приметы. Может, разрослась где в рост человека необычного вида трава с лесными цветами. Не соседствует ли Жимолость - горькая ягода  с белыми такими колокольчиками. 
   Или что-нибудь подскажет сердцу невыразимое чутье на золото, действующее в талантливых рудознатцах.
И вот однажды особенно далеко зашел наш золотоискатель в сосновую тайгу.
Ярко светило с неба летнее солнце за вершинами сосен вековых. И разбегались от Исидора во все стороны малые и большие звери. Играли на высоченных древних соснах толстые белки искрящимися на солнышке пышными хвостами.
Проходили к ручью на водопой огромные медведи с веселыми медвежатами. Звонко пели на деревьях пестрые птички.
Посмотрит на радостную лесную жизнь усталый от долгой дороги Исидор. Ободрится, улыбнется и пройдет еще две-три версты.
Обступили его уже вековечные кедры-великаны.  Петляет и теряется под ногами тонкая звериная тропка. Притомился Исидор Григорьевич после лесных перевалов и решил наконец отдохнуть. Огражденный совершенной им в начале пути сердечной молитвой почувствовал он душевный мир. Постелил путник под огромной елью еловые ветки-лапы.
  Перекрестившись, лег на них и крепко заснул. Настало тут время благословения его трудов от Бога. Началась этим  чудесным для скромного юноши новая большая жизнь.
Явился вдруг Исодору во сне светлый и святой старец. Встал перед юношей небожитель как лист перед травой. Сам благолепной и доброй внешности. Со длинными волосами и бородою, какие рисуют на иконах у пустынных отшельников. Был светлолицый старец небольшого роста и весьма походил на сибирского нашего пещерника Даниила Ачинского.
    Явившись, старец ласково так сказал:«Встанешь, и копай здесь».
И с этими сладкими словами  указал святой помощник прямо на то место, где лежал наш путешественник.
Возрадовалось от заветных слов доброе сердце усталого странника Исидора. Случилось это совсем как в древние времена, когда добрые люди по вере часто получали светлые видения.
Проснувшись, вскоре пришел путник в себя от вещего сна. Прославил радостный и счастливый Исидор Григорьевич Всещедрого Бога.   
Поблагодарил за то, что услышал Господь его непрестанную молитву за основание нового прииска. Поверил он крепко истинности чудесного явления.
    Взялся тут же молодой приказчик за лопату. Снял  он  травяной покров дерновой. Полными лопатами отбросил сколько то земли сверху. И возликовал.
Открылся на большой глубине в породе непрерывный золотой ручеек. Состоял удивительный ручеек из золотого песка и даже разнообразных самородков.
   Открыл так Исидор Григорьевич богатую золотую жилу. Увидев долгожданное рудное золото, отложил наш будущий купец заступ и опустился со страхом Божиим и верою на колени.
Дал над сокровищем Исидор от всего сердца пожизненное обещание. Произнес обет Богу. В том, что если разбогатеет, то во славу Божию будет строить храмы. Помогать убогим и бедным. Украшать церкви и доставлять  все нужное священникам.
Слово свое твердое - честное молодой старатель сдержал. И с тех пор не было конца и края добрым делам сибирского благотворителя.
      Открыв на новом месте золотой прииск, со знанием взялся Щеголев за дело. Щедро отдавала ему природа свои сокровища. Потому, что всегда он был честен. И со столичными купцами, и со своими  рабочими. Дела честные его быстро росли.
    Вскоре удостоился Исидор Григорьевич  и по капиталу и по уважению властей и народа почетного звания купца первой гильдии.
Порядки, надо сказать тогда были другие. Настоящие. Сначала был Человек. И Доверие к Нему. А если не веришь человеку, то не давай ему и денег. Успевали в больших делах лишь самые честные и твердословные люди. Кипела при таком условии вся торговля. Съедутся на торги знаменитые русские купцы. Заведут переговоры.
Глядишь, на доверии в минуту все решится. Кто у кого фабрику закупает. Кто кому сырьем поставку делает. Кто сколько тысяч рублей золотых отплачивает. 
Бьются тут же быстро купцы об заклад. А при особой важности уговора целуют свои нательные кресты золотые. Вот и весь договор.
     Все, теперь каждый уезжает во свою дальнюю контору. И высылает в свой срок или привозит для друга купца все необходимое по данному честному слову.
     И как же быстро шли у них все дела без бумажной волокиты.
  Довольны все оставались. И жизнь свою на лживых людей и разбирательста их хитрых козней не тратили.

Задумал тогда наш купец выстроить собор. Да не по местному скромному обычаю, а по столичному славному примеру. Заказано было устроение здания лучшему столичному зодчему Тону. Соединил тот зодчий все известные достижения итальянской, немецкой и русской земли, и до сей поры остался никем не превзойденным храмоустроителем. И до сих пор не построено ничего подобного по виду и убранству нашему Красноярскому собору.
     Построил Щеголев в Красноярске самый главный собор, самый великий. Стены его белокаменные. Окна прямо-таки дворцовые. Высятся над его стенами башни златоглавые. Поднимаются над башнями крыши крутобокие. И сверкают золотом над крышами  купола с большими
крестами.
Со страхом Божиим пожелаешь войти  в тот собор, и словно к царю во дворец пожалуешь. Устроены в нем двери резные узорные. Иконы все большие в Москве златоглавой изукрашены. И все святые на тех иконах ласково на тебя так и смотрят с великой верой и любовию.
     Держат над тобою расписное каменное небо высоченные столбы - великаны. По три столпа по обе стороны. Устроены в них хитроумные печи от которых исходит приятное тепло в любые морозы.
     Открывают златоткаными рукавами священники  в том прекрасном соборе-дворце в алтаре на святом престоле золотую книгу Божественного Слова. Вся она усыпана драгоценными камнями-самоцветами. Высится рядом с книгой большая золотая Чаша для Крови Господней, и тоже вся самоцветными камушками преславно изукрашена. И не в сказке сказать, ни пером описать сколько всяческих красот и величества там еще увидишь. Стал храм гордостью Сибирского царства, его сердцем.
     Увидишь там вокруг и много других красот и разных художеств.
Построено и преукрашено все это святое чудо честным купцом Исидором Щеголевым.
Получил он свое богатство чудесным образом,  от самого Бога. Увидел Господь доброту его сердца и щедрость душевную и решил видно поручить Исидору украшать жизнь многих людей своими богатствами.
     Встал белокаменный храм словно великий летучий корабль, возносящий людей к счастью, к вечному празднику.
И тогда приказал царь - государь учредить в Красноярске свою собственную Красноярскую епархию, потому что исполнилось здесь для число больших уездных храмов. И было где народу встретить да принять ее преосвященного владыку, главного священника.
     А Синод священных старцев назначил в Сибирь на новое место епископа. Звали его Никодимом и приняли его люди как он сам говорил, как живую святыню.
Поначалу холодно было ему старенькому при  нашей погоде.
Когда приехал в Красноярск первый архиерей, то весьма он был удивлен  великим и чудесным храмом. Осмотрел он собор и нашел его весьма прекрасным и премудро устроенным и украшенным со всяким искусством.
     Щеголев сам в то время выехал по делам, и встретила в доме купца почтенного архиерея Никодима его красавица жена. Быстро пролетела его земная жизнь, но дела его добрые никогда не забывались благодарным народом.
     Много лет и после смерти доброго купца помогало людям и церкви данное Исидору Щеголеву Богом чудесное богатство.