За грибами. Из воспоминаний братьев

Наталья Банецкая
-Бабушка, когда за грибами пойдем?
-Вот схожу по воду и пойдем?
-Ба, почему за грибами, но по воду?
-За водой пойдешь - не вернешся. Вода она вон куда течет, сначала из  Янги в Унжу, а потом  в Волгу течет, а потом в море. Так куда ты пойдешь?
-Ба-а...
-Собирайся уже, архаровец?
-Ба, а что такое архаровец?
-Не знаю, внучек, мать так говорила, когда мы шалили.
    Наконец мы все собрались и вышли по направлению к рабочему поезду. Народу в вагоне битком,  дышать нечем! От мужиков ядреный запах из смеси махорки, сивухи и пота. Все с ведрами, рюкзаками и туесами. Туес - огромное такое ведро из бересты и с лямками, как у рюкзака. Выгрузились все через две станции. Я, дядя Гаря и брат мой двоюродный Витька. Куда идти? Смотрим, мужичок траву косит. Дядька его и спрашивает : " Скажите, а куда у вас за грибами ходят?"
-Так нет грибов в этом году? А идти, а вон куда все идут, туда и идти.
  В лес ломанулась толпа человек в пятьдесят, не меньше.Мы немного от них отклонились.Выходим на полянку, батюшки-светы. Грибов-то! Шляпки сантиметров по десять. Я их срезаю и к дядьке,
 -Дядя Гаря , что за гриб? Не знаю-не белый, брось.
 Я к брату. Он уничижительно посмотрел на меня, так , как будто я осквернил этим действом  что-то очень святое, и сказал сквозь зубы,
- Гриб сьедобный, но если ты будешь их собирать, что-то кроме белых, я с тобой никогда в жизни разговаривать не буду.- О как! Я прям сжался, понял, что лучше не перечить.
   Набрали мы очень быстро белых, и ведра уже полны, и рюкзаки подзавязку. Выходим на полянку, а там по краешку леса в траве сантиметров по пять ростом, крепыши рядком стоят. Загляденье просто. Дядька командует, высыпай рюкзаки. Собираем беленькие, да чтобы ровненькие и на один разрез, что бы бабушке поменьше работы было.
Возврвщаемся обратно в поезду, навстречу мужичок, тот, который траву косил.
-Ты что ж сказал , что грибов нет?
-Так и нет, я в прошлом году их тут собирал, где траву косил, а в этом году нет грибов.
Бабушка, грибы порезала тоненько-тоненько, на огромный протвинь метровой ширины, и в печь, уже и угли в печи не светятся - остыли . А мы с Витькой на полати, спать. Тепло и дух грибной, а утром, чуть свет, бабушка уже у печи, блины печет, а мы с полатей следим за ее четкими, годами отработанными движениями. Любоваться этим можно было бесконечно долго.