Только дождись!

Светлана Будяк
Осень в этом году выдалась яркая, природа не пожалела красок: кроны деревьев желтели и алели, затмевая пока еще зеленые листья. Расшалившись, ветер ласково трепал кроны, сбрасывая листья под ноги прохожим. Вот когда отсутствию дворников не возмущались, а радовались: листья приятно шуршали под ногами, а тротуары, устланные опавшими листьями, были похожи на ковровые дорожки, уходящие вдаль. Вторая осень после Победы, вторая осень без бомбежек, похоронок. Вторая осень надежд и пора любви.

- Мария, в дверь звонят, открой, я посуду мою.
- Сейчас!

Мария открыла дверь. на пороге стоял Андрей. Как он нашел этот адрес? Как разыскал, если в Риге никогда не был?
- Здравствуй, Марийка!
- Здравствуй, Андрей.
- А Валя дома?
- Валя?
- Да. Я все знаю, она уехала, уехала к тебе. А я.. я вот только вернулся. Маму перевозил из эвакуации. Пока приехал, пока уговорил вернуться, вещи перевезли. Заехал к вашим родителям, мачеха сказала, что ты в Риге и Валя переехала к тебе. Насилу адрес нашел. На попутке добрался. Ух, какие у нас еще дороги - все в ямах, но ничего, я слышал, шофер говорил, что будут скоро и дороги делать. Так что Валя, где она?

- Андрей... - Мария вышла на лестничную площадку, прикрыв за собой дверь. - Андрей, Валя вышла замуж. Она не живет здесь больше.
- Как? Как вышла замуж?! А я? Мы же.... Я же... мы условились, что поженимся. Она же обещала ждать.
- Ну вот так, он офицер, красивый, у него зарплата хорошая, связи. Ты понимаешь, здесь, в Риге, все по-другому...
- Она.. она счастлива?
- Да! Очень.
- Ну что ж. Я пошел....

Андрей стал спускаться, но вдруг обернулся:
- Ты только ей не говори, что я приходил. Не надо. И...пусть будет счастлива.
- И ты будь счастлив, Андрей!
- Я? Я... наверное, да, буду.


Осень 64-го была так похожа на осень 46-го, что у Валентины сжималось сердце. Вот также как в 46-м, яркая осень радовала глаз, вот также, как в 46-м в их дворе несколько дней никто не убирал опавшие листья и они приятно шуршали под ногами. Она вдруг вспомнила, как осень 46-го стала для нее сплошным ожиданием. Она ждала Андрея. Знала, что он перевозил маму из эвакуации - случайно соседа встретила, тоже в Ригу переехал. Трудно в деревне жилось - после войны запустение одно. Чтобы земля урожай дала, за ней нужно было ухаживать, чтобы вырастить из худенького теленка дойную корову - несколько лет. Голод. Вот и тянулись в Ригу - все же в столице проще намного. Валя и не заметила, как ноги сами ее принесли к старому дому. Здесь жила ее сестра, Мария. Сюда же перебралась и семнадцатилетняя Валя в 45-м. Работать она еще не имела права, поэтому бралась за любую подсобную работу: там швее подсобить, тут на рынке постоять. Вон там, окошко на третьем этаже - их с Марией комната. Ох, сколько же времени она провела у окошка в ту осень 46-го. Все Андрея ждала. Все представлялось, как он приедет, как взбежит на их третий этаж, как обнимет ее и больше не отпустит.

- Валя?! Валя!!

Валентина обернулась.Перед ней стоял высокий видный мужчина в военной форме.

- Валя! Ты не узнаешь меня?
- Нет, извините, мы знакомы?
- Я Андрей. Ты... Ты помнишь?
- Господи.... Андрюша....

Они присели на скамейку в сквере. Только сейчас, спустя 18 лет, Валя узнала, что Андрей искал ее, приехал в Ригу, отыскал адрес Марии, И что услышал от нее.

- Я же стояла тогда на кухне, посуду мыла. Андрей! Я помню! Я помню, в дверь позвонили, Марийка открывать пошла. Я и не знала, что это ты был!Я же ждала тебя!
- Вот какие дела оказывается. А я подумал, что ты просто меня забыла. В Риге офицер, зарплата, связи. А что у меня, да ничего не было... Домишко старый в нашей деревне, да старуха-мать больная.

Валентина коснулась щеки Андрея.

- Андрюша... как же так...
- А я вот уезжаю завтра. Часть нашу переводят в Чехословакию. Зашел вот, посмотреть на твой дом, попрощаться. Мы семьей едем. Хорошая у меня семья. Три дочки. Старшую Валей зовут.


Валентина ехала к сестре. 18 лет прошло, а внезапная правда так кольнула ее, что дышать было сложно.

- А что ты хочешь? - накинулась на нее Мария. - Ты вспомни, как мы жили? Карточки на продукты только мне давали, так как я работала. А ты... тебя на работу не могли взять, тебе еще 18 не было! Ты пешком в Царникаву ходила за рыбой, помнишь, как мы ее по соседям продавали, довесок к моей зарплате! А за тобой Сашка начал ухаживать. Офицер. В паспортном столе работал. Ты вспомни, после знакомства с ним, у нас продукты хотя бы появились! А что твой Андрей? Ни кола, ни двора! Старый дом в деревне, мать больная и ни копейки денег, и никакой надежды. Я о нас думала! Я же старшая, я должна была! чтобы выжить. Посмотри, как получилось: ты горя не знаешь, Сашка тебя одевает-обувает, пылинки сдувает, дом полная чаша, дочка какая растет! А что тебе дал бы Андрей?

- Мы любили друг друга. Очень. Сильно.

Валя вышла из дома сестры. Два месяца назад она подала на развод, не говоря никому... Пусть думают, что у нее и так всё хорошо. А Андрей.. у него своя семья, три дочки и старшую Валей зовут.

Я посмотрела на бабушку:
- У тебя есть его фотография?

Бабушка вытащила из альбома маленькую фотокарточку. С нее смотрел молодой парень. На обратной стороне была надпись "Только дождись!"

Теперь я понимаю, почему бабушка не любит осень.

/реальная история/