Опорный центр дошкольного шахматного обучения Югры

Алексей Ратушный
Из буклета к докладу на городском методсовете
- В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре реализуется дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19.07.2016 №1145 №210). Основным содержанием которой является повышение квалификации педагогов по шахматному образованию, создание профессиональных педагогических сообществ по шахматам, создание методической копилки по шахматному образованию для педагогов, собственно на что и направлен проект «Шахматная шкатулка».

В ходе реализации этого масштабного начинания, осуществляемого детским садом исключительно с опорой на собственные ресурсы был осуществлен ряд важных мероприятий, а именно:
-разработана концепция «Шахматной Шкатулки»;
-разработана и внедрена Программа по шахматному образованию «Шахматная логоритимика» и методический комплекс;
-разработан информационно-методический комплекс, позволяющий родителям подробно знакомиться с элементами этого сложного учебно-воспитательного элемента в структуре детского сада через сеть  Интернет;
-снят целый ряд учебно-информационных видеороликов (на бытовой технике) где демонстрируются отдельные элементы организации образовательного процесса и методология построения занятий с малышами.

Опубликованы пакеты авторских материалов, освещающих эту деятельность:

На PROZA.RU 

Шахматная Логоритмика
http://www.proza.ru/avtor/surmico&book=74#74
Шахматная Шкатулка
http://www.proza.ru/avtor/surmico&book=20#20
Шахматная Шкатулка Проект
http://www.proza.ru/avtor/surmico&book=64#64
Шахматный Столик
http://www.proza.ru/avtor/surmico&book=55#55
Учебник шахмат для школы
http://www.proza.ru/avtor/surmico&book=57#57

На STIHI.RU

Шахматный Всеобуч Статьи
http://www.stihi.ru/avtor/surmico&book=84#84
Шахматные Наброски
http://www.stihi.ru/avtor/surmico&book=100#100
Шахматная Шкатулка Стихи
http://www.stihi.ru/avtor/surmico&book=83#83
Шахматные
http://www.stihi.ru/avtor/surmico&book=10#10
Чемпионат Мира среди юниоров в ХМАО-Югре 2015
http://www.stihi.ru/avtor/surmico&book=79#79
Гран При Шахматы 2016
http://www.stihi.ru/avtor/surmico&book=98#98

Содержание доклада А.А.Ратушного 25.10.2017
1
Шахматная Шкатулка  - центр Игры в детском саду

Игра – основная деятельность ребёнка дошкольного возраста.
В детских садах предусмотрена игровая комната как один из основных элементов комплекта помещений для каждой группы.
Однако попытка совместить в одном лице и преподавателя шахмат и воспитателя обречена на провал.
Преподаватель шахмат – специалист в области игр – это очень сложная и трудно постижимая специальность.
При всей  кажущейся «лёгкости» это на порядки сложнее, чем виртуозная игра сразу на многих музыкальных инструментах.
Внешняя легкость в игре виртуоза – скрипача или пианиста обманчива.
За ней стоят не только грандиозный талант и выдающиеся прирождённые способности, но и многие годы упорного труда.
Преподаватель шахмат играет не на музыкальных инструментах.
Преподаватель шахмат играет на струнах детских душ.
Это фантастически сложная деятельность, которую невозможно корректно описать в нескольких словах, предложениях или абзацах.
Шахматная Шкатулка как технология, созданная коллективом детского сада №10 «Снежинка» в городе Урае, представляет собой специально организованный материальный субстрат для успешного формирования и развёртывания деятельности, позволяющей молодому преподавателю шахмат успешно решать стоящие перед этим уникальным центром Игры задачи и постоянно оттачивать и совершенствовать свое мастерство, свое искусство в общении с детьми.

2
Рецепт Снежинки. Основной Метод Декарта

Декарт был математиком.
Именно в его честь координаты называют «Декартовы».
Декарт предложил Метод решения сложных и трудноразрешимых задач.
Суть его сводится к тому, что  трудную сложную задачу необходимо «разбить» на несколько простых.
Что такое игра в шахматы?
Михаил Ботвинник предложил считать это сложной «неточной» задачей, которая решается путем последовательных упрощений и переведения её в простую задачу. Идея Ботвинника в общем виде является версией Декартова Метода. Сложная задача разбивается на достаточно большое число приближений к простой.
Перед нами стоит наисложнейшая задача введения ребенка в прекрасный мир шахмат.
Пока мы не будем говорить о том, почему именно шахмат, и зачем именно ребенка. Пока мы холодно отнесёмся к поставленной задаче именно как к задаче. Задаче запредельно сложной.
В чём состоит «рецепт Снежинки»?
Именно в детском саду №10 «Снежинка» в городе Урае, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, была создана действующая технологическая база для решения сформулированной выше задачи.
Именно здесь был осознан и отрефлексирован масштаб задачи, уровень её сложности. Задача была разделена на множество идейно связанных между собой фрагментов и решение каждой «малой» задачи работает на решение общей задачи введения ребёнка в мир шахмат.
Отличие от множества других «опытов» по внедрению шахматного всеобуча в России заключается в уровне проработки основных базисных элементов всей игры в шахматы.
Большинство авторов к сожалению не добрались до базовых идей шахмат, не уделили им должного внимания, по сути выпустили из виду и метаматематику шахмат, и философию шахмат, и математический аппарат собственно шахмат, то есть их реальную аксиоматическую первооснову.
Вроде бы люди, знакомые с курсом школьной геометрии должны понимать, что прежде чем исследовать объём шара, неплохо бы познакомиться с геометрией треугольника.
Что прежде чем пытаться определить углы в призме, неплохо бы разобраться с углами в единичной окружности.
Все известные мне «программы» и «учебники» с ходу рассматривают такие «понятия» как «ладья», «конь», «слон», хотя на самом деле до них от оснований ещё очень неблизкий путь.
Попытка «разбить» курс шахмат на урок о ладье, урок о слоне и урок о коне несостоятельна!
Она изначально обречена на провал.
На провал и методологический и методический.
Базовые понятия и аксиоматику игр я начал выстраивать еще в юности.
Я чётко строил аксиомы поля и аксиомы хода, вникал в аксиоматику фигур, менял правила на шахматной доске в любую сторону.
Я своевременно встретил такого автора как Рудин. Его книжечка о происхождении шахмат из магических квадратов дала мощное подкрепление моим собственным идеям и разработкам, а также открыла новый горизонт математических исследований.

Во многом благодаря своим непрерывным воспалениям легких я рано узнал, что фигурок на самом деле очень-очень много. Хороших и разных.
И игр на шахматной доске также гораздо больше, чем общеизвестные шахматы и шашки.
 И если о существовании простой и дамки знают практически все, кто брал шашки в руки, то о жирафах, носорогах, зебрах, тиграх, леопардах, зайцах, псах, рыбах, верблюдах, козах, черепахах и тому подобном многие даже и догадываются.
Что же касается разнообразных чудес «техники» на доске, о ракетных колесницах, о самолетах, танках и вертолётах, об атомной бомбе (есть и такая «фигурка»!) и тому подобном – то для целого поколения детей все эти «заначки цивилизации» остались «вне поля зрения».
Но самое интересное не в обилии разнообразных фигур!
Не в немыслимом разнообразии досок и иных объёмно или плоско организованных структур, включая сюда и цилиндры, и торы и ленту Мёбиуса, и n-мерные структуры любых фасонов и расцветок.
Самое интересное в миграции представлений о «ходах» через века и страны.
И жалкие опыты представления на разных сайтах то одного, то другого фрагмента богатейшей действительности просто поражают. Как убог и жалок, скуден и нищ внутренний мирок авторов этих слабых поделок!
Мир игр на плоскостях огромен, всецветен, непреходящ, наполнен таким морем смыслов и осмысленностей! Мир игр в структурированных многомерных множественностях – это вторая Вселенная! И прав был Сократ, утверждая, что «краски там намного ярче, чище и глубже» чем в нашем мире.
В «Снежинке» была выстроена (встроена) комната Игр! И в ней всё подчинено идее введения ребёнка в аксиомы хода, поля и фигуры.
И сам ребенок последовательно ощущает и огромное разнообразие полей, включая и то поле, на котором обитает его собственная фигура, и невероятное разнообразие фигур, среди которых самая интересная ему – фигура собственного тела, и потрясающее разнообразие ходов, тесно связанных и с ритмикой, и с музыкой и с танцем.
Здесь он испытывает серию Погружений в этот фантастически разнообразный материал.
И вместо скучного урока ему предлагается поиграть во множество микроигр, каждая из которых глубоко продумана и отточена до мельчайших деталей сказочными практиками самых выдающихся педагогов нашей планеты.
Сложная задача введения ребенка в шахматный мир разбита по времени на серию «погружений», и в каждом погружении он совершает свои собственные ходы, на самостоятельно выбранных им полях понравившимися ему фигурами.
Вот в этом технологически безупречном обеспечении хода, поля и фигуры, как основных аксиом Игры и заключается рецепт «Снежинки» из Урая.

3
Система Погружений!!
Семьдесят два погружения за учебный год.
Двести восемьдесят восемь погружений за Олимпиаду!
Плюс еще «в заначке» 24 Погружения за лето или 96 летних погружений за Олимпиаду!
То есть при «максимуме» - Триста восемьдесят четыре Погружения за Олимпиаду!!!
А это как раз по одному совершенному магическому квадрату на Погружение!
Одно Погружение – это ровно одно Посещение Шахматной Шкатулки.
За одно Посещение ребёнок видит, осязает, ощущает зрительно и «на ощупь» десятки разнообразных представлений шахматной доски, десятки разных представлений всех шахматных фигур, сотни разнообразных представлений шахматных ходов.
Это очень интенсивное насыщение и информационное, и эмоциональное, сопровождается ещё и музыкой, и графикой, и цветорядом, и танцем и видеорядом.
И всё это мощно заряжено позитивной направленностью на собственное «я» ребёнка.
Дети с удовольствием смотрят, слушают, двигают, перемещают, двигаются, танцуют, играют.
И всё это пронизано светом тонких изящных мгновенных разнообразных микроигр, микрособытий, маленьких сказок и крошечных путешествий.
И за всем за этим ярким красочным костюмированным Представлением десятки и сотни гениальнейших творений выдающихся мастеров сказок планеты Земля.
Здесь перед ребенком на авансцену выходят и стойкий оловянный солдатик, и Маленький принц, и Мудрый приручённый когда-то Лис, и Старый Добрый Дед Мороз, и знаменитая Курочка Ряба.
Специально оборудованный «бассейн логик», до отказа заполненный умными красивыми фигурами и ходами на явно структурированных поверхностях. Чудесный волшебный мир ритма, танца, улыбки.
Триста восемьдесят четыре Погружения, во время которых ребёнок даже свои маленькие «поражения» встречает как победы. Победы над самым трудным материалом на свете. Над собственным незнанием.


Дигитал Доска – шахматная доска, воспроизводящая положение шахматных фигур на образе шахматной доски на экране.
Применяется на турнирах для демонстрации партий мастеров зрителям в турнирном зале и зрителям в Интернете по всему миру.
Для дошкольника знакомство с «волшебной доской» является большим эмоционально позитивно окрашенным событием.
Он видит красивую большую деревянную шахматную фигуру, которую размещает на большой красивой шахматной доске в центре выбранного им квадрата и видит, как символическое изображение этой фигуры возникает на символическом квадрате экранной версии отражения шахматной доски.
Сам факт постановки фигурки на доску и появление её изображения на экране вызывает у ребёнка шквал позитивных переживаний.
Это один из важных элементов Погружения в шахматный материал.
Понятно, что именно для детских садов требуется заметное расширение и графического и фигурного арсенала такой доски.
Пока изготовители похоже не особенно озабочены этим моментом, но мы надеемся, что и наши публикации натолкнут разработчиков на «правильный» ход мысли и специальные «детские шахматные дигитал-доски» в конце-концов появятся в арсенале наших дошкольных учреждений.
Ведь именно они позволят заметно интенсифицировать логическую составляющую оперирующего с абстрактными объектами мышления.

4
Фотоотчёт о преподавании шахмат в «Снежинке» 2009

Вообще детсад «Снежинка» возник в Урае в 1967-ом году.
Ныне ему исполнилось ровно 50 лет.
Как минимум 20  из них в садике постоянно ведутся шахматные занятия.
Нам в руки попал любопытнейший фото отчёт о практиках 2009-го года.
Всего 175 фотографий!
На фотографиях запечатлены следующие интересные моменты:
Занятия с детьми минимум четырёх педагогов детского сада
Занятия с педагогами других детсадов города Урая
Занятия с родителями детского сада
Совместные занятия родителей с детьми
Занятие с руководителями и воспитателями детского сада
Большая (гигантская) тканевая шахматная доска на полу комнаты  занятий
Самодельные большие шахматные фигуры из картона для этой доски
Занятия с шахматным компьютером
Самодельные шахматные фигурки
Фигурки сказочных персонажей на шахматной лоске
Выставка шахматных рисунков и поделок детей
Подробности дебютной подготовки юных  шахматистов
Таким образом мы видим, что шахматы в детском саду «Снежинка» - это сложный процесс, в который вовлечен педагогический и родительский актив, управление дошкольного учреждения и целая группа педагогов дошкольников всего города.

5
Сегодня опубликован большой массив документов об истории развития шахматного всеобуча в России. Но начинается эта история в самом крайнем случае с 1995-го года.
Не отрицая несомненных заслуг Кирсана Илюмжинова в этой сфере мы всё-таки должны указать на целый ряд усилий, приложенных энтузиастами и новаторами в этой сфере задолго до начинаний в Калмыкии.
Так Иван Васильевич Звягин в городе Качканаре на базе своей (он был её директором) шестой школы полного дня ввёл в ней тотальное обучение шахматам в 1985-87-ом учебных годах и даже сформировал специальный шахматный класс.
Опыты по внедрению шахматного всеобуча ставились гениальным тренером из Челябинска Кибизевым с начала 80-х годов. Не случайно именно в Челябинской области получил распространение шахматный всеобуч и в дальнейшем (Сатка).
В Архангельской области эту тему активно продавливали Л.М.Фильчагин и ваш покорный слуга в период с 1978 по 1980-ый годы.
Но сама идея шахматного всеобуча в России берёт своё начало ещё со времён Михаила Ивановича Чигорина, с 80-90-ых годов позапрошлого столетия.
При этом не следует забывать, что именно в шахматы на Руси играют минимум с двенадцатого столетия. Они пришли к нам с двух сторон – с востока с монголо-татарами и с запада с крестоносцами, но имелся и третий – греческий путь проникновения и распространения игры.
Что же до рыцарей, то в средние века у них был свой – рыцарский – «шахматный всеобуч». Все рыцари были в обязательном порядке обучены игре в шахматы.
Сегодня мы познакомимся с отдельными публикациями в городской газете «Знамя» в 1993-ем году. В них отражаются усилия города в становлении и распространении идей шахматного всеобуча в этот – наисложнейший период в истории нашего общества.

Эксперимент в городе успешно продолжался вплоть до 2002-го года и оказался самым продолжительным педагогическим управленческим экспериментом в истории отечественной педагогики.
Вот в рамках именно этого эксперимента и развивался опыт по внедрению шахматного всеобуча в Урае.

Суббота 30 января 1993 года «Знамя» №12 (4083)
стр.2 «Шахматное поле»
«Искусство рыцарей»
«Школа №6 совместно с городским шахматным клубом приступила к реализации программы шахматного всеобуча. Теперь одно из семи искусств обязательно изучавшееся рыцарями средневековья, станет обязательным элементом обучения юных урайцев.»

Суббота 6 февраля 1993 года «Знамя» №15(4086)
стр.2 «Шахматное поле»
«В городском шахматном центре оборудован учебный шахматный класс, позволяющий шести-восьмилетним ученикам успешно осваивать азы игры. Занятие длится всего пятнадцать минут. За двенадцать таких уроков всего за двенадцать учебных дней любой школьник может научиться играть.»

Пятница 30 апреля 1993 года «Знамя» №54 (4125)
стр.2 «Шахматное поле»
«Более 60 юных шахматистов Урая получили сертификаты об успешном завершении программы шахматного всеобуча».

Как видим – это не один случайный материал, а система публикаций.

Мы обоснованно полагаем, что детский сад №10 "Снежинка" города Урая созрел  для того, чтобы стать одним из опорных центров развития шахматного обучения на дошкольном уровне в Югре.