05 1. Орёл. Николай Лесков

Tumanchik
Когда говорят о Лескове, то в первую очередь вспоминается «Левша» - с детства известная весёлая история о том, как наши мастера подковали английскую блоху. Возможно, кто-то вспомнит «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник». Но наша память держит то, что нужно ежедневно, а кто и что писал в 19 веке – если только очень покопаться. Я, если честно, до этой работы НИЧЕГО не читал из Лескова.
Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда (ныне село Старое Горохово Свердловского района Орловской области) в доме Страхова, предводителя орловского уездного дворянства. Управляющим у Страхова служил родной дедушка Лескова Пётр Сергеевич Алферьев. Алферьевы из московских дворян. При пожаре 1812 года они  бежали, а добро, закопанное где-то под яблоней, так и не нашли. Обеднели и осели в Орле.
Дом в Горохове оставил у Лескова недобрые воспоминания из-за тяжёлого характера владельца («стар, жесток, неумолим»). В слуховом окошке дома стояла эолова арфа, и звуки, которые она издавала при ветре, напоминали стоны человека. И Лесков говорил, что та мучительная нервность в нём пошла от этих звуков. Дом в Горохове не сохранился.
Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Но был бессеребренником, не брал взяток. И поэтому денег не было.
Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) (1813—1886) была дочерью обедневшего московского дворянина. «Нетерпящий характер». И у самого Лескова такой же характер. Вернее «нрав», или «норов». «С каким родился, с таким и в могилку». Мать была не лишена литературного дара (писала очень хорошие письма). Вышивала бисером. Бабушка была из купеческого сословия. Очень добрая. «Мало плакать о чьём-то горе – надо помогать». Нянюшка была очень яркая рассказчица. Прожила до ста лет. Тётку выдали в 15 лет за Страхова. Был тяжёлый брак. 13 лет пока Страхов не умер.
Одна из сестёр Лескова была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за богатым англичанином. Младший брат, Алексей, (1837—1909) стал врачом, имел учёную степень доктора медицинских наук.
Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.
В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.
В июне 1847 года Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда, а в декабре 1849 года по собственному прошению переместился в штат Киевской казённой палаты. В Киеве он жил у своего дяди С. П. Алферьева
В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков. В музее Лескова сохранились вещи, с которыми он ездил по России.
Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни. Первая публикация – «Очерки винокуренной промышленности» 1860 год – результат его работы в «Шкотт и Вилькенс». В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». Писарев очень не любил эти ранние произведения Лескова (тогда он публиковался под псевдонимом Стебницкий).
В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».
Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже». Хорошее, однако, наказание – командировка в Париж.
Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык». В те же годы вышли произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться.
В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», — писал Н. С. Лесков. Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.
Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал Максим Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».
В 1872 году Лесков написал роман «Соборяне». Надоели романы, построенные по принципу «влюбился – женился» и «влюбился – застрелился». В «Соборянах» - «борьба лучшего героя с вредителями русского развития». Главный герой священник Туберозов имел трость. В Питере у Лескова был знакомый, тоже Туберозов. Так вот он заказал себе точно такую же трость. А вдова потом эту трость передала музею. Лесков проговаривал за героев их разговоры. Попробую прочитать этот роман.
Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Много Лескова иллюстрировал Репин. Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом». «В статьях вашей газеты, - писал Лесков, - сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии (да, уж). Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие».
В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения.
Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован).
В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остросатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить». Может быть, он и мучил тогдашнюю публику, но он мучает и нас, читателей 21 века.
Последние годы жизни сблизился с Толстым, но не принимал его «учительные бредни». Вообще, ни с кем у Лескова не было полного единодушия. Объединяло с Толстым принятие так называемого «ПрОлога» - как основы для легенд. Первые века христианства.
Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни стала невыносимой. Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1895 года в Петербурге от очередного приступа сердечной астмы (жаба), мучившей его последние пять лет жизни. Когда болезни стали одолевать, на доме родственники повесили объявление: «Николая Семёновича нет дома». А Лесков приписал: «Но друзьям всегда рад». Похоронен Николай Лесков на литераторских мостках Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Всё сохранил сын Андрей Николаевич.
Ещё информация из музея.
- Музей открыт в 1974 году, но коллекция началась гораздо раньше – с 1918 года, когда стал организовываться музей Тургенева.
- Вдова сына Андрея Анна Ивановна Лескова много передала вещей в музей с 56 года.
- Портрет Лескова (автор Банистер), который говорит о порывистом, взрывном характере Лескова.
- Ещё о портретах молодого Лескова: «Красив не был, но молод был – так говорил Пушкин».
- В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке.
- Фотография жены Екатерины Степановны Бубновой. Познакомился с ней в 1864 году. Красавица. Знала наизусть Пушкина и Лермонтова. В 1865 году Лесков вступил с ней в гражданский брак, в 1866 году у них родился сын Андрей.
- В музее воспроизведён по указаниям сына Андрея петербургский кабинет Лескова. Множество картин, безделушек. Лесков был коллекционером.
- В 1883 году Лесков взял на воспитание Вареньку Долину.
- Любил сладкое. Горячий шоколад. Черносливовое пюре со взбитыми сливками. Пастилу, мармелад и сушёные персики. Икорница с крышечкой для того, чтобы положить колотый лёд. Долго курил. Когда писал ночью, то пил очень крепкий кофе.
- Лесков считал лучшим свой портрет Серова. На вернисаже Лесков видел этот портрет, но рама была чёрная. Он это воспринял, как знак судьбы. И, действительно, через несколько дней он умер.
-  Татьяна Юрьевна Лескова правнучка Лескова – балерина, звезда бразильского балета. На лесковские чтения в 2012 году прислала альбом про себя. Ей сейчас 93 года.

И ещё несколько афоризмов Лескова, услышанных в процессе экскурсии в музей:
«Не бывай побеждённым от зла, но побеждай зло добром».
«Богатые помогают бедным не из жалости, а потому что совестно».
«Славы не ищу, совести боюсь, в деньгах нуждаюсь».
«Если прогресс – это действительный ад, то музей – это, пусть и проективный, но, всё-таки, рай, где под видом собирания мёртвых вещей происходит оживление ушедших душ». 
«Бесполезное это дело: дураков учить, все равно, что мертвых лечить».
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру».
«Обещания даются по соображениям — и исполняются по обстоятельствам».
«И лучшая из змей, всё-таки, змея».

А напоследок я постараюсь прочитать и рассказать о впечатлении от некоторых произведениях Лескова.

 «Леди Макбет Мценского уезда». (1864)
В отличие от поздних произведений Лескова эта вещь читается легко. По сути это криминальная драма о том, как движимая страстью Катерина Измайлова, жена купца, отравила сначала своего свёкра за то, что он уличил её в прелюбодеянии с приказчиком Сергеем, потом вместе с любовником задушила своего мужа Зиновия Борисовича, потом также задушила маленького мальчика – претендента на наследство. В повести подробно описывается, как они уничтожали следы преступления. Однако на последнем «деле» их поймали с поличным, осудили и отправили по этапу на каторжные работы. Сергей мгновенно потерял интерес к Катерине, как только она перестала быть богатой купчихой. По дороге на каторгу он спутался с некоей Сонеткой. Катерина, не силах перенести  измену, утопила Сонетку и сама погибла.
Судя по всему, основой для Лескова были какие-то реальные события. В 2001 году Ирина Боброва в «Московском комсомольце» написала, что все события из повести Лескова, действительно, происходили в Мценске в 30-х годах 19-го века. И Лесков, работая в конце 40-х годов в Орловской уголовной палате уголовного суда, знакомился с этим делом. Оказывается, Лесков в своём произведении, которое он назвал очерком, практически ничего не изменил, даже имена и фамилии. Только он не написал, что в реальности Катерина утопила вместе с Сонеткой и самого Сергея. И поскольку корреспондент была в Мценске, говорила с потомками героев, то можно доверять этой публикации, не взирая на «жёлтую» репутацию МК.
В связи с этим понятно, почему «Леди Макбет» читается легко. Это, на самом деле, очерк. В музее есть подлинники первых иллюстраций Кустодиева к этой книге.
В 1932 году Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которая шла в Ленинграде и в Москве. Однако, в 36 году в Большом театре побывало руководство страны во главе со Сталиным. Постановка была осуждена в газетах за натурализм и сумбур музыки. За публикацией этих статей последовали резолюции ленинградских (7 февраля) и московских (15 февраля) композиторов, и опера была изъята из репертуара советских театров, хотя репрессий против композитора и солибреттиста не последовало. А за рубежом эта опера имела успех, я думаю, как раз за «натурализм». В 1962 году Шостакович подготовил новую версию оперы «Катерина Измайлова». И её поставили с некоторыми проблемами. В 1966 году был снят фильм-опера с Галиной Вишневской в главной роли. Я посмотрел его. Никакой лёгкости здесь нет. Вся история с самого начала – сплошной мрак. Получается, что никакой радости у Катерины в процессе любовной связи не было. Музыка Шостаковича мрачная. Ни одной мелодии я не услышал. Правильно, что не смотрел её раньше и в театр не ходил. Кстати, в прошлом году эту постановку возобновили в Большом. И сейчас тоже не пойду.

«Запечатленный ангел» (1872)
В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях». В музее директор называет повесть «За печатлЁнные ангел», хотя правильно «ЗапечАтленный ангел» (икона была запечатана). Причем, сама экскурсовод, когда цитирует Лескова делает ударение на А. Отмечается, что Лесков был большим знатоком техники иконописи, а также всех церковных обрядов, особенностей, «которые простому человеку и знать не следует» (и читателю, кстати, это тоже ни к чему). В этом произведении описывается случай перехода одного из героев по цепям строящегося в Киеве моста через Днепр во время ледохода. Цель – заменить отобранную киевским главным священником у стаообрядческой общины икону на поддельную. Случай такого перехода, действительно, был. Правда, целью его была не икона, а водка, которая на черниговской стороне Днепра, где была артель старообрядцев, стоила дешевле, чем на киевской.
Я прочёл страниц 5 этой вещи. Нашёл сокращенный пересказ Чуприниной. И то было трудно читать, даже пересказ. Длинно и нудно. Каким образом эта повесть была признана «одной из лучших вещей писателя»?

«Очарованный странник». (1873)
Удивительно, что в том же году была написана и вышла повесть «Очарованный странник» - произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Одна из лучших вещей Лескова. Вот так: рядом нудный «Запечатленный ангел» и блестящий «Очарованный странник». Лесков считал, что жанр свободной формы должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Эта повесть получила известность в Советском Союзе в 60-х годах в связи с выходом фильма с Симоновым и Дорониной в главных ролях.
На пароходе где-то на севере главный герой рассказывает историю своей жизни. Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы.
Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить».
Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина с револьвером, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними.
Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь. Он оказывается среди татар, которые «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал (вживляют в пятки щетину, чтобы невозможно было ходить нормально). Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. В итоге он, всё-таки освобождается с помощью выжигания и нагноения от щетины и через 11 лет убегает. (Не понятно, почему это нельзя было сделать гораздо раньше?)
В результате странствий Иван Северьяныч попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы» (запои), перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.
Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну.
Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. В Петербурге он уходит в артисты. Репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступясь за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.
По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесенята, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию (видимо, чтобы он что-нибудь ещё не натворил). Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется».
Если не смотреть на последний период жизни (в монастыре), где главный герой усиленно молится, и в него вселяются различные бесы и бесенята, то повесть читается с интересом и местами захватывает. Пожалуй, это самое сильное произведение Лескова.

«Соборяне». (1872)
Когда я принимался читать «Соборян», я думал, что это будет «длинно и нудно» почище «Запечатленного ангела». Но оказалось, что несмотря на то, что в тексте попадаются некоторые старославянские термины, это вполне читаемо, и я прочитал всё до конца. Может быть, я просто уже привык к неторопливому стилю Лескова?
Сюжет романа составляет жизнь старгородского священника (протопопа) Савелия Туберозова и его сподвижников священника Захария Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Основные события разворачиваются в конце 60-х годов 19-го века. Туберозову уже за 70 лет, и он служит в Старом Городе больше 30 лет. Его удручает то, что в стране набирает силу неверие и презрение к России, к русскому народу. В школе начинают опровергать священное учение. Руководство губернии недовольно Туберозовым. И  в среде священнослужителей тоже наблюдается раскол. В городе происходят конфликты на почве различного отношения к религиозным ценностям. Особенно активно в этих конфликтах участвует силач дьякон Ахилла и школьный учитель Варнава Препотенский. Впрочем, эти конфликты не очень нарушают спокойную, сонную жизнь города. Со временем руководство поменялось, и к Туберозову стали относиться с уважением. «Ах, в чём проходит жизнь! Ах, в чём уже и прошла она!» - восклицает Савелий в своих записках.
Однако, всё меняется, когда в город приезжают «неприятные лица» — ревизор князь Борноволоков и Измаил Термосесов, шантажирующий князя его «революционным» прошлым. Термосесов знакомится с Варнавкой и заставляет «гражданина» Данилку подписать жалобу ревизору на Ахиллу. Воспользовавшись услугами почтмейстерши, Термосесов приказывает Борноволокову упомянуть о нем в письме как об «опасном человеке», так как мечтает получить «хорошее место», заставляет подписать донос на губернского предводителя Туганова и Савелия и требует отступных денег. Туберозов приглашает всех чиновников города прийти на литургию. И  произносит проповедь, как программу поучения: «Следуя его божественному примеру, я порицаю и осуждаю сию торговлю совестью, которую вижу пред собою во храме. Церкви противна сия наемничья молитва». Закончив таким сказанием не только свою проповедь, но и все свое служение церкви.  Старогородская интеллигенция находила, что это не проповедь, а революция, и что если протопоп пойдет говорить в таком духе, то чиновным людям скоро будет неловко даже выходить на улицу. Термосесов написал донос на Савелия, и его взяли под стражу и увезли в губернский центр. Как сказал жене Туберозов, «жизнь уже кончена; теперь начинается «житие».
Туберозов остался без средств к существованию. Жена его переезжает в губернию, занимается непосильной работой, чтобы прокормиться. И в результате заболевает и умирает. Ахилла и верный друг Николай Васильевич предпринимают усилия, чтобы снять с Туберозова обвинения. Начальство благосклонно относится к нему и готово освободить Савелия, но с условием, что он  повинится. Однако старец не хочет виниться, поскольку не чувствует за собой вины. Николаю Васильевичу приходит идея, чтобы начальство приказало Туберозову повиниться. Это возымело действие, и Савелия отпускают домой. Но служить ему нельзя. Пишется прошение о сокращении срока отлучения Туберозова от церкви, но он не доживает до «амнистии» и умирает. Спустя некоторое время умирает и Николай Васильевич. Ахилла в великом горе продаёт всё своё имущество и воздвигает памятник на могиле Савелия. Но подрывает своё здоровье и тоже умирает.
В общем, «все умерли». Остаётся только отец Захария да извечный вопрос: «Что будет с Россией?» Ответа на него Лесков не даёт. В 1881 году народовольцы убили Александра II.

 «Левша». (1881)
Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»). Это произведение можно разделить на две половины. В первой  рассказывается история о том, как тульские мастера подковали английскую механическую блоху. Александр 1 после победы над Наполеоном ездил по Европе и смотрел, как у них всё хорошо сделано. Вместе с ним ходил донской казак Платов. И про всё, чем царь восхищался, он говорил, что в России делают не хуже, а лучше. Или, по крайней мере, могут сделать лучше. Но Платов ничего не смог сказать, когда английские мастера показали им микроскопическую механическую блоху, которая после того, как её завели ключиком «вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала». Александр купил у англичан эту блоху за миллион и увёз в Россию. Вскоре он умер, и престол занял Николай 1. Через некоторое время он обнаружил эту блоху, распорядился выяснить, что это и откуда. Призвали Платова. Он всё рассказал. Николай, якобы, был очень высокого мнения о русских мастерах. Он дал Платову эту блоху, послал его на Дон с каким-то поручением, но наказал, чтобы он заехал в Тулу и дал поручение мастерам что-то сделать такое, чтобы перешибить англичан. Платов так и сделал, и на обратном пути заехал в Тулу, где как раз заканчивали работу. Когда выяснилось, что блоха перестала танцевать, он схватил Левшу и повёз его в Питер, к царю. Левша показал, что это произошло из-за того, что блоху подковали микроподковами, которые сам Левша прибивал совсем уж микрогвоздями, которые невозможно разглядеть в «мелкоскоп». Николай пришёл в восторг и отправил подкованную блоху в Англию.
И тут надо было бы закончить рассказ. Но Лескову надо было показать, что Левша – праведник.  И он послал его в Англию вместе с блохой. Логики здесь нет. Зачем Николай его туда послал? Блоха подкована. Это и так видно. Чтобы Левша выдал англичанам «производственные тайны»? Левша, конечно, не расколется и не расскажет, КАК они это сделали. К чему он там? Нет! Лескову мало показать, какой Левша мастер – ему надо доказать, что Левша - праведник. И этому посвящена вторая половина «сказа».
Левша, конечно, в Англии ничего не рассказал. Его всячески склоняли к тому, чтобы он остался. Но он, конечно же, не согласился. А когда он увидел, что ружья в Англии не чистят кирпичной крошкой, то заторопился обратно в Россию, чтобы доложить об этом царю. Отправили его морем. На корабле какой-то шкипер, пытаясь выведать, что такое Левша узнал в Англии, предложил на спор устроить соревнование в питье. Они упились до бесчувствия. Когда приплыли в Петербург, то шкипера отвезли на носилках в английское посольство, где его за день поставили на ноги. А Левшу просто выбросили на землю (в мороз). Потом ещё куда-то. В больницу его не брали, поскольку документов при нём не было (так отправили в Англию без загранпаспорта). В итоге он оказался в предсмертном состоянии в какой-то больнице. Шкипер, выйдя из посольства, стал искать Левшу и быстро нашёл его. Тот его попросил прислать ему кого-то от царя. Пришёл какой-то чиновник. И Левша ему сказал: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Конечно, этот чиновник царю ничего не сказал. (Будто бы, наши и так не знали, что в Англии ружья не чистят кирпичом?)
Как пишет Юрий Максимов «конечно, учитывая баснословный склад легенды о косом Левше (хотя существовал возможный реальный прообраз Левши, механик и оружейник ИТОЗа Алексей Сурнин (1767-1811 гг.), детали биографии которого совпадают с жизненными событиями нашего героя), сумевшем подковать блоху, а так же его эпический характер, мы можем предсмертные слова Левши понимать в гораздо более глубоком смысле. Например - как совет государю … «встряхнуть мозги извечно консервативным генералам, насытить пехоту нарезным оружием, усилить артиллерию, совершенствовать тактику боя, создать броненосный паровой флот и провести социально-экономические реформы». Но, как известно, этот сатирический рассказ Лескова, а вернее – одна-единственная фраза его главного героя, превратился в известнейшую легенду, породившую укоренившийся всенародный миф о «расчищенных кирпичом» ружьях русской пехоты как первопричине поражения России в войне и как показатель уровня технической образованности русских военных того времени». Кажется, я слышал эту легенду о смерти Левши, как пример «ужасов царизма». Но если бы этой второй половины рассказа не было, то было бы гораздо лучше. Лесков о читателе не думал. Первое название «Левши» - «Стальная блоха» (из музея). Современный иллюстратор Николай Васильевич Кузьмин не стал изображать Левшу косым.

«Тупейный художник». (1883)
Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Аркадий — парикмахер и гриммировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.
В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину.
Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти. Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут. Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их.
Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам.
Рассказ основан на исторически достоверном материале. В Орле действительно долгое время существовал крепостной театр графов Каменских. А.И. Герцен изобразил его в повести «Сорока-воровка» (1848), но не мог в то время назвать имя хозяина театра. Описанные Герценом события происходили при С.М. Каменском (1771-1835), «просвещенном» театрале, сыне убитого своими крестьянами за жестокость в 1809 году генерал-фельдмаршала М.Ф. Каменского. Лесков услышал рассказ, когда ему «уже минуло лет девять», то есть в 1840 году. Почему художник называется «тупейным»? В словаре «образовано от слова тупей – разновидность прически, заимствованного из французского toupet чуб». Так что «тупейный художник – это парикмахер.

«Зимний день». (1894)
Рассказ показывает, насколько Лесков разнообразен в своём творчестве. Здесь рассказ построен на диалогах, в процессе которых выясняется, что необходимо изменить завещание одного старого миллионера. В диалогах участвуют:
- хозяйка дома, которая колеблется в необходимости изменения завещания в пользу её племянницы Лидии;
- гостья, которая, наоборот, заинтересована в изменении завещания, чтобы Лидии не досталось наследство;
- племянница хозяйки Лидия Павловна;
- брат хозяйки Захар Семёныч;
- сын хозяйки Валериан;
- сын хозяйки Аркадий;
- гостья хозяйки Олимпиада;
- служанка-китаянка;
- кухарка;
- посыльный для кухарки.
Все участники диалогов являются носителями  различных пороков и не вызывают сочувствия.
10 мая 1894 года  Лесков  пишет  в  редакцию  журнала  "Русская  мысль" В.А.Гольцеву:  "Посылаю  сегодня  в  редакцию  давно  обещанную  рукопись. Называется она «Зимний день". Содержание ее  живое  и  более  списанное  с натуры".  Лесков работал над рассказом до последнего  года  жизни, усиливая  его сатирическую направленность.   По свидетельству сына писателя А.Лескова, поводом к написанию  рассказа явился шумный процесс с подделкой завещания  миллионера  В.И.Грибанова,  в котором были замешаны люди, занимавшие видное положение в обществе.  Рассказ произвел отрицательное впечатление на официальные круги  и  был доброжелательно встречен в кругах литературных.

А в заключение несколько слов обо всём творчестве Лескова.
Я начинал этот рассказ с биографических сведений, а первым прочитанным произведением был «Левша». Биографы настойчиво внушают читателю, что жизнь Лескова была тяжела. Он постоянно боролся с издателями, которые были против его радикальных и даже реакционных политических взглядов. Он был против нигилизма, а также раскола в православии. Но он расходился во взглядах и с Толстым. «Левша» разочаровал меня второй половиной «сказа», в котором Лесков изобразил Левшу страдальцем и праведником (см. выше).
Я немного «потеплел» после «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованного странника». Но «Запечатленный ангел» опять на меня навеял «грусть и тоску безысходную». Однако я продолжил чтение, и в итоге пришёл к мнению, что Лесков – выдающийся русский писатель 19-го века. Он весьма разнообразен как в стилях, так и в темах. Хотя он не меняет своих убеждений и выступает за сохранение русской культуры. Но формы выражения этих убеждений меняются как в течение жизни, так и от произведения к произведению, даже если эти произведения написаны почти одновременно. Лесков – великолепный рассказчик.
Так что я рекомендую читать Лескова. Можно читать всё. Если вам покажется скучно, то можно переходить к другой вещи. Не бросайте чтения, и  вы непременно найдёте для себя что-то интересное и по душе.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru