Постмодерн и христианство

Константин Берёзин
Уважаемый NN, здравствуйте!

Несколько лет собираюсь написать это письмо — и после того, как сегодня начал читать «Зияющие высоты», пишу.

Не является ли постмодернистский подход к обществу (отсутствие в обществе центра, отсутствие иерархии, такая вот аморфность) — близким и родственным христианству? Ведь именно в христианстве высказывается идея о равенстве всех людей перед Богом — независимо от общественного положения; люди равны как образы Божии, будет ли то раб, монарх, богатый, бедный, больной, здоровый, молодой, старый — все ценны и все представляют ценность как образ Божий. От этого один шаг до того, чтобы признать внутренний мир простого человека и внутренний мир «великого» человека (монарха, победоносного полководца и т. д.) одинаково важным, так что один не лучше и не важнее, чем другой, а они примерно одинаковы. А это — разрушение иерархии. И постмодернистская реальность Вконтакте и Ютюб — это такое отражение идеи о равенстве людей. Разрушение любой и всяческой иерархии — это благое, прогрессивное дело, которое началось во II тысячелетии до Р. Х. с высказанного учения о сотворении людей по образу Божию. В Священном Писании это отражено, например, в повествовании о «двух лептах вдовицы» — это значит, что субъективное важнее, чем объективное! Причём важно субъективное не только у знатного человека и мужчины, а субъективное у незаметной женщины. Также и разговор Христа с самарянкой показывает это. Как будто женщина (!) достойна того, чтобы с ней разговаривать о серьёзных предметах — о Мессии, о богопочитании и т. д. Разговоры Христа с нищими и калеками — тоже.

Можно заметить очень близкое родство трёх идей:

1. повествование о «двух лептах вдовицы»;
2. утверждение Киеркегаарда «субъективность есть истина»;
3. постмодернистское отношение к обществу.

На иллюстрации: А. А. Зиновьев, которого я сегодня впервые в жизни начал читать.


.