Севастополь Русская весна ч. 5

Ольга Манько 2
Отец Орест, игумен, настоятель Инкерманского Свято-Климентовского пещерного монастыря


Я был в Киеве, когда на Майдане начали жечь покрышки. Не помню точно, январь или февраль, но очень холодно было 20 - 25 градусов мороза.  Поехал туда с одним нашим монахом,приобрести кое-что из церковной атрибутики в Лавре.Но главная цель - увидеть своими глазами мраморную Раку.Именно в ней Владимир вывез из Херсонеса мощи Святого Климента. Она сохранилась в Софийском соборе. Мы должны были ее изучить, сделать замеры. И Храм, и Рака принадлежат Министерству культуры Украины, нас, служителей культа, к ней даже не подпустили, не дав не то, что замерить, а даже сфотографировать.

В Киеве также хранится икона нерукотворная Георгия Победоносца.Была она явлена на горе Явления греческим морякам. Их корабль  терпел крушение у берегов Фиолента. Взмолились моряки о спасении и на скале, где сейчас крест стоит,пред взором мореплавателей явился Георгий Победоносец. Море тотчас утихло.В благодарность за спасение на береговом склоне моряки основали обитель с пещерной церковью - Георгиевский монастырь. На скале Явления мореходы обнаружили нерукотворную икону Георгия Победоносца. Сейчас она хранится в Киеве. Сколько мы не пытались, нам ее не вернули. 

Когда мы вышли из Софии, заметили клубы черного дыма над Крещатиком. Первая мысль: «Пожар!» Приехав на площадь Независимости, увидели, как выгружают из машин покрышки,несут и поджигают. То, что я увидел, можно определить, как  массовое беснование людей.  В прямом смысле бес-но-ва-ние. Их надо было из брандспойтов поливать святой водой. Не бить, а окроплять святой водой. Мне кажется, это могло бы хоть как-то вразумить этих людей.

Одна из бед на Украине заключается в том,  что многие запутались в своем религиозном исповедании.Эта опасность существует и у нас сейчас:люди поверхностно знают обряды,но не знают веры,ее глубину,истинность,смысл. На Украине внешние обряды остаются православными,а католической ересью подменили  православные догмы.Это равноценно,как молоко с селедкой. Убежден, что и раскол церкви устроенный лжепатриархом Филаретом, оказал влияние. Ведь не было еще такого раскола на Украине. Последнее время некоторых охватило желание использовать Бога как золотую рыбку в своих экономических и политических деяниях -вот и получилось беснование.

Поступки людей, виденных мною на Майдане,  сложно обьяснить в двух словах. Стоит группа молодежи завернувшись в национальные платки,накинув на плечи флаги, на голове венки, а глаза у них пустые стеклянные,  как у наркоманов. Прутами металлическими стучат по светофору.От этих методичных действий и звона, в транс впадают. Вокруг них  бегающие люди с бешеными глазами: кровь,жертвы.Никогда подобным образом не поступают те,кто борется за правду. Приступы жестокости - только у трусливых и бесноватых. Люди на майдане страшны.Но не настолько,чтобы их бояться.Они вызывали у меня жалость.

Когда мы были в Киеве, в Лавру привезли Дары Волхвов. Киевское телевидение лгало, что «все ушли на Майдан»,а Дары никого не интересуют.20-го января начиная от храма в Лавре,где были святыни и до памятника Победы,это метров восемьсот, в четыре ряда люди стояли.У нормальных людей была потребность именно святости. Хотим мы того или нет,душа у каждого христианская.Человек в трудные моменты жизни поднимает глаза к небу.Того, что было на Майдане допускать нельзя.С этого же начиналось и в Германии: с беснования,с отрицания Бога,когда Сатану называли Богом.Так же начиналась революция.Революция была не против богатых,а против религии, против Духа. Началась она с уничтожения церкви. Храмы разрушали,наряжаясь в костюмы  чертей. В Киеве я видел тоже самое.

Вернувшись в Севастополь, особой атмосферы не ощутил, город жил своей жизнью.  Были большие сомнения, как все будет развиваться.Все-таки за двадцать с лишним лет приехало много проукраински настроенных людей из Западной Украины. Хотя я полностью согласен с Достоевским, что русский - это не национальность, это насколько ты православный.

 Для меня русский и православный –тождественные понятия.Как-то в беседе с журналистом я говорил:«Посмотрите,как давно никто не произносил слово Родина. А ведь когда его произносишь,аж кровь закипает.Развалив великую страну на маленькие удельные княжества, нас лишили чувства Родины.Люди потерялись.Понятия  Родина,слова с большой буквы, уже нет.  Нас лишили чувства Родины, лишили патриотизма».Поэтому от людей утративших  Родину, что-то  ожидать было сложно.
Мы живем немного другим миром,среди нас есть духовно продвинутые – старцы. К сожалению,  сейчас они уходят.Они предсказывали грядущее.Мы спрашивали их,если начнутся гонения или кровопролитие,что нам делать? И нам было сказано – умирай,где стоишь,как говорил Александр Невский.Как можно уехать?Наши деды,прадеды здесь основывались. «Как вы уедете, как вы бросите людей? Стойте». Одежда монаха – это воинское одеяние. Клобук на голове монаха – это шлем. Мантия- броня. Меч в руках,духовный меч - это молитва.Как мы бросим свою паству без духовного окормления?

Севастополь сам по себе большая святыня. Здесь столько христианских мучеников. А сколько современных мучеников, сколько людей жизнью своей Богу угодили во время Второй Мировой войны!Я всегда говорю: «Смело окунайтесь в море,как в святую купель. В нем столько мучеников утоплено». Когда сюда из Кронштадта (на День города, 14 июня 2015 года) привезли Икону Божией Матери «Благодатное небо», совершили крестный ход над городом на вертолете, какой был чудный покров Богородицы. Севастополь защищают и Богородица, и Святой Климент.

23-го февраля множество людей вышло на площадь. Верили, знали -здесь российский флот, морская пехота, но все равно переживали.Патриотизм был на величайшем уровне,единение в Духе Святом было у всех. Молитвы проходили публичные,соборные. Моя сестра говорит:«Пусть только придут бандеровцы! Даша Севастопольская смогла за город стоять и мы сможем.. Все решительно были готовы защитить Севастополь, нашу святыню. 

Вечером мы, монахи, помолимся,и начинаем объезжать блокпосты.Объезжали по кругу от Верхнесадового до Шайбы через Терновку.
Палатки развозили,лампы,генераторы,святой водой кропили,молились, подсказывали как и что делать. Я -бывший военный,и наш батюшка учил молодых ребят первые дни щитами пользоваться.
Среди нас, монахов, много людей,прошедших хороший жизненный путь.На блокпостах мужчины вспомнили свое предназначение. Каждый вспомнил, что он когда-то служил в армии, сразу организованность появилась. Единым духом объединились люди.  Появилось ощущение плеча, надежности. Такие чувства я испытываю, когда попадаю на Афон. Когда сотни только мужчин абсолютно разных национальностей говорящих на разных языках, друг друга понимают, потому что объединены единым Духом, единой целью к Богу. Здесь так же было. Знакомые, незнакомые – всем радуешься. Своими были все.  Мне нравилось, как люди приезжали на блокпосты. Приехали женщины, посмотрели, покрутились, в машину сели и уехали. Через несколько часов приезжают с кастрюлями. Наварили, натащили, продукты привезли. Ребята говорили: «Не везите продукты. Достаточно!» Машины проезжают-передают продукты, фуры едут – ящики скидывают. У нас традиция – главное накормить мужиков.

Конечно,с автоматами мы не стояли,у нас другое оружие-молитва.Даже на полотне Панорамы впереди с кадилом монах  ходит и при взятии Измаила первым на стены поднялся монах. Присутствие священства, монахов на передовой поднимает дух воинов. Мы своими молитвами старались их поддерживать. На верхнем камне крепости Каламита высечены слова «"Аз хощу Руси здесь быти"».Как появился ключевой камень сказать сложно.

История такова. В 1634 году сюда из Москвы приехал священник Иаков Лызлов.  Он был переводчик, толмач, как тогда говорили. Он узнал, что в монастыре естьмощи неизвестного святого. С помощью  русского пленного нашел мощи, обмыл и хотел часть забрать в Москву. Ночью ему приснился святой, который сказал: «Помышляете братие мощи мои на Русь взяти. Аз по-прежнему хочу здесь Русь учинити». Эта фраза меня задела я подключил историков. Что же в этой фразе самое важное? Главное слово «по-прежнему», но ведь это 1634 год на 150 лет ранее, чем был основан Севастополь.

 В «Слове о полку Игореве» упоминались русские поселения, здесь проходили торговые пути, само море называлось Русским. Москва зовется Третьим Римом, а это прямая связь с христианской Византией. Каламита - часть княжества Феодоро - последняя область Византии после падения Константинополя.  У нас в России - византийские корни  сильнейшие. Мы не афишировали этот камень, чтобы не сломали.Перед референдумом делали репортаж, спросили, как пройдет референдум. Я говорю: «Уже 380 лет как референдум состоялся».

Первое, что мы сделали – вывесили Андреевский флаг. Подняли его над крепостью Каламита  сразу, как Майдан начался. Флаг поднимали ночью, боялись, что наши власти ополчаться,мол, разрушаем исторический объект.Российский в то время мы найти не смогли. Позжев конце февраля,когда у нас появился государственный флаг Российской Федерации,он занял свое место рядом с Андреевским. До референдума на Каламитой развивались оба флага.

 Мы опасались, что их могут сорвать, поэтому камни смазывали солидолом. Максим Киселев (телеканал «Россия 1») приезжал репортаж об этом делал.Я помню фразу:«Какие могут быть результаты референдума в городе,где даже наместник древнейшего монастыря, бывший русский флотский офицер?». Я считаю, что третий флаг, который должен был там возвышаться  – флаг Византии.

На самом деле наш народ интересный. Есть такое выражение: «На хороший
кипеш мы всегда согласны». Когда на баррикады – ура, с палками!Но вот если бы начали стрелять,то не знаю, как дело обернулось бы.  А так пошуметь,поорать всегда готовы.Но уже через несколько дней после присоединения к России уже стало печально. Я понял, самая главная оборона-то и не видна.

 Достоевский писал: «Поле битвы – сердца людей». Здесь мы проигрываем по многим вопросам.Пошумели,флагом помахали,а дальше что? Да,есть претензии и к правительству,где-то саботаж…. Ну а мы-то сами кто в городе,что можем? И главное,потребительство у многих  появилось: «Россия пришла и ничего нам не дала». Я говорю,а кто-то что-то обещал? Что произошло 16 марта? Почему люди плакали,обнимались,целовались,пожилые,инвалиды буквально ползли,чтобы проголосовать лично». Мы раньше не ходили голосовать, а тут я монахов отправил. На всех избирательных участках никто не сворачивал бюллетени, наоборот показывали – голосую за Россию. Разве мы ждали, что нам что-то дадут? Нам вернули чувство Родины. У меня есть чувство Родины - самое главное. Я вернулся на Родину. Сейчас я не езжу за границу,когда еду в Москву.

Свою жизнь я начал в Советском Союзе. С детского садика нас учили –не то что тебе дала Родина,а что ты сделал для Родины.И когда октябрятский значок вручали, и когда галстук пионерский повязывали.И когда погоны мне офицерские с кортиком вручали, я понимал, что долг перед Родиной – священный долг. Как офицер я был готов отдать свою жизнь за Родину. Родина – это как мать. А что тебе мать должна?Жизнь она тебе дала. Давайте требовать от матерей квартиры,машины,деньги.Не дает – плохая мать? Жизнь она тебе дала,а дальше все в твоих руках. Но не все потеряно.Можем,можем встать.