Дядька с Севера приехал

Сергей Пудов
       Он приехал ранним поездом и сразу отправился к племяннику-студенту в общежитие, тот обещал ночлег на все дни командировки. Выложил гость на стол домашние гостинцы, попили чаю с товарищами по комнате, вышли в коридор покурить. Дядька достаёт пачку дорогих сигарет фирмы Philips Morris, студенты из единственной на троих пачки – плоские сигареты без фильтра. Гость презентовал каждому по пачке, и все поспешили по своим делам: студенты – в институт, командированный – туда, куда  его, собственно, и послали.
       Вечером вваливается в комнату гость, нагруженный пакетами продуктов и вина в расчете на четверых, студенты встретили его заливистым смехом. Раскладывая продукты и накрывая стол, они сквозь порывы смеха рассказывали, как разыграли сокурсников.
       После первой же пары они в курилке все трое небрежно вынули по пачке подаренных сигарет. Это вызвало шок. И все потянулись «стрельнуть». -  Угощайтесь, ребята, не стесняйтесь! У нас дома ещё есть. У нас сегодня праздник.
       – Это, с какого перепуга?
       – Дядька с Севера приехал!
       – Правда? А какой он?
       Какой, какой. Обыкновенный. С бородой в медвежьей шубе, мехом наружу, в волчьих унтах, в лохматой шапке из росомахи.
       – Игорь, а можно мы к вам вечером заглянем?
       – Ну, я сначала спрошу у него, не устал ли за день, готов ли к приёму гостей, – важничает племянник.
       – Вот сейчас только сядем за стол, и жди, то один постучится в дверь и заглянет, то другой.
       – Всех, кто заглянет, приглашай за стол, – распорядился дядька, – сам же сказал, что у вас праздник.
       Через полчаса комната была забита студентами. Увидев обильный стол, сходили за стульями в свои комнаты, принесли стаканы и кружки. Кому не хватило места за столом присели на кровати. Бутербродов хватило всем, несколько раз бегали за кипятком для чая и кофе.  Дядька взглянул на племянника,
       – Ну и влипли мы с тобой в историю. Хороши шуточки!
       – Ну, извини… – пожал плечами родственник, – сам не ожидал таких последствий.
       Придется спасать репутацию юнца. Подыграть ему.
       По лицам гостей было заметно некое разочарование: дядька молодой и даже без бороды. Шубы, шапки и унтов тоже не наблюдается. Одно успокаивает – бутерброды с вкусной колбасой, чай крепкий и кофе хороший.
       И вот один очкарик, видимо, самый умный и смелый, поинтересовался, для разминки, задал общий, ни к чему не обязывающий, вопрос.
       – Скажите, пожалуйста, а как там у вас на Севере?
       – На Севере у нас хорошо, – пробасил молодой северянин, напуская на себя важность, словно он уполномоченный представитель всего российского Заполярья, – воздух чистый, не то, что в Москве, пьешь его полной грудью, и пить хочется.
       – Вы где живете?
       – В Комсомольском.
       – На Амуре?
       – Нет, на Конде.
       – А это где?
       …– так хотелось ответить в рифму. Воздержался. – В Ханты-Мансийском автономном округе.
       – Какова территория вашего округа?
       – На землях нашего округа можно разместить Австрию, Бельгию, Швецию и Швейцарию… Но они почему-то не хотят.
       – А какие у вас зарплаты? – спрашивает высокий, крепкий парень с пробивающимися черными усиками, видно надоела ему стипендия, и он готов сейчас же поехать на Север.
       – Зарплаты у нас хорошие, во много раз больше стипендии. – И тут дядьку понесло в разнос, он решил проверить чувство юмора юных друзей. – Вы же слыхали, что на Севере рубли с колесо. Откуда, полагаете, это утверждение появилось? А я вам расскажу: 
       – Стоит в нашем профкоме большое колесо от телеги. Получил рабочий получку, идет в профком и начинает слюной клеить на обод колеса сотенные купюры. Покрыли – довольный идет отдыхать. Не сомкнулись бумажные деньги – уходит от газовиков к нефтяникам – там зарплата выше.
       Кто-то хохотнул. Ребята оживились и посыпались вопросы. Дядька едва успевал поворачиваться на стуле в сторону очередного любопытного лица.
       – Вы встречали белого медведя?
       – Раз в неделю приходит. Слышу, собаки дико лают, а потом враз все замолкли, попрятались – значит, гость у двора. Сколько раз говорил соседям, чтобы банки из-под сгущенки не выбрасывали, – смотришь, он опять вылизывает.
       – Рыба есть в ваших водоемах? Не вымерзает зимой?
       – Судите сами – летом жена идет с тазиком под мышкой на речку белье полоскать, я иду рядом с веслом.
       – А весло-то зачем?
       – Рыбу разгонять – воды не видно. 
       – На охоту ходите?
       – А как же без дичи? Северянину без дичи никак нельзя. Охочусь я без ружья – милиция двустволку отобрала. Охочусь, в основном, зимой, когда заяц и куропатка тропок натопчут. Мои орудия лова  просты и необыкновенны, умещаются в одной небольшой сумке: термос с кипятком, бутылка из-под шампанского, кулек с клюквой да кисет махорки. – Публика напряглась, – что еще северянин отмочит.
       – Выхожу на тропу куропатки. Тропу не топчу, рядом иду, по снегу глубокому, на лыжах широких, охотничьих, подбитых камусом. Гляжу, перекресток тропинок, и место изрядно истоптано. Вынимаю бутылку, заполняю кипятком, затыкаю пробкой и втыкаю вниз горлышком в снег. От горячей бутылки конус в снегу покрывается тонким гладким льдом. Беру клюкву и кидаю приманку в ловушку. На следующий день иду, на этот раз, с большими сумками, вернее с рюкзаком, смотрю, а из лунок только хвосты торчат – куропатка увидела ягодку и нырнула за ней, а выбраться не может. Я ее за хвост и в сумку, за хвост и в сумку…
       Удивленные простотой охоты и радуясь удачам охотника, студенты мысленно шли рядом с ним по тропе и в финале рассказа взорвались радостным смехом, словно он вывалил на стол из своего рюкзака десяток куропаток. Некоторые даже захлопали в ладоши, и лишь один не смеялся.
       – А табак зачем брал на охоту? – все притихли, – действительно…
       – Табак… – невозмутимо продолжал охотник, – это на зайца, – публика притихла, с интересом ожидая, что же еще наврёт этот затейливый дядька.
       – Тут такое дело. Надо знать повадки зверька. Он же целыми днями бегает, путает следы, устает и когда увидит пенек, непременно запрыгнет на него отдохнуть, – сверху видно все вокруг, никто не подкрадется. Охотник идет заячьей тропой, видит пенек с шапкой снега. Сметает снег и сыплет на него щепоть махорки и так на все пеньки вдоль заячьей тропинки. Заяц видит голый пенек, прыг на него – чем-то пахнет. Понюхал, и начинает чихать. Раз об пенек носом, два об пенек носом, после третьего потерял сознание и откинул лапки. На следующий день я иду по тропе, беру его за уши и в сумку, следующего  - раз – и в сумку. Всех, кого мне лиса оставила, если пробежала впереди меня…
       …Студенты, улыбаясь покидали комнату, со словами благодарности рассказчику, жали руку племяннику и шептали на ухо – клёвый у тебя дядька.