15. Путь Иоанна Крестителя

Юрий Козиоров
     Иоанн родился в 6 г. до н. э. в маленькой деревне Эйн-Керем в нескольких км к западу от Иерусалима если даже и не в семье Захарии и Елисаветы, как утверждает «Лука», то, во всяком случае, в семье священника, а значит, был из колена Левия. Со временем он и сам бы мог стать священником Иерусалимского храма, однако выбрал себе другое поприще. Рано потеряв родителей, он стал назореем (так древние евреи называли аскетов, прототипов современных иноков), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Матфей, 3:4), не стриг волос, питался акридами и диким медом. Весьма вероятно, что какое-то время жил в общине ессеев.
     Если о фарисеях и саддукеях в Евангелиях говорится довольно часто (обычно как о противниках Иисуса), то о ессеях евангелистами не сказано ни слова. Подробное описание этой секты дает зато Иосиф Флавий, который ессеям, по-видимому, симпатизировал. Однако он намеренно умалчивает о мессианских ожиданиях ессеев: их вера в скорый приход Мессии, т. е. справедливого еврейского царя, божьего помазанника, вряд ли понравилась бы римлянам после Иудейской войны, когда Иосиф писал свои книги. Не пишет он и о том, что ессеи были ярыми противниками римлян, ненавидели религиозную верхушку в Иерусалиме. Ессеи называли себя людьми Нового завета, жили общинами, практиковали совместные трапезы, обряды инициации (посвящения) и очищения водой. Библиотека одной из таких общин, так называемые Свитки Мертвого моря, была обнаружена в Кумранских пещерах в 1947 г. Некоторые ученые* убеждены, что Иоанн был свяан именно с кумранитами, т. к. излюбленный и часто повторяемый им стих пророка Исаии (40:3) значится в Уставе кумранской общины, где имеет следующий вид: «В пустыне приготовьте путь Яхве, выровняйте в степи дорогу Ему».
     Ессеи считали, что они достигнут праведности, лишь отделившись от остального общества, и именно в этом Иоанн не согласился с ними, он пошел «в народ», избрав местом своей проповеди часть Иудейской пустыни, примыкающую к Мертвому морю (Матфей, 3:1; Марк, 1:4). Для совершения обряда омовения он переселялся в место вблизи Салима, где «было много воды» (Иоанн, 3:23). В отличие от ессеев Иоанн не настаивал на необходимости общего имущества, хотя говорил о необходимости делиться с нуждающимися, не требовал от них передать всё их состояние в общую кассу, а также отказаться от привычного образа жизни, его интересовало духовное, а не земное положение иудеев. Всё это привлекло к нему большое количество последователей. Его проповеди о скором приходе Мессии и необходимости подготовки к этому событию оказались необычайно популярными, слушать их и креститься приходили толпы людей, в особенности из колена Иуды. Его проповеди, однако, никак не противоречили ортодоксальному иудаизму (это устанавливалось специальной комиссией Иерусалимских священников, см. предыдущий очерк), а его крещение нельзя назвать христианским хотя бы по той причине, что оно могло совершаться над одними и теми же людьми (исключительно мужчинами) неоднократно. Тем не менее, в православии он, как предтеча Христа, считается самым чтимым после матери Иисуса христианским святым.
     Деятельность Иоанна Крестителя могла бы продолжаться достаточно долго, если бы он не начал в своих проповедях обличать тетрарха Ирода Антипу.
     Ирод Антипа вместе со своими братьями Архелаем и Филиппом воспитывался в Риме. По завещанию Ирода Великого после его смерти Иудея была разделена между этими тремя сыновьями. Римский император Август, который утверждал назначение, предоставил Архелаю титул этнарха с обещанием возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным, а Филипп и Ирод Антипа получили лишь более низкий титул тетрарха.
     Воспитанный в Риме Ирод Антипа усвоил римский образ жизни, отстраивал в римском стиле Сепфорис, а затем новую столицу – Тивериаду, названную так в честь императора Тибериея, с которым Антипа имел дружеские отношения. За пресмыкательство перед римлянами, превратившими страну в свою провинцию (в 6 г.), и за то, что Ирод Антипа был плохим евреем Иоанн и обличал его при полном одобрении народа. но особенно резкими эти обличения сделались тогда, когда Ирод Антипа забрал жену у своего сводного брата и женился на ней, что прямо запрещается моисеевым законом (Левит, 18:16; 20:21)**. Этого брата Иосиф Флавий называет Иродом, а евангелисты – Филиппом (и, видимо, путают с тетрархом Филиппом), мы называем его далее, как это многими принято, Иродом Филиппом. Ирод Филипп был женат на Иродиаде, дочери еще одного сына Ирода Великого и, стало быть, приходившейся братьям племянницей. У Иродиады это был уже второй брак, а от первого брака она имела дочь Саломею, вышедшую замуж за тетрарха Филиппа. Поскольку при дележе Иудеи Ирод Филипп не получил никакой доли, а Иродиада страстно хотела власти, она постаралась при случае влюбить в себя Ирода Антипу, что ей удалось. Далее цитируем Иосифа Флавия.
     «Царь каменистой Аравии Арета и тетрарх (Ирод Антипа – Ю.К.) поссорились между собою по следующей причине: Ирод был давно уже женат на дочери Ареты. Во время одного путешествия в Рим он заехал к своему сводному брату Ироду (Ироду Филиппу – Ю.К.) ... Влюбившись в жену брата, Иродиаду, ... он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод (Ирод Антипа – Ю.К.) прогонит дочь Ареты. После этого тетрарх отплыл в Рим, заключив вышеуказанный договор. Когда же он, по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон***, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода. Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды. Собрав войска, обе стороны вступили в борьбу, причем вместо Ареты и Ирода сражались их военачальники. В происшедшей тут битве все войско Ирода было уничтожено... Ирод отписал об этом Тиберию. Император разгневался на образ действий Ареты, послал Вителлию приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову.
     Такой приказ отдал Тиберий сирийскому наместнику. Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения.... Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн.18, 5:1,2).
     Евангелисты повествуют о гибели Иоанна Крестителя по-другому. Приводим и их версию, которая является, как полагают многие исследователи, не чем иным, как легендой.
     «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь её. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломея – Ю.К.) плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Матфей, 14:3–11).
     Легенда эта была продолжена весьма странным образом. Крестоносцы, грабя Константинополь, похитили множество реликвий, среди которых оказались целых две головы Иоанна Крестителя (и при каждой блюдо). Р. Хазарзар утверждает, что теперь они хранятся в двух французских храмах: в Суассоне и в Амьене; однако, просмотрев рекламы для туристов, автор убедился, что в числе реликвий Амьенского собора действительно значится голова Иоанна Крестителя, но ничего такого по поводу Суассона нигде не упоминается.

____________________
*См. И. С. Свенцицкая, "Раннее христианство: страницы истории", Руслан Хазарзар, «Сын человеческий».
**Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего (Левит, 18:16). «Если кто возьмёт жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они» (Левит, 20:21).
***Махерон – крепость, построенная Александром Македонским и восстановленная Иродом Великим. Она находилась как раз на рубеже земель Ареты и Антипы и во время бегства арабской принцессы была во владении Ареты.

---------------------------
Иллюстрации: 1. Мазолино да Паникале. Иоанн обличает Ирода Антипу. 1435 г.
     2. Река Иордан около Салима, где крестил Иоанн (фотография англ. историка и археолога Дж. Д. Тейбора).