2017 Всем ребятам пример

Борис Кин
Глубокая осень. Пятница 13. Утро. Не спеша слоняюсь по улочкам Астрахани, убивая время до самолета на Москву. Времени в запасе - хоть отбавляй, поэтому, когда на пути вдруг возникает пивной ресторан «Beer House», я искренне сожалею, что он откроется только в обед.

Вывеска ресторана, огромные буквы «ВН», вызывает в моем мозгу хаотичную и далеко не самую логичную цепочку мыслей: ВН – Вадим Николаевич - Скавронов Вадим Николаевич – СВН – SVNMotor…

В результате, в порядке борьбы, так сказать, со скукой, фотографирую эту самую вывеску, и отправляю по Whatsup своему другу детства. Сопроводительный текст вызвал бы, наверное, много вопросов у психиатров, но я почему-то не сомневаюсь, что Вадим поймет всё правильно: «Не хватает буквы С и слова Мотор».

Пока ждал ответа на сообщение, цепочка хаотичных мыслей продолжилась воспоминаниями о детстве, и остановилась на новогодней ночи в доме Вадима. Помнится, было чертовски весело, когда мы с друзьями хулиганили звонками по межгороду, а потом записывали какой-то детский лепет на магнитофон. Кажется, это был репортаж с воображаемого ралли «Париж-Дакар». Блин, когда же это было? Лет тридцать назад, не меньше!

Пытаясь припомнить, какой именно это был Новый год, вспоминаю, что один из непосредственных участников того «ралли» вроде бы когда-то жил здесь, в Астрахани. Со Стасом мы не виделись добрые четверть века, и у меня были большие сомнения, что найденный лет восемь назад номер телефона, всё еще принадлежит ему. Тем не менее, решаю звякнуть на удачу, за спрос же денег не берут.

Сказать, что встреча удалась – не сказать ничего. Не знаю, о чем бы мы говорили, если бы виделись каждый день, но за двадцать пять лет тем для разговоров накопилось море. Мне кажется, мы без умолку болтали все три часа, которые были у нас в распоряжении.

Когда пропахший рыбой самолет оторвался от земли, я вдруг вспомнил, как в школьные годы тихо материл Стаса.  Заочно, конечно, но практически каждый день! Думаю, он сильно удивился бы, узнав об этом. Впрочем, не исключено, что всё это у нас было взаимно.

Дело все в том, что наши мамы работали учителями и, как на грех, именно в той самой школе, где мы со Стасом учились. Что тут скажешь? Быть «учительским сынком» - доля сама по себе не простая. Когда твоя мама работает в той же школе, где ты учишься, ей не нужно ходить на родительские собрания, чтобы узнать об успеваемости сына. Случись что не так, не дай бог «четверка» какая-нибудь или «пятерка с минусом», коллеги незамедлительно расскажут обо всем в учительской на ближайшей же перемене. Однако, об этом как-нибудь в другой раз.

Воспитательный процесс – штука сложная, каждый организовывает его по своему усмотрению. Моя мама, например, всегда делала упор на примерах из жизни. В начальных классах это была Инка Маляр с ее безупречной успеваемостью, а когда она уехала, сам того не подозревая, примером стал Стас. Послушать мою маму, так он только и делал с утра до вечера, что зубрил русский язык и математику и, параллельно, без отрыва так сказать от учебы, непрерывно помогал маме по дому. Выслушав очередную лекцию об успеваемости Стаса, я, стиснув зубы, брался за учебники, и тихо материл его про себя за чрезмерное усердие.

Со временем, я стал относиться к рассказам мамы с определенной долей скепсиса. Мы взрослели, и созданный ею образ идеального мальчика раздражал меня уже все меньше и меньше. Порой, даже наоборот, вызывал улыбку, ибо слушая об очередных невероятных успехах Стаса в учебе, я вспоминал его вполне очевидные достижения в стрельбе из рогатки на развалинах старой заброшенной пекарни.

Окончательно история «образцово-показательного мальчика» закончилась осенью 1987 года, когда Стас сконструировал свой собственный веломобиль - грандиозное чудо техники, сваренное из остатков нескольких велосипедов. Надо сказать, товарищ был явно не из тех, кто разменивается по мелочам! Парням из журналов «Моделист конструктор» и «Техника молодежи» такие веломобили даже и не снились - аппарат получился огромным и основательным как ходовая бронетранспортера! Впоследствии, я не раз вспоминал его, стоя в танковом музее в Кубинке возле махины немецкого танка «Мышь». Не помню уже точно подробности, но кажется было в судьбе этих памятников инженерной мысли что-то общее: то ли их невозможно было сдвинуть с места, то ли что то еще… Не важно! Главное, что в том далеком году у меня появилась возможность сказать маме, дескать, так, мол, и так, представляешь, Стас собрал веломобиль! Мол, не смогу теперь спокойно спать, пока не соберу себе такой же, чтобы порадовать её своими успехами!

Безусловно, для мамы веломобиль Стаса был не более, чем пустой тратой времени, досадной ложкой дегтя в идеальной образцово-показательной бочке мёда. Ну, что же тут поделаешь? Конечно же, Стас был незамедлительно исключен из списка образцов для подражания и практически мгновенно заменен на новый:
- Вместо того, чтобы дурака валять, почитал бы лучше что-нибудь полезное! Вон, Юра Каюшников, умничка, ещё в 7 классе прочитал «Капитал» Карла Маркса!