Одесский Капитан НЕМО

Валентина Марцафей
          
          Известной личностью  был этот  Капитан Немо!  Его знали многие в Одессе, но никто и никогда  не знал ни его настоящего имени, ни фамилии, ни адреса! Это была тайна за семью печатями!
   
    Общение  наше происходило во второй половине семидесятых, в период
жуткого книжного дефицита  Магазины книжные, конечно, не пустовали.
Полки были завалены общественно-политической литературой,  трудами классиков марксизма-ленинизма  и  кипами брошюр по соцсоревнованию
и политсамообразованию.  Из художественной литературы вполне можно
было купить «классических  классиков», изучаемых в средней школе, русских  и других национальностей из братских республик.
    Но  «достать» современных, чьи имена уже были на слуху, а особенно
зарубежных писателей – было трудно.  А так хотелось  новинок, и прозы,
и поэзии!.
 
    Но выход, книголюбы находили!  Кто-то собирал по всем родственникам
и знакомым макулатуру и мог обменять, к примеру, на книгу Даррелла,
Кто-то  каждую неделю ездил в Молдавию, в Бендеры или Тирасполь, что
поближе к Одессе, и покупал, что  удавалось, для перепродажи или обмена
в Одессе.  В общем , спрос на книги, на истинно художественную литературу на новинки был огромный. Мы тогда жили ещё без интернета.
и компьютеров

   И вот на волне книжного голода выплывает из небытия скромная , незаметная личность со знаменитым именем «Капитан Нема» Он сам себя
так называл, когда кто-то испытывал неловкость в общении с ним.  Но все быстро привыкали называть его просо Немо или Капитан. Его «Наутилуса»
никто не видел, он таился где-то в глубоких пещерах, то бишь в большой коммунальной квартире. ( Это он однажды проговорился мне, жалуясь
 на ненадёжных соседей  К слову пришлось, а так он был очень осторожен и никакой информации о себе не выдавал.!)

     Познакомил  меня с Немо приятель брата, очень талантливый художник,
многие годы прикованный болезнью к постели. Немо для него был, как источник  новых книг,что свет в окошке
     Как-то при  моём визите он показал два новых романа, которые мне
захотелось прочесть.  И тут он рассказал, что чтение платное и ведает книгами капитан Немо. Если меня это устраивает, то он даст  капитану
мой адрес .Я согласилась
     На улице и в скверике Немо встреч не назначал, и на работу  к клиентам не ходил, только на домашний адрес, и только к тем,  кому давали рекомендацию уже проверенные люди.

    Я назначила встречу на выходной день.  Муж был отпущен на прогулку с дочкой, а мы с мамой  готовили обед. Нет,  не для Немо, а обычный семейный  обед.  Мама лишь сказала: «И оно тебе надо?! Тебе мало книг в твоей библиотеке?!»   
    Меня же  могло оправдать лишь то, что  библиотека технического вуза, в которой я тогда работала, художественной литературой почти не комплектовалась. Свой книжный голод мы, библиотекари, а коллектив у
нас был не маленький – человек 16 – гасили  «толстыми»  журналами, типа «Нового мира». «Москвы», «Иностранной литературы» и др. И стояли в большой очереди на их прочтение. А хотелось прочитать завлекательные новинки, о которых мы знали, так как прорабатывали тематические планы  разных издательств.  Слюнки текли при виде того, что было обещано в них!  Всё издавалось, выходило, но… не доходило до нас!

    Немо пришёл минута в минуту. Моё воображение заранее нарисовало его мне в виде кинематографического героя, солидного, красивого. А дверь я открыла полной его противоположности!  Я даже посмотрела по сторонам, нет ли ещё кого, может, кто-то ошибся квартирой. За дверью стоял  не Немо,,
капитан, а жалкого вида, тощий старик известной одесской национальности
с потрёпанным чемоданчиком в руке. Бегающие воспалённые глазки, капля
под носом. Несмотря на начало лета, он был одет в длиннополое пальто,
 вероятно, довоенного пошива. Вытянув из недр пальто грязный носовой платок, он вытер нос и отрекомендовался.  Ошибки не было, это был  Немо.

    Я проводила его в комнату мимо кухни, в дверях которой стояла потрясённая мама.   Снять пальто он отказался, только расстегнул сверху ворот, но рубашки видно не было. 
    На стол Немо выложил стопочку книг для затравки и толстый  потрёпанный «талмуд» - так он сам серьёзно назвал общую  тетрадь, из которой торчали разноцветные закладки..
   Условия, на которых  Немо принимал в свой «клуб» книголюбов,  были
следующие:  1)  внести залог 5о рублей, который возвращался после сдачи книги. 2) Оплатить заранее весь срок чтения,т.е.  по 2 рубля за день,  Если
в срок книга не возвращалась, то каждый  следующий день  считался по повышенному тарифу -до 10 р. И 3) При утери книги или порче её – залог не возвращался.
        Понятно, что все старались книги не задерживать, так как это было накладно, и, конечно, не хлебать на книге борщ.
   
   Мне, как  «коллеге» Немо разрешил глянуть одним глазом в его талмуд, и удивиться сложной и непонятной  системе записей в нём. Это  как раз был случай из разряда « сам чёрт ногу  сломит»!  Всё было зашифровано – отсюда и множество цветных закладок.   Всё было предусмотрено, чтоб никто из посторонних не смог ничего в нём понять, кроме самого  Немо.
    Чувствовалось, что он очень подозрителен и  боится слежки и задержания..
Воображаю, в каких ночных страхах проводил ночь этот человек, когда ему
постоянно  казалось, что именно «в эту ночь решили самураи перейти границу у реки».

      Мама, как все мамы – ей обязательно надо было всех  кормить. Предложила пообедать и Немо. Он с радостью согласился и быстро справился с обедом.  А в благодарность вытянул из чемоданчика отдельный списочек, сказав, что это литература повышенного спроса .  Ясное дело-
список этот состоял только из литературы эротического характера.   Поскольку я уже взяла у него одну книгу, брать вторую. отказалась,

   Около года, правда, с большими перерывами, я брала у Немо книги. Пока не наступило лето следующего года.  Может быть, наша «связь» продолжалась бы и дальше, если бы не купальный сезон –шутка!

    Все мы знаем, как надо ценить хорошего стоматолога, особенно, если у вас настолько дружеские отношения, что вас всегда примут без очереди (в то время больших очередей!)  Моя врач, молодая, красивая женщина Надежда,
зная, где я работаю, попросила «достать» ей  книгу. И я, помня о Немо, пообещала ей это..
   
   Через неделю Немо принёс мне книгу. Это была небольшая книга французского врача-сексопатолога, забыла его короткую фамилию, к сожалению.  Видно, Немо ею дорожил, если потребовал в залог 100 р.
И дал только на пять дней.  В тот же день я отнесла  книгу моей врачихе,
не сказав о плате, а просто как  о книге хорошего знакомого..
     Когда я пришла за книгой через пять дней, она встретила меня причитаниями, типа: «Ой, ой, как мне неудобно перед вами и вашим знакомым, не знаю, как и сказать…»
    Она, якобы,  загорая на пляже, уснула над книгой, а её  и утащили…
Ну, вот такой «дурке» я вынуждена была поверить! 
      Короче, красавицу Надежду  мне пришлось из жизни моей вычеркнуть.
А капитан, «обветренный, как скалы» и, видно, закалённый такими передрягами, спокойно оставил себе мои 150 руб, но из списка надёжных,, разумеется, меня вычеркнул - круг замкнулся!

    Спустя какое-то время, я спросил у художника о судьбе  капиана Немо.
Он ответил, что Немо странным образом исчез, не оставив следов, погрузился на своём  «Наутилусе» в пучину вод. Никто из клиентов его больше не встречал.  «Пришёл ниоткуда – ушёл в никуда».

    Иногда с улыбкой  видится мне в прообразе капитана Немо  опытный
бизнесмен, сумевший спрос «на товар» использовать в  своих финансовых
интересах.  Хотя для него, очевидно,, это был единственный способ  как-то
 выживать.