Афродита

Надя Бирру
диалог об искусстве

В воздухе парило. Над морем появились тучи. Похоже, что собирался дождь. Небо темнело стремительно. В лагере началась возня по спасению имущества: всё срочно пряталось в палатки и под навес.

Только Володя и Василий, казалось, не замечали ничего вокруг, продолжая свой, видимо очень важный для обоих, разговор.

     – Володь, но ведь большинство людей живут так, как я, а не так, как ты. Повело – повёлся, не так?

     – Каждый смотрит на мир из своего собственного тела! То, что ты сейчас говоришь, не более чем твоя личная интерпретация. Я изучаю человека, поэтому видел множество людей, которые живут не только не как ты, но и не как я. У каждого из нас – свой мир, своя уникальная вселенная. Но почему меня особенно интересуют люди искусства? Им дарована удивительная способность демонстрировать другим реалии собственного мира, передавать другим свои состояния, мысли и эмоции – напрямую, без слов.

– Вообще-то это мне не нравится!

– Что именно?

– Что ты всё на свете знаешь, всё можешь объяснить и разложить по полочкам. Я – такое сложное творение, я – царь природы, а ты делаешь меня… лабораторной мышью! Изучает он, видите ли!

      Володя молчал, спокойно глядя на море, и думал о чём-то про себя. Василий походил вокруг, покидал камешки в воду, попрыгал через трещину, потом не выдержал:

      – Ну, что ты там ещё нового откопал, профессор? Валяй, рассказывай!

      – Зачем нам рассуждать абстрактно, когда у нас перед глазами великолепный объект для изучения.

      – Что ты имеешь в виду?.. Но-но-но, сухарик монастырский, полегче на поворотах! Какой она тебе объект!?

     – Во-первых, я скажу тебе одну вещь, для успокоения… Все мы знакомы с мифами в той или иной степени, но большинство людей относятся к ним как к сказкам, в то время, как в мифах зашифровано много различной полезной информации, в том числе и о психологических свойствах человека. Вот, например, миф об Афродите, которая каждый раз после контакта с мужчиной восстанавливает свою девственность. Это намёк на определённый тип женщин, которые имеют непреодолимую потребность в отношениях с противоположным полом возвращаться к исходной точке, тем самым заставляя мужчину каждый раз начинать весь путь сближения сначала… – Василий замер на месте и даже рот от удивления приоткрыл, затем стукнул себя ладонью по лбу и блаженно улыбнулся. Володя, не прерывая речи, снисходительно наблюдал за этими его маневрами. – Во-вторых, ты заметил, что она прячет от других свои картины? Я всё же успел взглянуть – это просто пейзаж… Но в том-то и дело, что не просто! Она рисует то, что видят её глаза, которые смотрят на мир из её внутреннего пространства. В этом пейзаже – её состояние души. Картина – как ключ к внутреннему миру другого человека. Она интуитивно это чувствует – и оберегает от вторжения. Видимо, мы с тобой – нежеланные гости. Но ты видел другие её работы, а я успел кое-что приметить здесь. Меня это поражает! Такое буйство красок, как будто мы в тропическом лесу! И ещё эта плавность линий, игра света и тени. Я поражён. Я вот тоже оглядываюсь по сторонам… Красиво! Но для меня это другой мир. Где она берёт эти краски? Экспрессию? Богатство оттенков, завораживающую игру полутонов?.. Внутри себя самой. Знаешь, открою тебе маленький секрет: художник никогда не перестаёт быть художником, даже когда ест и спит. Но и учёный не может перестать быть учёным: внутри всегда идёт напряжённая работа. Что-то перерабатывается, что-то вспыхивает, анализируется и отвергается, но всё, абсолютно всё идёт в дело!
      
 отрывок из романа "С точки зрения...", гл. 7, часть 2.