Зигзаг судьбы. ч. 1 Перед новым веянием

Ольга Черникина
Сегодня меня утвердили на «пост» освобожденного секретаря комсомола нашего завода. Не пойму, что нашли во мне такого, чего нет у других есть гораздо достойнее меня. Работала себе заместителем начальника токарного цеха, а тут возьми начальник цеха выдвинул меня на эту должность. На комсомольском собрании утвердили. Начальник цеха, старый коммунист сказал:
- Расти нужно, дочка.
Я стараюсь расти: окончила институт, участвую в художественной самодеятельности завода, в обществе гражданской обороны, книги читаю. На днях мне дали почитать Солженицына про ГУЛАГ. Книга меня поразила откровением с которой она была написана о жизни политических заключенных. Всегда говорили, что это были «враги народа», а оказывается они были политические. Пади разбери где правда, а где ложь. Это дела минувших дней, и без них заботы теперь у меня хватает. Завод самый большой в городе, является градостроительным заводом. Численность комсомольской организации почти две тысячи человек. Мне придется потрудиться, чтобы не упасть «в грязь лицом». В ближайшее время соберу комитет комсомола. Нужно подготовиться, чтобы озвучить свою программу. Я думаю мне поможет парторг завода. Завтра же пойду к нему. Утром зашла в приемную. Приемная, обитая деревоплитой. Посередине стоит большой стол с телефоном и большой печатной машиной за которым восседает Мария Михайловна. Мария Михайловна, женщина очень крупной комплекции, но очень проворная и жизнерадостная. Я подошла к столу:
-  Мария Михайловна, мне нужен Игорь Владимирович.
- А, Ниночка, новый наш руководитель молодежью! Игорь Владимирович в кабинете проходи.
Я подошла к одной из трех дверей, где значилось «парторг Милюхин Игорь Владимирович», постучалась, открыла дверь. В кабинете за большим столом сидел седовласый мужчина под пятьдесят. Одет в черный костюм. Он поднял глаза:
- Ниночка, проходите. А ты, что так рано? Переживаешь? Не переживай, я тебе помогу. Ты не один год в комитете комсомола, тебе все знакомо.
- Я думаю, что нужно написать свою программу. Только не знаю с чего начать.
- Документы подними, те что есть в комитете комсомола. Сейчас конец года, программа на этот год есть, а дальше вместе сообразим. На пятницу собери комитет, я тоже приду. Все новшества согласовывай со мной. Мы не должны отойти от пути партии. Ты посмотри, чего мы добились: завод крупнейший в городе, развивается, молодежь приходит на завод, квартиры новые получают, зарплата приличная. По стране посмотри: стройка за стройкой открываются, строятся новые города, заводы. Кажется, недавно была война, а мы уже впереди планеты всей: в космос слетали, Сибирь освоили. Мы таких дел наделаем, они там завидовать нам будут. 
- Вот я хочу, чтобы лучше было! Что бы комсомольцы были все сознательными. Прочла книгу Солженицына, а там говорится, что Сталин всех сгонял в ГУЛАГ.
- А, ты меньше читай такие книжки. Еще не всех «врагов народа» уничтожили. Они там спят и видят, как бы наши земли захватить. Поэтому будем бороться вдвоем по выявлению вражеских элементов
Он обнял меня за плечи и многозначительно улыбнулся, дескать «мы с тобой на посту и враг не пройдет». Его слова подняли мне дух. Больше не буду читать всякую вражескую литературу. Не даром его сослали в ГУЛАГ. В пятницу после рабочего дня собрала комитет, состоящий из пятнадцати человек. В нем состоят люди разных взглядов, положений и статусов. Но все верят в наше правое дело. И как тут не верить, если у Андрея жена родила - ему выделили двухкомнатную квартиру в новом доме, у Катюши ребенок заболел – сразу путевку в санаторий, у Галины ребенка пристроили в садик. На работу ходят, как на праздник в дорогих туфлях и костюмах.  Моя бабушка, как увидит, как наша соседка в очередной раз на работу пошла и давай ворчать:
-  Зажирели, нет ты посмотри на нее! Вчера в черных туфлях была, а сегодня красные одела. Платье то наверняка дорогое. Не жалеют ни чего.  А мы бывала сошьем платье к празднику и рады. К каждому празднику шили. Перед войной очень хорошо жили. Будь она не ладна. Сейчас бы вон куда бы рванули, если сейчас каждый день в новое переодеваются.
- Бабушка, хватит ворчать. Человек работает – пусть одевается. Тебе, что жалко. Это же хорошо, что наши люди могут позволить себе, так хорошо одеваться. Квартиры получают, машины покупают. Это значит мы хорошо живем, идем верным курсом.
- Нина, ты, что дурная? Она купила, а может, кому еще нужно. Зачем столько платьев? Разве она их все сносит? Вон я хожу в халатике по дому и ладно. А на выход есть два платья и хватит.
Она погладила себя по животу, показывая свой халат.
- Бабушка, тебе то чего? Я только рада за нее.
- Не поймешь ты. Плохо, когда очень так хорошо. Люди то к хорошему быстро привыкают.
- Мы еще лучше построим нашу страну. В ней будет одежда красивая и у каждого по машине.
- Еды навалом, одежды навалом, а вот по машине – ты хватила лишку.
Спорить с бабушкой бесполезно. Она прошла коллективизацию, военные годы. Коммунистом не была, но так как ей жилось сейчас – не жилось никогда так хорошо. Это она прибедняется, что у нее два платья. На самом деле там не два, а хватит лет на двадцать носить не переносить. Так и наши рабочие ходят на работу, наверное, каждый месяц покупают. На совет комитета комсомола, который я собрала пришел парторг, как обещал. На правах хозяйки я выступила первая:
- Товарищи, я благодарю вас за оказанное мне доверие. Подняла документы, которые рассматривались ранее. Все хорошо, но я не увидела, какой-то комсомольской искры, комсомольского задора. Хочу предложить рассмотреть вопрос о комсомольском соревновании среди цехов. Я предлагаю соревноваться по следующим позициям: во-первых, что бы не было залетов по опозданиям и пьянкам, во-вторых по выполнению плана, а в-третьих на лучшего по профессии. Лучшей комсомольской ячейки выделить без очереди квартиру. Как выдумаете?
Игорь Владимирович поддержал:
- Идея хорошая, требующая доработки. Квартиру я беру на себя. Вы тут помозгуйте, а мне потом сообщите.
Он вышел. Андрей предложил:
- Нужно так же рассмотреть вопрос по выделению семейных путевок в наш санаторий. Лучше семьей лечиться, тем более без отрыва от работы. Квартиры нужны не всем, у многих они есть. Значит нужно такое, чтобы точно заинтересовать.
-  Я думаю, что это как раз не проблема. Проблема организовать и наладить соревнование. Я предлагаю подумать, а к пятнице принесите ваши предложения.
Молва о выделяемой квартире для комсомольцев без очереди быстро распространилась по заводу. Подходят комсомольцы, предлагают виды соревнований и виды поощрений. Сама не ожидала такой активности. Совместно с парткомом нашли решение и поддержку руководства завода. Директору понравилась идея соревнования среди комсомольцев:
- Нина, Вы молодец, что придумали у нас на заводе соревнование среди комсомольцев. Ну давайте пойдем дальше. Я Вам предлагаю следующее: организуем соревнования среди комсомольских бригад с выделение квартиры за первое место, за второе место набор мебели, а за третье место премию выделим. Так же организуем соревнования на лучшего по профессии. Соревнование по профессии должны определить современного рабочего, умеющего замещать соратника по цеху. Тут я обещаю премией будет служить автомобиль.
К подготовке подключился отдел кадров, финансовый отдел. Всеми усилиями завод подготовился к соревнованиям. Соревнование посвятили дню рождения Ленина. Через месяц пришла трагическая новость, умер генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И. Утром завод собрался на собрание. Выступило руководство завода, затем выступила я:
-  Мы скорбим вместе со всей страной, и обещаем, что Комсомол не подведет в решении вопросов партии Советского Союза.
Я спустилась с трибуны. Услышала за спиной женский голос:
- Туда ему и дорога. Уже говорить не мог.
Я повернулась, но позади стояли только мужчины. Какой бы он не был, но он столько сделал для нашей Родины.  С его уходом, как пошатнулась устойчивость того целого, что для меня было всегда един целом. Это еще не в чем не проявляется, но в воздухе чувствуются перемены. Как в конце февраля, когда еще холодно, но бывает повеет теплом на выглянувшем из-под туч солнышко. Наверное, мне мерещится, тем более новогодние праздники впереди. Нужно определиться с меню в заводской столовой, с украшением зала, с программой вечера. Руководство завода берет на себя все расходы по организации праздника. Пригласительные билеты делятся между подразделениями поровну. Но всегда существует проблема с посещаемостью таких мероприятий. В таких случаях приглашаем всех прийти на праздник со второй половиной. Наши люди не любят посещать такие мероприятия. Так же, как не любят ходить на ежегодные медицинские осмотры. Даже к стоматологу не загнать людей.  Если при отказе прохождения медицинских осмотров можно не допустить до работы, то праздничный вечер — это сугубо личное дело. В большинстве на такие вечера приходят молодые люди. Руководство приходит ненадолго. Поэтому за все проведения праздника отвечает комитет комсомола. Нужно еще праздничное платье приготовить. Купила шелк, а соседка сошьет по выкройке из журнала «Бурда мода». Наступил праздничный вечер. У меня все готово: праздничная программа с нашим музыкальным ансамблем , ведущими. Меню согласовано с директором. Профсоюз закупил спиртные напитки: шампанское, вино, водку. На празднике будут гости из горкома. Зал украшен нашими художниками красочно. На стене Дед Мороз со Снегурочкой. В углу стоит огромная украшенная елка. В зале столики, накрытые холодными закусками и фруктами. Тихо играет музыка.  Пока все складывается удачно. Постепенно потянулись сотрудники. А вот подъехали гости. Директор вместе с парторгом вышли на крыльцо встретить гостей. Когда они вернулись, я обратила внимание на молодого высокого парня. Симпатичный, высокий в дорогом синем костюме он, мне показалось, то же обратил на меня внимание. Начался вечер. Директор всех поздравил. Началось представление художественной самодеятельности. После концерта руководство удалилось. Я видела, как подъехала директорская «Волга» и увезла директора, парторга, главного инженера.  Начались танцы. Вначале меня пригласил загадочный гость, а потом начались народные танцы всех народов, которые представляли наш завод. Я чувствую, как сплачивает коллектив празднование Нового года. Сотрудники предстали в новом виде, сразу не узнать. Даже не дорогие наряды изменили вид, а их остроумие, шутки. Во время национальных танцев, все присутствующие танцуют вместе. Коллектив сплачивается до такой степени, что кажется это единое целое, которое нельзя разделить. Вечер подходит к концу, постепенно расходятся гости. Меня вызвался проводить незнакомец из гостей, тот самый парень в синем костюме. Он подождал меня, пока я проверила порядок в зале. Мы последние покинули зал, в столовой остались только рабочие столовой. Вышли на воздух. Морозный ветерок проник под одежду. Я передернулась от холода.
- Нина, одну минутку.
Он поднял руку, к нам подъехал автомобиль «Волга» с государственными номерами.  Мы сели в автомобиль.
- Нина, мы так и не познакомились, хотя танцевали вместе. Меня зовут Аркадий Павлович. Вернее, просто Аркадий.
- Очень приятно.
- Можно я Вам завтра позвоню.
- Позвоните.
Мы подъехали к дому. Он проводил меня до парадной. Я поднялась на третий этаж. Бабушка с мамой ждали меня на кухни.
- А, кто тебя провожал? - спросила мама.
- Кавалер! – подхватила бабушка.
Ну, как выдумают. Я в очень в хорошем настроении, чтобы злиться на них. Я просто сказала
- Нет! Просто знакомый. Я замерзла, а он меня пожалел.
Обняла их обеих и сказала:
- Вижу, что ждали. Наливайте горяченького чайку.
Мы посидели. Посмеялись. Впереди нас ждут выходные. 
Утро разбудило меня солнечным светом. Лучи падали мне прямо на мой носик. Я встала, посмотрела в окно. Было морозное утро с голубым небосводом. У меня из памяти всплыли слова:
«Мороз и солнце день чудесный …». Как хорошо находится в теплой квартире в морозный день. Я пришла на кухню. Бабушка испекла оладушки.
- Садись, завтракать. Вчера устала?
Позвонили в дверь. Мама пошла открывать. Послышался разговор, а потом она привела Аркадия Павловича.
- Нина, тут к тебе гости.
Я смутилась. Я еще находилась в пижаме. Быстро выскочила из кухни. Переоделась в спортивный костюм. Понимаю, что это ничем не лучше пижамы, но что быстрее попалось под руки, то и одела.
- Я пришел просить руки Вашей дочери, - Аркадий обратился к маме.
Мама присела на табурет, стоящий рядом. Бабушка стояла махала лопаткой. Воцарилась тишина. Аркадий нарушил тишину:
- Я понимаю, что звучит глупо, но я люблю Вашу дочь. Я люблю тебя Нина.
Теперь присела я. Только успела промолвить:
- Я Вас совсем не знаю.
- Как не знаете? Я Вас вчера проводил до дома.
Бабушка рассмеялась. Ее поддержала мама.  Ситуация выглядела более, чем безумной. Успокоившись, бабушка предложила всем успокоиться и попить чаю с корицей и вишневым вареньем. За чаепитием порешили повстречаться до майских праздников. Если судьбе будет угодно, то она соединит нас. Тем более, что мы работаем в одной связке: я секретарь комитета комсомола на заводе, а он член горкома партии по комсомольской работе. У меня появилась серьёзная поддержка в моей работе. Хотя я имею ее на заводе. Приближается время завершения комсомольского соревнования. Каждый месяц подводили итоги за звание лучшей бригады. На ближайшем комитете комсомола завершим этот процесс. Директор изучил итоги, они ему очень понравились. Особенно, когда планово-экономический отдел посчитал экономию от этих соревнований, которая оказалась довольно внушительной цифрой. Победила бригада, которая предложила большее количество рационализаторских предложений. На общем собрании завода вручили подарки, как было и обещано. Кроме этого директор отдал приказ о повышении заработной платы всем рационализаторам. Я была удовлетворена своей работой, особенно после вручения подарков рабочим. Видеть счастливые лица рабочих, разве не этого хотел Ленин? Директор заметил мою улыбку, подошел ко мне:
 - Нина, ты молодец! Подумай вот над каким вопросом: нам нужно подумать о подготовке кадров высшего звена. Кого бы из комсомольцев порекомендовала отправить на учебу за счет завода. Стипендию хорошую будем выплачивать. Пройдись по цехам, поговори с ребятами. Месяца хватит, чтобы определиться?
- Конечно хватит.
К концу мая у меня было две кандидатуры в институт: двое ребят, пришедшие весной со срочной службы.  С личной жизнью тоже определилась. С Аркадием решили осенью сыграть комсомольскую свадьбу. После Брежнева пришел Генсек из КГБ Андропов Ю. В. Он занял позицию жесткого руководителя. Ужесточилась борьба с опозданиями на работу, пьянством. Общество при Брежневе расслабилось до такой степени, что сами понимали – так больше нельзя. Большинство поддержало жесткие меры. Продолжается холодная война. К удивлению населения страны, приглашена девочка из США Саманта Смитт, которая письмом обратилась к Андропову Ю.В. Она вместе с родителями посещает Москву, Санкт-Петербург. Все смотрят новости, интересно мнение девочки о нашей стране. После работы бабушка сообщает новости:
- Этой Саманте наша страна нравиться. Еще бы не нравилась. У нас вон какая страна. А у них там передают: забастовки, безработица, бездомных показывают. Что значит капитализм! Ты представляешь, если бы у нас не произошла революция, где бы мы были? Батраками были бы. Как все-таки хорошо у нас в стране. Безработицы нет, наоборот не хватает инженеров, рабочих. Учиться хочешь – учись, хочешь сам поступай, хочешь от предприятия направление привози- выучат, да еще стипендию заплатят. Врачи бесплатно, в поликлинику не затащишь. А это потому, что бесплатно. Квартиры дают на работе. Что сейчас не жить? Работай, рожай детей, люби Родину.
Я ее перебиваю:
- бабушка, каждый день одно и то же. Если им плохо – пусть идут по нашему пути. Свергнут буржуазию – жить будет хорошо. Мы вон сколько пережили, что бы наша страна была могущая.
- Вот и я говорю, что наша страна одна из лучших. Сейчас Андропов взялся, а то Брежнев всех распустил. 
- Бабушка, хватит. Давай лучше ужинать. Кушать хочу.
На стол ставится жареный картофель с домашними солениями и шпротами. Лето пролетело очень быстро. С Аркадием встречаемся в основном по выходным. Ужесточились требования к совершенствованию технологии производства. Оборудование устарело, а в производстве требуют прорыв. Аркадий задерживается до позднего времени. Приближается день свадьбы. Уже многое сделано. Соседка сшила платье, купила фоту и туфли. Заказан ресторан, только по новому веянию времени свадьба будет без спиртного. Может оно и правильно, что бы не спивалась молодежь. На самом деле без спиртного не совсем весело. Как бы не старались ведущие развеселить гостей, они были вялыми. Как только высокопоставленные гости из горкома покинули стол, мои комсомольцы с завода притащили спиртное. Народ повеселел. Наливали втихаря в бокалы вместе с соком, что бы не доложили в горком. После свадьбы отправились на подаренной «Волге» в подаренную трехкомнатную квартиру. Мы были счастливы. У нас собственное жилье, и как говорит бабушка «жить, да рожать детей».  За семейной жизнью не заметили, как подходят новогодние праздники. По новостям передали, что Андропов очень болен. Вскоре он умер, а на его место пришел Черненко К.У.  Паровоз, который хотел разогнать Андропов Ю.В., снова замедлил ход. В семье тоже произошли изменения: я была в положении, а мужа избрали секретарем горкома партии. Мы ждем сына, конечно сына, наследника продвижения линии партии. Я мечтаю, что он будет лучше, чем мы. Ему удастся построить коммунизм.  Только, когда Аркадию говорю о своих мечтах он смеется, обнимает меня и говорит: «Не так все просто в жизни». А когда видит мой недоумевающий взгляд добавляет: «Наш сын обязательно построит коммунизм». Я родила сына, которого назвали Александром. Сижу дома с сынишкой, а Аркадий погрузился полностью в работу. Весной страну покинул генсек, который был у власти чуть больше года.  Что такое творится? Почему последнее время страной управляет «власть катафалков»?