Одно целое

Лев Клоц
"Одно целое"
Леша с утра позавтракал в одиночку, не плотно. Как обычно , когда его ждали дневное и вечернее представление. Ну не его одного. Он был одним целым с Матильдой. Она была его бывшей женой и одновременно партнершей в их общем номере, который они создали несколько лет назад . Номер был выдающийся. Не сложностью трюков, хотя и был сложен и доведен до высочайшего уровня. Они работали без страховки. То есть вообще. Не было ни сетки внизу, ни лонжи. Без отрыва от снаряда, а значит по цирковым законам- стразовкой могли и не пользоваться. Они были идеальной цирковой парой. Вернее , цирковой была только она. Из династии цирковых, которая исчисляла свое время еще со времен легендарного  цирка Чиниззели. Ее прадеды видели с манежа в царской( или как теперь говорят VIP)ложе отпрысков самого Николая. Илья же был чужаком , из спортивного , гимнастического мира. В сборную страны он так и не попал, хотя форма была приличной. Но конкуренция была бешеной, побольше чем при поступлении в МГИМО и когда он встретил Матильду- все сошлось. Она как раз закончила цирковое училище и искала себе партнера. Леша, будучи парнем скромным- поначалу робел в присутствии цирковых. Как-то коробило его от образа жизни, принятом в цирке. Все общее.. Дети, животные, гулянки, пьянки, драки поцелуи- как - то это было слишком напоказ. А потом пожив в цирке он понял- это не напоказ, это образ их , а теперь и его жизни. Он услышал от знаменитого дрессировщика фразу, которая и определила его дальнейшую жизнь.
" Цирк это не просто место- куда приходят посмотреть на трюки. Цирк- это целая жизнь многих людей, которые делают невозможное с улыбкой на лице." Пахать он привык в спорте и цирковые это не сразу, но оценили. И закрепилась за ним слава пусть чужака, но чужака своего. И шли они с Матильдой со своим номером вперед, постепенно усложняя его. На просмотре в цирке Никулина им предложили агажемент. Это была мечта многих, а получилось у них. Про них говорили- эти одно целое. Они и правда были на манеже одним целым, а уж когда поднимали их под самый купол... И Леша и Матильда понимали- на ошибку нет права. Страховки нет, лонжа отсутствует. Разожмется рука и Матильда полетит вниз на манеж с 18 метров. Поэтому и разминались и разогревались до первого пота и потом прогоняли еще раз и еще раз свой номер. Леша перед номером еще раз и еще раз проверял все ремни и агрегаты.
Потом, когда отношения пришли к нулю , ругань стала постоянной и Матильда объявила о том, что отныне она будет спать в другом вагончике- он даже не удивился. Слишком уж явно она флиртовала с кем попало и явно хотела его позлить. Но номер ей терять не хотелось, начинать с начала , с новым партнером тоже было не с руки и Илье было обьявлено, что к работе их личные отношения, а вернее отсутствие их никакого отношения не имеют. Для публики они были мужем и женой. Все остальные были в курсе, посплетничали и перестали. Вела она себя нарочито отвратительно, являлась за полночь, громко смеялась с кем - то в своем вагончике. Даже грозный инспектор манежа, Илья Модестович не выдержал и достаточно резко , пользуясь тем, что знал ее с младенчества,сказал ей в след- " выпороть бы тебя. Такой парень, а ты ведешь себя..." Леша переживал про себя, даже запить нельзя было, да и не любил он это дело.
Они работали седьмой сезон, сьездив пару раз на престижные цирковые фестивали, побывали в Вегасе. Деньгами заведовала как и раньше Матильда. К слову, она была страшно щепетильной и по своему заботилась о партнере. Зная его немногочисленные привычки- покупала ему все, что нужно- прежде чем он успевал об этом подумать.
Иногда они обедали вместе, Леша по привычке укоризненно смотрел на нее, когда она сьедала лишний кусок из своего очень скромного обеда.
Ну все - все , смеясь говорила она. Я в форме. Леша же будучи в прекрасной спортивной форме- все равно понимал, что каждые 500 грамм под куполом цирка- сверх нагрузка на его и так натруженные за столько лет в цирке мышцы. Последнее время слегка побаливал правый локоть. Сходи к нашему докторюге, увидев как он морщится после репетиции сказала Матильда
 Доктор осмотрев руку, пожал плечами -велел пить обезбаливающее и сделать рентген. А тут , сказал он , дыхнув на Лешу коньячком - у меня ни ренгена ни пургена. И заржал. Леша несколько дней втирал мазь , которую дал ему знакомый клоун- вроде помогло.
На одном из дневных представлений Лешу вдруг обожгла резкая боль. И прошла. Он по старой гимнастической привычке штангой закачал мышцы вокруг локтевого сустава , перед вечерним преставлением попросил Матильду вколоть ему в локоть обезбаливающее. Вдруг она сдвинув брови стала прежней. И тихим, прежним матильдиным голосом спросила- " может заменимся , Леш? Я с Модестычем поговорю."  "
Леша промолчал и лишь перемотав локоть шагнул к занавесу. Они всегда слышали с манежа лишь эхо и в конце- заслуженные артисты России Матильда и Алексей Громовы..." Потом гас свет и начинался их знаменитый номер. Он длился ровно пять минут шестнадцать секунд, музыка , выбранная Матильдой так красиво ложилась на трюки, с каждой минутой все более сложные. Это закон цирка- начинать с простого и постепенно выходить на " смертельный " номер. Если номер действительно крут , то у занавеса собирались даже цирковые- поглядеть на коллег. Их удивить было трудно, но и Леша и Матильда знали- если они выглядывают, значит все идет как надо.
Все шло , как обычно- Леша подхватил ремни и пошел вверх под волшебную музыку Бетховена. Матильда зацепив его за руку полетела постепенно закручиваясь вокруг собственной оси. Второй поворот , четвертый , Леша механически считал в голове. Седьмой стоп. Перевернувшись в воздухе Леша , держась лишь ногой за крепление перехватил, посыпанную тальком руку Матильды. Она посмотрела вверх на него , на лице была застывшая цирковая улыбка. Он считал про себя раз, два, три- переворот, раз , два три - переворот. Вернее считали они вместе и одновременно. Иначе ошибка, а ошибаться нельзя. На четвертом он услышал резкий хруст и Матильда провисла на его руке. Это была даже не боль. Кто -то вскрыл ему черепную коробку и засунул туда электроды. Он не потерял сознание. Нельзя было. Это он точно знал .Даже не смотря вниз- он понимал- если разожмет захват- партнерша полетит вниз .Причем шансов выжить у нее практически не будет. В лучшем случае сломает позвоночник. В лучшем ли? Матильда не по цирковому поджала ноги. Это был сигнал беды для техника, работающего на поднимающем и опускающем агрегате. Сквозь боль , проходящую через все тело, Леша услышал тихое жужжание подшипников. Начался спуск. Для зрителей ничего не случилось. Они по прежнему видели тот знаменитый номер. Двадцать семь секунд. Ровно столько занимал спуск . Леша начал считать. Двадцать четыре. , двадцать три, двадцать два ... Элекроды в мозгу раскалились докрасна. Матильда молча смотрела вверх на Лешу и искала его взгляд. А он , прикрыв глаза считал про себя. Девятнадцатать, восемнадцать, семнадцать... Он выругался вслух. Даже забавно вышло. Никогда матом не ругался, как не доставала его своим поведением Матильда, а тут под куполом , когда его никто не слышит ...девять, восемь , семь. Леша все же наверное отключился на секунду- две, но мышечная память гимнаста держала Матильду. Три, два, один. Матильда коснулась ногами манежа и легко, как обычно,  поклонилась, улыбаясь публике. Леша опустившись, даже привстал и попытался выйти к центру манежа. Неловко накренился и упал . Все , что он запомнил- это белое, как мелованная бумага лицо Матильды над ним. Она шептала- " Потерпи Лешик, сейчас врача, сейчас..." Униформисты, окружив его - встали в круг , закрыв его от зрителей. Так всегда делали в цирке. Модестыч , никогда не терявший присутствия духа- даже не крикнул, а рявкнул- " Скорую , мигом!"
И Леша потерял наконец сознание. Электроды отключили.
Прошло два месяца. Разорванные локтевые связки лечили. Лечили и сустав, который разлетелся практически полностью. Приходили проведывать все, даже те, с кем Леша в цирковой жизни особо не общался. Никто не говорил, что он герой, что спас партнершу. Не принято об этом говорить в цирковой среде. Матильда приходила и кормила его с ложечки. Один раз он задремав после обеда проснулся и увидел как она смотрит на него и плачет. Он не видел ее плачущей никогда. Она же была цирковой. Потом цирк, закончив гастроли в городе, начал собираться. Леша знал, что это дело суток. Ведь пока идет последнее представление - вокруг уже собирается все к отьезду. Крайний парад -алле и вот сворачивается шапито. И к утру от места, где стоял цирк -остается лишь мусор и афиши.
Леша вышел из госпиталя ранним утром. С рукой, подвешенной на привязи. И купив билет на самолет-полетел к себе домой. Туда куда переехал цирк.  Ведь это был его единственный дом за много лет.
Взяв такси из аэропорта- он подьехал к шапито, издалека увидев знакомые вагончики и надписью- Громовы. Дернув за ручку трейлера- удивился- закрыто. На манеже она? В такое время? Пройдя знакомой дорогой к выходу на арену он услышал Бетховена. Пройдя в темноте , он сел в одно из кресел и поднял глаза вверх . Там, пож куполом,  он увидел Матильду. И себя . Только молодого, здорового и так легко и непринужденно выполняющего трюки- как принято у мастеров цирка. Он узнал этого парня. Егоров, кажется. Выпускник циркового училища, он вовсю ухлестывал за Матильдой- даже пока они были женаты. Она подсмеивалась и говорила Леше , что надо уматерить его. Он здорово работал. Мастерски. Матильда умела добиваться своего.
Леша молча встал и не обращая внимания на циркачей, столпившихся за кулисами пошел в сторону конюшен. Открыл калитку и пройдя мимо стойл, где перебирали ногами жеребцы джигитов Танделовых дошел до крайней стенки. Там всегда стоял старый цирковой коняка Степан. Отработав свое на манеже- он катал детвору во время антракта вокруг шапито. Добрый, конячий глаз смотрел на Лешу. И уткнувшись куда - то в шею- Леша первый раз в жизни зарыдал, как ребенок. Степан стоял не двигаясь и даже не тряс ушами. Леша вытер слезы, с заднего двора вышел из цирка и пошел по городу. Незнакомому, как и все города и страны, где он побывал за свою цирковую жизнь. Вышел в центр города и на столбе увидел объявление. Сорвав номер , он позвонил.
Прошло несколько недель.  И Алексей Григорьевич встав в центр сцены бывшего Дворца Пионеров, посмотрев на окруживших его долговязых мальчишек и девчонок , немного волнуясь, сказал...
" Уважаемые дети. Цирк это не просто место- куда приходят посмотреть на трюки. Цирк- это целая жизнь многих людей, которые делают невозможное с улыбкой на лице. Итак -Алле Ап...Леша , улыбнувшись по цирковому- сделал сальто.

•••
Посвящается всем цирковым-людям, которых я безмерно уважаю .