New! Птичка людоеда Сказка ЮАР

Алексей Горшков
Перевод с английского и обработка южноафриканской сказки
 «STORY OF THE CANNIBAL'S WONDERFUL BIRD» из сборника  Kaffir* (Xhosa) Folk-Lore: by George McCall Theal, [1886]


Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие крокодилы.
Будут вас кусать!
Бить и обижать!

   Но в Африке, на протяжении многих веков жили, и сейчас живут, ещё более страшные звери — каннибалы. Это люди, которые пожирают себе подобных, то есть людей. Один из таких людоедов, Жан-Бедель Бокасса,  Император Центральноафриканской Империи  (1966-1979 ) стал знаменит на весь мир. (его фото вы видите).
   Ему пожимали руки и оказывали  почести руководители многих стран мира, в том числе Л.И. Брежнев, в 1970 году. Что любопытно, этот знаменитый людоед, в 1970 году побывал в знаменитом детском лагере «Артек», где его приняли в почетные пионеры. Карьера знаменитого людоеда закончилась в 1979 году, смертным приговором  за геноцид против народа и каннибализм. Но в Африке, до сих пор, многие  относятся к этому  Главному Людоеду с пониманием: да, он ел людей — но ведь многие из этих людей   тоже были людоедами....  Может быть, этот Главный Людоед так боролся с Людоедством?  В таком случае, почему бы нашим современным «борцам с коррупцией» не перенять этот опыт в борьбе с коррупцией?....
 Теперь мы с вами знаем, почему в фольклоре Центральной Африки так много историй о людоедах. А вот и ещё одна. Не пугайтесь — всё закончится благополучно!


Как-то раз, группа девочек, среди которых была дочь вождя племени, направилась на сбор  «Имболы», красной краски, которой девушки окрашивали своё лицо, тело и одежды (* для красоты, разумеется!),
Набрав краски, девушки решили искупаться в каком-то пруду. Они сбросили себя короткие юбочки из листьев пальмы, сняли украшения с рук и ног, и долго и весело плескались в воде.  Вдоволь накупавшись, девушки пошли домой. На полпути, дочь вождя вдруг обнаружила, что оставила у пруда свой ножной браслет. Она решила вернуться за ним и стала звать подружек, чтобы составили ей кампанию. Но все девчонки отказались, и дочери вождя пришлось идти на пруд одной.
И вот, когда девушка вернулась к пруду, её схватил огромный людоед и запихал в мешок.  Людоед  направился в свою деревню людоедов, и по пути приказал девушке петь: «Спой песню, моя птичка!»
Пришлось девочке петь. Уж лучше петь, чем быть съеденной людоедом!
Когда людоед пришел в свою деревню, он приказал жене накормить его, а «свою птичку» вновь заставил петь, однако из мешка её не вынул.
Тем временем, девочки, которые ходили за краской, вернулись в свою деревню и наврали вождю, что  с его дочерью случилась «ntonjane» - то, что впервые бывает с девочкой, когда её  начинают считать женщиной (When the girls reached home, they told the chief that his daughter had reached the age of ntonjane). А потому они закрыли дочь вождя в специальной хибаре, построенной специально для этого обряда. Вождь поверил (*Это же традиционный обряд!), и приказ убить большого быка, чтобы отпраздновать это событие.
Группа юношей, набрав себе мяса, ушла из деревни, чтобы устроить «молодежный пикник». Так случилось, что к ним подошел тот самый людоед, который схватил дочь вождя их племени. Людоед был со своим мешком, с которым он не расставался, поскольку в нём сидела его любимая «певчая птичка». Он сказал мальчикам:
«Дайте мне мяса, и вы услышите как поёт моя волшебная птичка, которая сидит в моём мешке!»
Мальчики дали людоеду мяса и он приказал: «Пой, моя птичка!»
Девушка запела, и один из мальчиков, который был её братом, узнал голос сестры, но испугался об этом сказать людоеду, а сказал ему вот что:
«Идите к нам в деревню. Сегодня там праздник и очень много мяса!»
Людоед с радостью принял это предложение (*А вы знаете какого-нибудь людоеда, который отказался бы от мяса?) и поспешил в  эту деревню. Когда он пришел туда, он первым делом предстал перед вождём и продемонстрировал ему, как поёт «его птичка», сидящая в мешке. Вождю очень понравилось пение этой птички и он предложил людоеду большого быка в обмен на птичку. Но людоед отказался. Тогда вождь придумал хитрый план. Он сказал людоеду:
«Принеси воды с реки, и я подарю тебе двух быков»
Людоед согласился принести воды, но только при условии, что ему вождь даст слово, что не будет заглядывать в мешок.
Вождь дал слово, и людоед,оставив свой мешок с птичкой, ушел за водой. Вождь тот час открыл мешок (* не доверяйте африканским вождям, их слову — грош цена!») и обнаружил в нём свою дочь. Вождь понял, что девочки, которые ходили  за краской вместе  с его дочерью, обманули его, и он приказал их немедленно убить, и девочки были немедленно убиты (*никогда не обманывайте африканского вождя! Только вождю дано право обманывать!). По приказу вождя в мешок положили змей и жаб, так чтобы по весу они соответствовали весу девочки.. Когда людоед вернулся с водой, то вождь отказался отдать ему два быка, и обиженный людоед, взял мешок, пошел в свою деревню.
Когда он пришел в деревню, он приказал жене созвать гостей-людоедов на званный ужин. Гости были созваны, вода в котле закипела, и людоед развязал свой мешок, и обнаружил, что в нём не девушка, которую он собирался съесть, а змеи и жабы. Почетные гости-людоеды не стерпели таково обмана, - они убили людоеда и съели его.
Вот так протекает жизнь в Черной Африке, где так много негров-людоедов. Но нынче, людоедам жмут с почтением руки, а слово «негр» стало запретным, чтобы не обижать негров..... Вот в таком мире мы живём....