1. Хакусы. Трое из Куанды, не считая меня

Анатолий Просняков
Фотоколлаж автора. Август 2017 года.

Скучное это занятие – проводить юбилей в кругу родственников, знакомых и друзей. Некоторые любят шумные компании. У этих юбиляров есть достижения, достоинства, какие можно восхваливать и обсуждать. У меня нет достоинств. Достижений тоже нет. Если не считать, что я не пью, не курю и с женщинами не дружу. Это шутка. На самом деле, я только не курю – бросил еще в молодом возрасте. Остальное - в меру своих возможностей. То, что я в душе – турист, тоже нельзя назвать достоинством. Есть разные люди по складу ума, поведения, по характеру. Некоторым просто нравится сидеть дома и вышивать салфетки. Когда-то я бегал марафоны. А сейчас люблю ходить «по белу свету».
После некоторого возраста юбилеем считается круглая дата с ноликом или с пятеркой: 50,55, 60 и так далее, пока не надоест считать года. На этот раз у меня оказалось число с пятеркой. И запланировал я попасть в волшебное место на Байкале. Называется оно – Хакусы.

В Хакусах я уже побывал однажды с дочкой. Хотя прошло четыре года, запомнилось, словно было вчера. За это время произошли изменения. Новые коттеджи выросли, как грибы, с разных сторон. Это понятно. Термальный источник привлекает народ, значит, и бизнесменов. Печальной новостью оказалось большое пожарище вдоль берега на пути к мысу Хаман-Кит – два года назад пожар с трудом удалось затушить, чтобы он не уничтожил основную базу на источнике.
Стоял август, самый теплый месяц для Байкала. Кто не бывал еще на лучшем озере планеты, может представить изогнутый клинок сабли, стоящий вертикально. Таков Байкал, если видеть его на глобусе. Остров Ольхон можем представить «эфесом» этой сабли. На севере – остриё клинка. Северобайкальск находится южнее северной оконечности озера на западном берегу, а напротив его – на восточном берегу – термальный источник Хакусы. Раньше катер шел из Нижнеангарска три часа, а сейчас из Северобайкальска расстояние сократилось на полчаса пути.
Солнечный день, блестящая поверхность озера, с восточной стороны – очертания гор, похожие на лежащую на спине женщину…. Пассажиры расположились на палубе катера. Кто-то дремал, кто-то загорал, кто-то фотографировал. Хакусы видятся со стороны озера остроконечными домиками с зелеными крышами вдоль берега. Это – гостевые дома муниципального учреждения города Нижнеангарска МУП «Хакусы». Пирс выдается далеко в воду, однако крупные суда к нему подойти не могут и остаются на рейде.

Приглашаю вас прогуляться со мной и мысленно прожить эти три дня.

Сразу у пирса – открытое помещение под крышей (табличка под козырьком: «Администрация») с баром и столиками, здесь же – стойка администратора. Небольшое ожидание, чтобы расплатиться за проживание, и прибывшие расходятся по своим местам. Можно заранее заказывать не только домики, но и место для палатки. Место стоит недорого (150 рублей в сутки), зато вся инфраструктура – к услугам. Это – большой круговой стол со скамьями в окружении сосен, в центре которого  место для костра с навесом и крючками; дрова в виде сосновых веток и распиленных плах; вода в баке – ежедневно пополняется по утрам, умывальник, два электрических фонаря на столбах. Живи и радуйся! Палатку я поставил с выходом в лесок. Палатка ставится на землю, которая в сосновом лесу гигроскопична. К сожалению, дощатого помоста для палаток я не увидел. Все побережье здесь песчаное, песок настолько глубок, что нога вязнет при ходьбе. Поэтому доски используются для установления проходов по песку вдоль берега и спусков к воде.
В центре от администрации идет широкая дощатая дорога к источнику, вокруг этого – деревянные скульптуры, плакаты, указатели. Один из них гласит: «Набережная Байкальский бриз». Обрезанные остовы деревьев, покрытые лаком, напоминают динозавриков или змей.

День приезда прошел незаметно, потому что надо было дважды посетить источник. Обживались и мои соседи из Куанды. Вечером за чаем мы наметили план на следующий день. Женщины были впервые здесь, а мне необходимо было поискать сабельник. Это интересное целебное растение, помогающее при многих недугах. Мне сабельник был необходим для настойки, которая помогла бы при заболеваниях суставов. В таких местах (эзотерики назовут их «место силы», защитники природы – «заповедное место») заготовка растений должна вестись очень деликатно. Во-первых, ни в коем случае не для продажи, во-вторых, только для себя – для конкретной цели. Территория, относящаяся к базе отдыха, не относится к заповеднику, но – тем не менее – здесь строго смотрят за порядком.
Территория базы отдыха граничит с Фролихинским заказником – здесь, понятно, любые заготовки запрещены. Но это не значит, что нарвать трав себе для чая незаконно. Во всем должна быть мера. К примеру, на озере Фролиха запрещено ловить рыбу. Когда я уже вернулся в Иркутск, мне рассказали историю, что на озере Фролиха остановились туристы (примерно в тот же период времени, что был и я). С лодки они поймали щуку. Егери это увидели и выписали им солидный штраф. Правильно ли это? С точки зрения закона, да. С точки зрения здравого смысла – нет. Почему? Рыбу в озере запрещено ловить. Запрещен промышленный лов – то есть, для продажи, для выноса.
Вынести оттуда улов проблематично – до Хакус по тропе 18 километров, а в бухту Аяя идти – там кордон егерей. Но если туристы зашли с ночевкой, то получается, что им нельзя поймать рыбы на уху? Когда в прошлое посещение я шел к Фролихе, один из егерей на мой вопрос о ловле рыбы ответил: «Ловить можно, но так, чтобы никто не видел ваши снасти – спиннинг не должен торчать из рюкзака». Это просто дискриминация туризма. Другого не могу сказать. Разве щука находится в какой-нибудь Красной книге? Это исчезающий вид? Мы с дочерью на резиновой лодке доплыли на остров озера Фролиха. Там, на мели, были миллионы мальков! Запреты не должны быть извращением здравого смысла. Разумеется, если в озере водится реликтовая рыба Даватчан, то и делайте конкретный запрет.
При разговорах о Хакусах дочь вспоминала случай, когда ей сделали замечание за сломанную кедровую ветку, лежавшую возле костра или палатки. Кто-то решил, что её сломали. Соответственно дочь подумала, что ее сломал я. На самом деле эту ветку я подобрал на тропинке и принес к кострищу. Ломать кедр – такой мысли в моей голове не могло родиться. Для костра я всегда собираю сушняк. Но это – приобретение опыта.
В первый день мы прогуливались с Арсением вдоль берега. Он увидел лежавшую поперек тропинки кедровую ветку. Соответственно рука молодого человека потянулась к ветке. «Ни в коем случае! Никогда не трогай кедровые ветки здесь! Твою бабушку могут оштрафовать» - так я доходчиво предупредил неопытного парня. Есть ретивые защитники природы, как и в любом другом деле. Возможно, это оправданно. Люди ведь бывают разные. На самом деле, необходимо понимать, что кедр или сибирская сосна (другое название) имеет хрупкую древесину. При небольших усилиях ветки ломаются. Вот другое хвойное дерево – пихта имеет упругую прочную древесину, не зря из нее делают банные веники. Ветер для Байкала – обычное дело, поэтому и лежащие кедровые ветки иногда попадаются под ногами.

Встречи, новые знакомства происходят в бассейне источника или в мужской раздевалке, или по пути из источника.
Николай, свежезагорелый мужчина из Новосибирска. Встречались с ним у источника и на берегу, когда я проходил мимо его домика в сторону мыса Хаман-Кит (в картах можно увидеть другое название: Аман-Кит).
Женщина с Урала. Шла с источника мимо палатки. Пригласил ее на травяной чай. Разговорились. В своей палатке – на берегу - ждет ее муж. У нее трое детей и пять внуков. Но выглядит молодо. Тоже собирает травы.
Виктор Алексеевич из Северобайкальска, встречались дважды на источнике. Еще молодым здесь бывал часто – приезжал с матерью. Попал в ДТП в феврале 2004 года. Диагноз был: «Травма, несовместимая с жизнью». Грудь в области сердца была разбита. Провел в реанимации 21 день, вышел худющий. В августе 2004 года поехал в Хакусы. Пробыл десять дней. Пошел на поправку. После этого ездил на Черное море. Дочь – железнодорожница. В этот раз на Черное море не удалось – поехал сюда. Этот мужчина явно испытывает благодарность источнику.
С другими отдыхающими при второй встрече беседуем, как знакомые, хотя имени так и не узнаем. Таковы курортные истории. Встретились – познакомились – разошлись, чтобы больше не встречаться.

Итак, 12 августа троица из Куанды направилась на прогулку. Познакомимся. Светлана, женщина полногрудая, спортивного вида, директор детского дома или школы-интерната. Приехала в Северобайкальск за стройматериалами – надо ремонтировать здание, времени до начала учебного года осталось мало. Поэтому и заехала сюда на небольшой период времени. Светлана – опытная туристка, рассказывала о Куанде, как туристическом центре. Людмила, пенсионерка, бывший педагог по русскому языку и литературе. Светлана желает, чтобы Людмила вновь занялась своим делом – у нее не хватает учителей. Но Людмила пока не приняла окончательное решение. Видимо, на пенсии спокойней. Арсений или Сеня, молодой человек на вид лет двенадцати. На самом деле, на мое удивление, ему оказалось восемь лет от роду. Он – внук Людмилы, но отправлен родителями под поручительство Светланы. Люди настолько стали мне симпатичны еще на пирсе Северобайкальска, что в день приезда у меня уже придумалась рифма и прозвание для них. Палатку они поставили напротив моей – по диагонали прямоугольника стола. Первое четверостишие придумалось в первый вечер. Заключительно стихотворение оформилось после прогулки на Бирая. На отдельном листке четко написал стихотворение, передал Людмиле в прощальное утро, когда остальные еще спали. Слов полностью не запомнил, а черновой листок затерялся. Так и пропала шуточная песня. Впрочем, она касалась только Арсения.

До реки Бирая идти не больше часа. Тропка извивается вдоль байкальского берега. Иногда открывается прекрасный вид на водную гладь с цветущим иван-чаем, который в других местах давно отцвел. Иногда тропка забирается глубже в лес, где попадаются муравейники с вездесущими черными муравьями или заросли толокнянки с исландским мхом. Мы первые в этот день шли по тропе, поэтому путь был перегорожен частыми завесами паутины, на которых трудились мохнатые пауки. Вначале моим спутникам было интересно наблюдать пауков, но стоило мне отстать, как раздались крики о помощи. Кто оказывался первым, тот был облеплен паутиной. «Жертве» казалось, что и паук ползет по ней, она начинала скидывать с себя их – с чувством омерзения. В итоге мне пришлось идти первым, помахивая сосновой веткой, чтобы сбить паутину. Некоторые, наиболее красивые паутины, я обходил, если была возможность. У меня возник тогда вопрос, но разрешить его не смог и сейчас: неужели пауки за ночь успевают сплести такие большие завесы? Ведь на одной паутине бывает всегда только один паук.
Дойдя до речки Бирая, группа из Куанды повернула назад, так как здесь было хорошее пляжное место. Я решил поискать тропу, идущую через речку, в сторону озера Фролиха. Тропа была заросшая, пока нашел переход, только оцарапал ноги. Не видно было и сабельника, хотя четыре года назад собирал здесь. Вернувшись, постоял у устья Бирая. Здесь можно ее перейти. У реки интересное название, которое имеет определенную историю. Ударение на букву «а». Потом выяснилось, что нужно было здесь перейти речку – глубина максимум по пояс. То есть, в пляжном костюме. Далее пройти метров четыреста вдоль берега – практически рядом. И попадаешь в голубичный рай. Кусты обвешены ягодой так, что женщины (новосибирцы) подставляли ведро, трясли куст, и оно чуть ли не полностью наполнялось. Уже на катере, когда отправились назад, одна женщина сказала:
- Ах, если бы мы знали, то взяли бы с собой побольше ведер!
Оказалось, что в Новосибирске нет понятия «голубика». Такой ягоды там нет. Царской ягодой называют обычно бруснику. Спелая крупная брусника по цвету почти черная, темно-бордовая. Вкусовые качества такой ягоды превосходят лучшие сорта винограда. Разумеется, это мое мнение. Черника – и вкусная и сладкая и полезная ягода. Местные жители эти две ягоды называют Ягодой. Просто одним словом. Голубика в разряд Ягоды не попадает. Есть в прибайкальских лесах ягода с названием княженика. Она стелется по земле и видом похожа на малинку в венчике, некоторые путают ее с морошкой. Морошка крупнее, но тоже попадается на некоторых прибайкальских болотах по югу. Княженика – княжеская ягода, ее собирали для княжны. Она ароматная и вкусная, ее ареал (распространение) незначителен в Прибайкалье. Но и даже такая ягода не Ягода.
Раньше к голубике было пренебрежительное отношение. Сейчас к ней отношение изменилось. На рынке ее оценивают почти как чернику. Возможно, дело в коммерческом подходе. Знаю рецепт для лечения и профилактики белокровия: листья всех сибирских ягодников собирают поровну. Этот сбор пьют длительное время. Рецепт я увидел в книге Лифшица, иркутского фитотерапевта. В этом сборе есть и лист голубики, чуть ли не как основной.
Именно в этом голубичном месте за рекой Бирая начинается от Байкала тропа на озеро Фролиха, а вдоль берега продолжается тропа на бухту Аяя, являющаяся частью Большой Байкальской тропы. Будущие посещения этих мест будут проходить более продуктивно, решил я. Можно планировать различные вылазки.
Вернувшись к своей группе, побыл некоторое время рядом с ними. Женщины загорали, а Арсений занимался любимым занятием: киданием камней в воду. Один из камешков соскользнул из его руки и упал на Светлану. Причем, попал удачно: в лоб. Удачно потому, что не попал в глаз. Иначе последствия могли быть плачевными. В любом случае, это было неприятно. Ругать его я не мог. Только сказал, что надо соблюдать технику безопасности. Арсений видимого беспокойства не выразил: мол, что случилось, то случилось. Людмила, разумеется, пожурила его. Светлана положила на травмированное место холодный камень. Я направился искать себе подходящее место. Тут-то у меня окончательно укрепилось прозвище: главарь банды из Куанды. Еще появилась хорошая рифма: Арсений – верховный гений.
Устроивши себе гнездо из плавника, я купался и загорал. Вскоре подошел Арсений. В женском коллективе ему стало скучно. Стал кидать камни у моего лежбища, да покрупнее, чтобы брызги долетали до меня. Раньше я любил кидать плоские камни по воде, чтобы они подлетали «блинчиками». Игра так и называется: «Блинчики». Это любимое развлечение казаков. Некоторые могут сделать больше десяти блинчиков. У меня тоже неплохо получалось в молодые года в казацких краях – на Дону. Решил научить этому Сеню. Но сколько мы ни подбирали плоских камней, как ни старались, «блинов» не получалось. Видимо, пропала моя молодецкая удаль, а у Сени еще не было сноровки. В любом деле должен быть навык. За этим занятием застала нас Людмила.
Почти весь обратный путь мы прошли по берегу среди крупных валунов. Некоторые камни, лежащие возле воды или в воде, имеют название: например, «Чаша Любви». Об этом мне рассказала Татьяна, когда делала фото на кружку. Есть камень с вырезанным отверстием в центре, словно место для дискеты. Кто это мог сделать, если этому камню сотни тысяч лет? Есть две половинки целого, словно разрезанный пирог. Все эти крупные камни окатаны байкальской водой, поэтому поверхность их гладкая и покрыта только тысячелетним лишайником. Именно по прибрежным камням можно понять, что поверхность великого озера раньше была еще выше на метр или больше. И это с учетом того, что Иркутская ГЭС повысила уровень воды в Байкале. Итогом нашего путешествия стало составление у «Чаши Любви» пирамидок из камней. У бурят такие пирамидки называются «обоо», если я не ошибаюсь. Это - любимое место туристов, так как здесь находится множество каменных пирамидок. Здесь нас с Арсением Людмила сфотографировала моим аппаратом – у пирамидки нашего изготовления. Этот кадр остался на кружке, из которой теперь пью чай. Ну, а чай я пью дома обычно травяной.

13 августа. Утро началось с зарядки в лесу. Умылся в Байкале. На завтрак – поздравление от Куанды в лице Людмилы. Остальные спали. Показал Людмиле кружку с изображением видов Байкала и меня с Арсением во время прогулки. Потом кружку убрал. Когда встали Светлана и Сеня, то все поздравили меня хором. Направился на источник, где накупался в мужском отделении. Затем с источника, не торопясь, вернулись с Арсением. Он ждал меня в раздевалке. По дороге вели мужскую беседу. Женская компания ему скучна. Интересно что, несмотря на юный возраст, Арсений, выглядевший солидно, говорил на разные темы совершенно, как взрослый человек. По крайней мере, мне так казалось. 
У палаток была только Людмила. Она собиралась в путь. Светлана ушла гулять. Катер ожидался в три часа дня. Неожиданно пришла администратор Вероника. Объявила, что большого катера не будет – возможно, в связи с выходным, причины она не знает. Обычно в выходные не хватает топлива. Отправление скоростного катера в двенадцать часов. Оставалось сорок минут. Людмила побежала за Светланой. Вскоре вернулись. Стали с Арсением складывать палатку.
Мне пришлось срочно накрыть стол. Выставил коньяк, сделал чай на костре. Самый краткий банкет в моей жизни. Выпили по первой за мой юбилей. Второй тост был: от них – за то, что встретили такого человека (эпитеты), повезло, мол, не ожидали; от меня – за таких замечательных соседей. Проводил их, как родных, до пирса, сделал прощальные фото.
Остальной день гулял по берегу в сторону мыса Хаман-Кит. Полежал на солнце, отойдя в сторону от берега повыше, где мельчайший песок. Собрал пижмы и иван-чая у пожарища. Замечательный денек! Вода теплая, тихо – ныряешь на песчаное дно. Чем не море? Да, есть отличие: вода прозрачная, чистая – можно пить прямо ладошками. Открываешь глаза под водой – всё видно. Температура воды у берега 23 градуса – специально для измерения взял с собой термометр. Ну, и чем море лучше?

Часть 2 здесь: http://www.proza.ru/2017/11/03/1611

Часть 3: http://www.proza.ru/2017/11/07/1665