14. Баллада о прибавочной стоимости

Михаил Самуилович Качан
Исполнение «Баллады о прибавочной стоимости» А.А.Галич предварил следующим выступлением:

«Поскольку мы сегодня не столько говорим, сколько занимаемся анализаторством, спорим, вот потому, вероятно, надо сказать, почему эта песня написана.

Естественно, как всякий сатирик, я прежде всего воюю с одним из главных недостатков нашего времени — с мещанством и обывательщиной...

Должен сказать, что по роду своей деятельности мне приходилось делать несколько совместных фильмов с другими странами: с Францией, Болгарией; сейчас буду делать картину с кооперированной продукцией Италии, Англии и СССР.

Мне пришлось много побывать за границей, и я видел, как наши обыватели, которые на словах клялись в верности нашим идеям идеалам, теряли сознание при виде всяких шмуток заграничных. Как они постыдно себя вели в этой обстановке.

Мне не хотелось бить в лоб, с прямого захода, мне хотелось как-то иначе, немного по-другому рассмотреть эту же самую тему, вывернуть этого мещанина.

То, что вы говорили, я понимаю, как то, что вы против того, чтобы складывать оружие сатиры.

Я думаю, что оно никогда не будет сложено.

Сатира всегда существовала и будет существовать до тех пор, пока будут объекты для сатиры.

Вы говорили о литературных достоинствах произведения — что в нём не было никакого открытия. Но в нём было кое-какое открытие. Для меня, во всяком случае.

Сейчас по поручению партийной организации Союза писателей я веду семинар с молодыми, воспитываю молодых драматургов. И вот одна из технических задач, поставленных мной перед ними, — попытка найти абсолютно современное решение старым темам.

Что может быть старее темы о мещанине, на долю которого выпало неслыханное богатство и наследство. Но современное решение в данном случае придумано мною впервые.

Таким же образом может быть решён «Тартюф», вероятно, «Ревизор» и т.д.

Поискать, причём по-своему, а именно, исходя из тех экономических, социальных и политических явлений времени, которые происходят в нашем мире.

Эти, грубо говоря, задачи стояли передо мной, когда я сочинял «Балладу о прибавочной стоимости».

Ощущение, что Галич метал бисер перед свиньями?

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/10/23/641