Конная гвардия Кубани ч. 15

Николай Мринский
«По крупицам собирая данные
О боях минувших и бойцах,
С честью пронесём заветы славные
В благодарных памятных сердцах»

Седобородые отцы, безусые подростки, юные медсестрички и все те, кто по разным причинам не были мобилизованы в действующую армию, шли на сборные пункты и просили отправить их на фронт. Краснодарский краевой комитет партии возглавил это движение и в октябре 1941 г. принял решение об организации добровольческих казачьих сотен из казаков непризывного возраста. В ст-це Курганинской из партийного и комсомольского актива был создан истребительный батальон, а казаки не призывного возраста стали записываться добровольцами в сабельный эскадрон. На заседаниях Курганинского и Темиргоевского райкомов партии тщательно обсудили кандидатуры командиров и политработников. Курганинский казачий эскадрон (207 чел.) возглавил председатель райосоавиахима Иван Иванович Сердцов, сотню темиргоевцев под своё начало взял заведующий райземотделом, участник Гражданской войны Пётр Евгеньевич Байдужев. Жители несли черкески, шапки, бурки и кинжалы. Колхозы выделили лошадей, все швейные, сапожные, шорные мастерские работали день и ночь - шили обмундирование, обувь, делали обозные брички, тачанки, сёдла, конскую сбрую. Первым военным комиссаром эскадрона стал писатель – публицист Валентин Овечкин, живший в то время в ст-це Родниковской Курганинского р-на. Оставив журналистскую работу, он перешел на положение профессионального литератора. Незадолго до войны по рекомендации А. Фадеева его приняли в Союз писателей СССР. Курганинский полк возглавил кадровый военный, имевший несколько ранений на фронтах ВОВ, майор Иван Кириллович Полеводов.

Военным комиссаром был назначен Павел Давыдович Назаренко. 23 октября 1941 г. на станичной площади состоялись проводы кавалерийского эскадрона в ст-цу Новокубанскую для боевой учёбы. С напутственным словом к казакам обратилась секретарь РК ВКП (б) Фекла Лукьяновна Сухорукова. Затем 9-й кавалерийский полк, в который вошел Курганинский эскадрон, был переведен в станицу Старомихайловскую Курганинского района (сейчас Михайловская). Здесь добровольцы обучались рубке, джигитовке, пешему строю, учились быстро собирать и разбирать винтовку и пулемёт, метко стрелять, бросать гранаты и бутылки с горючей смесью. В полк стало поступать современное вооружение: орудия, минометы, противотанковые ружья, автоматы. Командно-политический состав полка, эскадронов развернул активную учёбу по овладению новым оружием. Много внимания уделялось боевым действиям в ночное время. После такой серьёзной подготовки был окончательно сформирован 32-й Курганинский кавполк со всеми штатными подразделениями и службами. В него влились казаки Гулькевичского, Советского, Новокубанского, Удобненского и других эскадронов. Именно этому периоду посвящён очерк В. Овечкина «Идут полки». 23 февраля 1942 г. Курганинский кавполк принимал присягу и в этот торжественный день ему от жителей района секретарём РК партии Ф.Л. Сухоруковой было вручено Красное Знамя. Затем 32-й кавполк в авангарде дивизии выступил маршем на станицу Славянскую, где занял оборону по побережью Азовского моря с задачей не допустить высадки морских и воздушных десантов противника.

В ночь с 1 на 2 августа 1942 г. 32-й Курганинский кавполк из ст-цы Ленинградской совершил 40-км марш к ст-це Кущёвской и приготовился к бою. 2 августа состоялось боевое крещение казачьего полка. Командир 1-го эскадрона Иван Сердцов, казаки-ветераны Михаил Фёдорович Грачёв и Павел Гаврилович Каменев, Лихолит и некоторые другие воины за проявленную храбрость, результативность и мужество в ходе конной атаки были удостоены орденов Ленина. После изматывающих силы врага оборонительных боёв на рубежах рек Лаба и Белая отступающие части 17-го КК, направленные на Белореченскую и Майкоп, получили следующие боевые задачи: 12-я КД ген. Тутаринова должна была ускоренным маршем 8 августа выйти в район ж/д станции Гиагинская, занять оборону и не допустить прорыва немцев в этом направлении. Правее, в р-не ст-цы Келермесской, должна была держать оборону 13-я КД, а левее - 15-я донская. 116-я донская КД прикрывала отступающие части 12-й армии у с. Великовечное и ст-цы Бжедуховской. Утром 9 августа 12 танков и 5 автомашин с пехотой, из состава танковой армии ген. Клейста повели наступление на позиции 23-го кавполка 12-й КД. Получив отпор, враги отступили, при этом бронебойщиками полка был подбит один танк. Спустя некоторое время немецкие танки, при поддержке до двух рот пехоты, вновь предприняли атаку на ж/д станцию Гиагинская, но также были отбиты казаками 4-го кавполка, потеряв при этом ещё два танка. Всего в боях за Гиагинскую казаки дивизии подбили 2 и уничтожили 1 танк, а также до 150 вражеских солдат и офицеров.

Захватили шесть мотоциклов с пулемётами, один из которых был муляжом - деревянный макет с трещёткой. Захваченные пленные удивлялись тому, что встретили такую прочную оборону. Немецкие офицеры говорили солдатам, что Кавказ давно занят войсками вермахта. Однако немцы всё же захватили ст-цу Келермесскую и их танковые колонны двинулись на Майкоп. 9 августа по приказу командования 12-я КД оставила ст-цу Гиагинскую, днём спешно переправилась вброд через р. Белую у ст-цы Белореченской и заняла оборону по западному берегу реки. У х. Долгогусевского стал 23-й кавполк, левее - у пос. Южного - 19-й кавполк. В оборону включили все имеющиеся силы - даже дивизионную школу комсостава. У ст-цы Пшехской, рядом с позициями 12-й КД, держали оборону бойцы поредевшей 383-й СД п/п-ка К.И. Провалова (позже генерал-майор, Герой Советского Союза). 116-я донская КД держала железнодорожную и шоссейную дороги на Туапсе. Донские дивизии выдержали тяжёлые бои у с Великовечного, у станции Комсомольская, у станиц Бжедуховской, Черниговской. У х. Саква геройски погиб – командир 2-го эскадрона полка ст. лейтенант Белоусов. В ходе боя он оказался окружённым группой автоматчиков, пытавшихся взять его в плен. Бесстрашный офицер уничтожил в бою 15 фашистов и будучи дважды раненым, сражался до последнего вздоха. С 10 по 24 августа 1942 г. КК вёл упорные бои в сложных условиях горно-лесистой местности с мотомехчастями немцев, наступавшими в сторону Белореченской, Апшеронской и Хадыженской, прикрывая отход 12-й армии и сдерживая врага, рвущегося к побережью Чёрного моря.

Казаки, отступая в полной мере использовали пересеченную лесистую местность, широко применяя охваты врага, рейды по тылам, придерживаясь старых казачьих традиций ведения боя, нанося противнику большой урон в живой силе и технике. О том, какую напряжённую обстановку создавали казаки, прикрывая важнейшее Туапсинское направление, и какие причиняли потери, лучше всего свидетельствуют слова захватчиков. Вот что писал в дневнике командир роты "горных дьяволов" 94-го горнострелкового полка лейтенант Хетцель: "Сегодня моя рота была брошена на помощь стрелковым полкам, попавшим в тяжёлое положение, и я вернулся с поля боя с четырьмя уцелевшими солдатами. Боже мой, что там было! То, что я вижу и могу писать - просто чудо. Они атаковали нас на лошадях. Когда мы перешли реку, человек пятьдесят казаков бросились на мою роту. Солдаты бежали. Я пытался их остановить, но был сбит с ног и так ушиб колено, что ползком пробирался к реке. Казаки три раза проезжали вблизи того места, где я лежал, можно было стрелять, но руки не повиновались от страха... Говорят, что наша бригада перестала существовать. Если судить по моей роте - это правда" (9а). 4-й ГКККК, сдержав натиск врага и передав участок пехоте, накапливался в районе Туапсе. 12-й КД было приказано выйти из боя и двигаться на Белореченскую. Достигнув её, выяснилось, что мост через горную р. Белую был взорван отступающими войсками. Казакам, под бомбежкой противника, пришлось переправляться вброд, при этом было потеряно большое количество материальной части и техники.

В течение 10-12 августа 1942 г. 12-я КД успешно держала оборону по западному берегу р. Белой. 13-я КД также удерживала оборону по реке в районе ст-цы Ханской. В этих боях особо доблестно сражались воины 29-го полка и 109-го артдивизиона, оборонявшими мост через р. Белую. Только 12 августа немцы потеряли в бою до 200 солдат и офицеров, 3 танкетки, 1 штабную и 2 грузовых автомашины. 11 августа 29-й кавполк был оттеснён немцами за ст-цу Пшехскую. Дивизии корпуса, оставшись без танкового и артиллерийского прикрытия, были разъединены и почти полностью окружены. Немцы уже и не рассчитывали на серьёзное сопротивление и планировали в ближайшие дни быть в Туапсе. Однако казаки продолжали упорно сражаться и совершать подвиги. Под ст-цей Комсомольской (у ст-цы Черниговской) совершил подвиг будущий парторг 30-й КД В.С. Власов, награждённый орденом Красной Звезды. Под Черниговской погиб начПО 12-й КД ст. батальонный комиссар И.И. Донин. Особой памяти заслуживает величественный подвиг, совершённый на огневых позициях 149-го миномётного полка, бойцами миномётной батареи под командой л-нта Горлова. Миномётчики к 12 августа 1942 г. заняли свой участок обороны у ст-цы Пшехской, с задачей не допустить прорыва немцев вдоль р. Пшехи. Вскоре впереди позиций батареи Горлова появилось несколько автомашин. Лейтенант в бинокль разглядел, что  сидевшие в машинах были в красноармейской форме. Но когда двое казаков поскакали навстречу, чтобы разузнать, чьи это автомашины, то их встретили автоматным огнём.

Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2018/10/27/707