Иван Мозговенко Кларнет и не только... Музыка

Анатолий Безнощенко 2
… Любые, даже самые радостные воспоминания о прошлом  –  не для того, чтобы жить ими! Нет! Они необходимы, чтобы активизировать настоящее.  А именно оно, настоящее, и формирует будущее.
                Валентин Берлинский.
Виолончелист, один из основателей  Квартета имени Бородина. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии  СССР.

13 февраля 2014 года в Большом зале РАМ имени Гнесиных на сцену вышел кларнетист и при п олном зале своих коллег сыграл «Увертюру на еврейские темы» Сергея Прокофьева. На глазах произошло чудо, ведь на кларнете играл человек, которому в этот день исполнилось 90 лет! Люди, сидевшие в зале, пришли не просто его послушать, но поздравить и отдать дань уважения Мастеру, которому многие из них обязаны своей профессией.
 Его имя известно не только в России и странах бывшего СССР, но и в Европе, Америке. Он воспитал огромное количество музыкантов, а занимались у него на различных мастер-классах, открытых уроках, встречались на конкурсах, без преувеличения, практически все кларнетисты современной России. За много лет своей педагогической работы и творческой деятельности он стал центральной фигурой, патриархом российской кларнетовой школы. Его имя – Иван Пантелеевич Мозговенко.  Благодаря музыке и своему таланту, он смог стать тем, кем мы его знаем сегодня.
В судьбе этой неординарной личности отразилась история нашей страны. Иван Пантелеевич родился 13 февраля 1924 года в Яшалте (ныне - Соленое) Яшалтинского улуса Калмыцкой автономной области. В 1929 году их семья была репрессирована и выслана на Урал. Детство прошло в ГУЛАГе, в г. Нижний Тагил Свердловской области. В 1939 году он поступил в Свердловское музыкальное училище. В 1943 году вступил в Уральский добровольческий танковый корпус, воевал.

— У нас был даже свой красноармейский джаз, — рассказывает ветеран. — Добровольческий корпус был уникальным — все танки, всё оружие были куплены уральцами на свои деньги. От других частей мы отличались тем, что носили финки. Их и воспели в сочинённом на фронте гимне корпуса. А наша солистка Роза Нотик ещё и песню «Чёрные ножи» написала…
Строчки из той песни знал каждый боец:
«Мчатся танков уральских громады,
Вражью силу бросая в дрожь.
Ой, не любят фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож!»
Иван Мозговенко тоже носил на ремне такую финку. Музыканты добровольческого корпуса в тылу не отсиживались — в бой ходили вместе с танковым десантом.
Первым сражением для бойцов корпуса стала битва на Курской дуге. Потери оказались страшными — каждый второй был убит или ранен. Враги были поражены храбростью и стойкостью уральцев. Немцы прозвали их «шварцмессер панцер дивизион» — танковая дивизия чёрных ножей.
После Курской битвы, пока корпус был на переформировании, музыкантов отправили с фронта в командировку на Урал.
— Мы выступали на заводах, в клубах, в госпиталях, — вспоминает Мозговенко. — Побывали и в Молотовоской области. Много раз на бис играли марш корпуса, исполняли песню «Чёрные ножи», они для пермяков были словно письма с фронта. А потом мы вновь уехали сражаться с фашистами. Освобождали Украину, штурмовали Берлин, Прагу. Войну я вместе с родным Уральским корпусом закончил на Эльбе, там в апреле 1945-го мы встретились с американскими войсками.
А Иван Овчинин, написавший музыку для песни о чёрных ножах, до победы не дожил, погиб в Венгрии…

Музыканты добровольческого корпуса в тылу не отсиживались — в бой ходили вместе с танковым десантом  в 1945 г. участвовал в боях за Берлин. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 –х степеней, «Красной Звезды», медалью «За боевые заслуги».

В 1946 году И. Мозговенко поступил в Институт им. Гнесиных в класс профессора А. Л. Штарка. В 1951 году стал лауреатом международного конкурса в Берлине (первая премия) и стал постоянно выступать с Квартетом им. Бородина. С этим коллективом на фирме «Мелодия» им были записаны произведения В.А. Моцарта, Й, Брамса, С. Прокофьева. Также выступал с квартетами имени Бородина, Бетховена, Комитаса, Чайковского и с  такими известными исполнителями, как С. Рихтер, М. Растропович, играл в ансамбле Р. Бариоля. С квинтетом кларнетистов дал концерт в Ватикане, где Римский Папа Иоанн Павел вручил Мозговенко освященный крест. Работал с такими дирижерами как Е. Светланов, К. Кондрашин, А. Гаук, Л. Бернстайн, Ю. Темирканов, В. Федосеев С этого же года стал преподавать в РАМ им. Гнесиных. В 1980 году стал профессором кафедры духовых и ударных инструментов этого учебного заведения.

 В 1995 году ему было присвоено звание народного артиста Российской Федерации.
Из класса Ивана Пантелеевича Мозговенко вышли 4 народных артиста России, 11 заслуженных артистов различных республик, 7 профессоров, 7 доцентов, более 30 лауреатов конкурсов самого высокого уровня, в том числе «Пражская весна» и «Концертино Прага». И. Мозговенко является членом экспертного совета «Новые имена», а также председателем жюри многих конкурсов.
За выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры и плодотворную педагогическую деятельность награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 степени.
 
Вклад Ивана Пантелеевича Мозговенко в развитие отечественной культуры нельзя переоценить. Помимо практической преподавательской работы, он со вершил большой прорыв в научной области. Занимаясь исследованиями звука в акустической лаборатории при Московской консерватории, он смог теоретически обосновать принцип выразительной артикуляции на кларнете, который в корне отличался от общепринятого в то время способа атаки в военно-духовых оркестрах. Его работа «О выразительности штрихов кларнетиста» (1964) была своего рода технической революцией, поднявшей нашу школу на новый уровень. Спустя 50 лет после появления она не утратила своей актуальности и по сей день.
 
Иван Пантелеевич был женат на Ирине Петровне Котовой - дочери  всемирно известного живописца, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии Советского Союза, заслуженного деятеля искусств РСФСР Петра Ивановича Котова. Она с отличием окончила Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу скрипки, ее преподавателем был Д.Ф. Ойстрах. Долгие годы была артисткой оркестра Большого театра. К сожалению, несколько лет назад, любимая супруга ушла из жизни…

Иван Пантелеевич и Ирина Петровна воспитали двух замечательных дочерей. Марина  получила музыкальное образование в школе им. Гнесиных и в консерватории по классу фортепиано, «разбавив» семейный ансамбль потомственных кларнетистов и струнников.  А еще в ней раскрылся редкий дар педагога – она преподает в музыкальной школе им.  Александрова. Супруг Марины Юрий Плечев – кинопродюсер, кроме того, он пишет пьесы для И.  П.  Мозговенко. Их сын Иван, тоже готовится стать профессиональным музыкантом.

Младшая дочь И. Мозговенко  Светлана окончила музыкальную школу – десятилетку имени Гнесиных по классу альта. Сейчас играет в оркестре Московской филармонии, ее муж, альтист Н. Кондрашин солист того же оркестра. Их дочь Софья – студентка 5 курса Центральной средне – специальной музыкальной школы по классу альта и 3 курса Государственного института телевидения и радио. Сын Арсений окончил ЦС СМШ по классу кларнета и сейчас учится в Российской Музыкальной Академии у деда Ивана Пантелеевича Мозговенко, недавно у него родилась дочь Владислава. Ее мама – арфистка.

Иван Пантелеевич – прекрасный рассказчик. Он был лично знаком со многими известными людьми и помнит огромное количество историй и фактов, живым свидетелем которых оказался. Но поскольку он человек очень скромный, дневников никогда не вел и сам о себе писать бы не стал, то составлением книги к его юбилею занялась его дочь Марина Ивановна Мозговенко.

  Семь лет назад она побывала в Соленом, на родине отца, беседовала с его земляками.  Записала многочасовые интервью с отцом, его коллегами, знакомыми и учениками, проработала  огромное количество архивных источников и  создала удивительно живую книгу, раскрывающую жизнь и творчество мастера, мировоззрение и историю отечественной музыкальной школы: «Иван Мозговенко. Соло для кларнета и не только…» (Изд. «АПЛИТ» Москва – Орел, 2014).

 В ней огромное количество фактического материала, которого хватит не на одну диссертацию (440 страниц с иллюстрациями!). К книге приложен диск с записью квинтета Й. Брамса в исполнении И. Мозговенко и квартета им. Бородина в составе: Р. Дубинский, Я. Александров, Д. Шебалин и В. Берлинский (запись начала 1970-х годов).
Особое место в книге отводится воспоминаниям об учителях – Петре Пахомовиче Подгорном и Александре Леонидовиче Штарке. Они проникнуты любовью, уважением и благодарностью людям, воспитавшим его как профессионала. А. Л. Штарк, имя которого в нашей стране незаслуженно подзабыто, предстает в полном масштабе своей личности музыканта и педагога. Вместе с Мозговенко мы прослеживаем ту связь времен, без которой невозможно самосознание музыканта, относящего себя к той или иной культурной традиции, к той или иной исполнительской школе. Здесь есть, чем гордиться, ведь Мозговенко – «творческий внук» (как он себя называет) основателя русской кларнетовой школы Сергея Васильевича Розанова, который, в свою очередь, «творческий внук» самого Карла Бермана – основателя немецкой кларнетовой школы.
Книга об И. П. Мозговенко – первая в своем роде монография, посвященная выдающемуся русском кларнетисту и педагогу. В ней собраны ценнейшие свидетельства об истории развития отечественной исполнительской школы и о том времени, в котором она пребывала. Написанная непосредственными соучастниками событий, книга открывает читателю живые образы прошедшего.

 «… На моем  классном концерте после всех учеников я выхожу с кларнетом и говорю: Прожил я немало лет – и вот уже скоро будет 90. А в итоге скажу вам: любви все возрасты  покорны, ее порывы благотворны…» Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты… и очень тихо начал играть Франческу. Все замерли…. Я с наслаждением играл и получил истинное  удовольствие. Какое счастье быть музыкантом! Я всю любовь отдаю своим  родным, и не меньше люблю своих учеников. И они это чувствуют, отвечая тем же…  Иван Мозговенко».

                Анатолий БЕЗНОЩЕНКО,