Скульптурная группа Шадова Принцессы

Алина Алексеева-Маркезин
Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850)Принцессы Луиза и Фредерика.Национальная галерея. Берлин

 Иоганн Готфрид Шадов -немецкий скульптор, художник и теоретик искусства. Представитель классицизма.
        Одним из прекраснейших образов среди женских портретов XVIII века является скульптурная группа Шадова "Принцессы Луиза и Фредерика".На ней изображены будущая прусская королева Луиза вместе со своей младшей сестрой Фридерикой. Вначале Шадов, работавший во Дворце кронпринцев, изготовил портретные бюсты сестёр-красавиц, в 1795—1797 годах была создана скульптурная группа в человеческий рост, сначала в гипсе, а затем в мраморе. Двойной скульптурный портрет получил признание у специалистов и публики, однако супругу Луизы Фридриху Вильгельму III скульптура не понравилась и была забыта на 90 лет.

 В настоящее время наряду с другим именитым произведением Шадова — квадригой на Бранденбургских воротах — скульптура «Принцессы» считается шедевром берлинского раннего классицизма и распространена в копиях различного размера и качества как художественное изделие, декоративный объект и берлинский сувенир.

        Мраморный оригинал хранится в Старой национальной галерее в Берлине. Работая над ней, скульптор выполнил сначала отдельно два бюста, а затем модель группы, которую выставил в Берлинской Академии в 1795 году. Она вызвала целую волну одобрительных и восторженных откликов. Трактовка портрета сестер не имеет аналогий в искусстве конца XVIII столетия. Она нова по замыслу. Старшая сестра, Луиза, обняла Фредерику за плечо, та прильнула к ней, словно поддерживая сестру.

            Контрапост, в котором дана фигура старшей из сестер, смело примененный здесь Шадовом, - одно из достижений этой скульптурной группы, заимствованное в античной пластике.
             По композиции эта скульптура близка также античной группе "Купидон и Психея", которую Шадов изучал в Капитолийском музее в Риме, и отчасти античной группе "Три грации", которую через двадцать лет после Шадова интерпретирует также и его большой друг А.Канова.

 Тема дружбы, духовного единения, которую Шадов воплотил в этом произведении, предвосхитила многие образы немецких романтиков начала XIX века.
           Группа стала одним из лучших произведений немецкой пластики второй половины XVIII века, ее появление рассматривалось как событие в культурной жизни Берлина и позволило фон Хайницу назвать Шадова крупнейшим скульптором своего времени.