New! Птичье молоко. Сказка ЮАР

Алексей Горшков
Перевод с английского и обработка южноафриканской сказки  «Story Of The Bird That Made Milk » из сборника Kaffir* (Xhosa) Folk-Lore: by George McCall Theal, [1886]

Это сборник народного фольклора южноафриканского племени Коса, к которому принадлежал Президент ЮАР Нельсон Мандела. Эта книга является частью культурного наследия Южной Африки  и, скорее всего, мало знакома широкой читательской аудитории.
*Кафр (черный, негр)

Давным-давно, в небольшой деревне жил очень бедный негр с женой и тремя детьми. Основной едой семьи было древесное молоко, обладающее низкой калорийностью и жирностью. Из-за скудного питания, все члены  семьи были худыми, а их кожа была дряблой и  блеклой.
Однажды, жена негра пошла обрабатывать огород. Весь день она рвала траву и складывала её в кучу, а когда солнце почти закатилось, она вернулась домой.
На следующее утро женщина вернулась на свой огород, и, к своему огромному удивлению, увидела, что вся трава, которую она вырвала, росла на прежнем месте.... Женщина снова трудилась, не покладая рук, до заката солнца, и, прежде чем вернуться домой, обложила обработанный участок земли веточками. Но тут, прилетела странная птица и запела:

Кто тебе позволил рвать траву на земле моего отца?
Не смей этого делать и убирайся домой!

И на глазах изумленной женщины, на обработанной земле вновь выросла трава.

Женщина вернулась домой и рассказала обо всё мужу. А муж её отругал:
«Ты что, меня за дурака считаешь? Птичка не может такое сотворить! Ты лентяйка и не хотела работать! Наверное, весь день спала? Убирайся с глаз моих долой, пока я тебя не поколотил!»

Но на следующее утро женщина всё же уговорила мужа прийти на поле к закату солнца. Только он пришел, как прилетела птичка, пропела свою песню, и  вся вырванная женщиной трава оказалась на прежнем месте....
И тогда негр решил поймать эту птицу и съесть, и вот что он придумал.  Он заставил жену выкопать глубокую яму, в которую он залез, оставив на поверхности только одну руку. Жена заложила яму ветками и присыпала травой....
Когда птичка прилетела, она, почему-то, села прям на ладонь негра, и как только затянула свою песню, негр сжал ладонь и схватил птичку.
Он вылез из ямы и сказал птице:
«Попалась! Сейчас я отрублю тебе голову острым камнем!»
«Я слишком важная птица, чтобы меня убить! Ведь я — птица, которая даёт молоко!»
«Ты врешь!» - воскликнул негр. Но тут он в своей ладони увидел молоко.
Негр попробовал молоко. Оно было очень вкусным и жирным, - лучше чем у самой хорошей коровы! Негр принёс птицу домой и посадил в клетку. Он пил молоко трижды в день и даже ночью пару раз вставал, чтобы попить молочка. Иногда он давал жене немного молока, но запретил ей «доить» птицу самостоятельно и не давать молока детям!
Спустя какое-то время, негр стал толстым, а его кожа стала лоснится, как масло. Его дети, глядя на папу, удивлялись:
«Почему папа стал таким толстым, а мы так и остались худыми?» - спросила братьев Думангаша, младший ребенок.
«Наверное он распух от голода, как это часто случается с людьми....» - предположил средний брат Лонгси.
«А может быть он что-то есть по ночам?» - задумчиво произнёс старший брат  Гингси.
Дети решили проследить за отцом, и увидели, как он ночью подходил к летке с птицей и требовал от неё молока, и, напившись, ложился спать.
На следующий день, женщина ушла работать на огород, а негр пошел к своему другу, чтобы поиграть с ним в свою любимую игру. Дверь дома он запер и запретил детям входить в дом до его возвращения, так что им пришлось сидеть во дворе.
Тут старший брат Гингси сказал детям:
«Сегодня мы не будем пить горький млечный сок Молоча;я (лат. Euph;rbia) . Сегодня мы будем пить молоко, которое пьёт отец, и которое сделало его таким толстым!»
Дети проникли в дом. Гингси снял с клетки покрывало и сказал птице:
«Птица моего отца, дай мне молока!»
И птица дала ему полный кувшинчик молока.
Потом птица дала молоко среднему брату, и вот дошла очередь до сестрички.
«Птица моего отца, дай и мне молока!» - сказала девочка.
А птица в ответ:
«У меня закончилось молоко. Но если ты вынесешь клетку на солнце, то у меня вновь появится молоко»
Дети вынесли клетку с птицей из дома и птица нацедила полную крынку молока для девочки. И пока девочка наслаждалась молоком, птица улетела прочь...
«Мы пропали! Отец убьёт нас!» - сказал старший брат.
«Надо поймать другую птицу и посадить её в клетку!» - предложил средний брат.
Дети стали ловить птиц, но каждая птица, которую им удавалось поймать, истекала кровью, а не молоком.
«Теперь отец точно убьёт нас! Надо бежать из дома!» - воскликнул старший брат и побежал, а за ним побежала сестричка. А вот Лонгси остался дома.
Вернулся негр, и увидев, что птица исчезла, воскликнул:
«Где Гингси и  Думангаша?»
«Мы бегали на реку, чтобы напиться. Я вернулся домой, а они остались у реки....» - сказал Лонгси.
Негр побежал к реке и быстро нашел своих детей, которые плохо спрятались. Он поколотил их, а потом повесил на дереве на сыромятных ремнях, после чего вернулся домой.
Гингси удалось выбраться из петли. Он освободил сестричку, и дети побежали, куда глаза глядят.
Они нашли пещеру у подножия горы, и стали жить в ней. В этом месте не было людей, и детям приходилось самим добывать еду. Так они жили несколько лет, пока не выросли и созрели для семьи.
Однажды, в пещеры приполз крокодил. Гингси хотел убить его, но крокодил сказал:
«Не убивай меня! Я твой друг! Пойдём в мой дом, и я дам тебе множество подарков!»
Они пришли в дом крокодила, и крокодил дал юноше множество коров и шесть корзин проса, и сказал:
«Твоя сестра созрела, чтобы стать женой. Я возьму её в жены!»
Брат привёл свою сестру в деревню крокодила и спросил её:
«Чьей женой ты хочешь стать?»
«Женой крокодила!» - ответила  Думангаша.
Тогда крокодил сказал ей:
«Подойди ко мне и оближи мою морду!»
Девушка подошла к крокодилу и облизала ему морду. Брачный обряд был совершен, и  Думангаша стала женой крокодила. А крокодил отдал в жены Гингси свою сестру.
И жили они все счастливо и не голодали.....