ВВедение в социобиологию

Виктор Ефременко
           Книга  посвящена популярному   изложению  некоторых  вопросов  новой  науки  о  человеческом  обществе -  Социобиологии.      Современный   человек  в  том  виде,  как мы  его  знаем,   не  создан  одной  только  Дарвиновской  эволюцией.  Главным  инструментом  этой  биологической  эволюции является  естественный  отбор,  приводящий  к  выработке  адаптаций  к  условиям  среды.  Адаптации,  запоминаемые  в  структурах  ДНК  в  виде  некоторого  кода,  относятся   к  строению,  физиологии  многоклеточных  организмов.  Но  с  появлением  нервных  клеток  и  мозга,    стали  возможны адаптации не  только  морфологии,  но  и  ментальности   посредством  функциональных изменений  мозга. Эти  адаптации  мозга,  изменяющие  ментальность  для  человека  оказались  гораздо  более  значимыми,  чем  адаптации  морфологии  с  помощью  генов.
                Функционирование  мозга  зависит  не  только  от  его  морфологии   и  некоторых  заданных  генами  программ,  которые  формируют  инстинкты,  но  также  от  внешних  обстоятельств,  воспринимаемых  органами  чувств организма.  Функционирование  мозга  это  функционирование  некоторой   информационной  программной  среды,  которая     становится  независимой  от  материального  носителя.  Это  легко  понять,  прибегнув  к  аналогии  с  компьютером,  у  которого  принято  различать  «Железо»  и  «Операционную  систему».
                Функционирование  мозга  постепенно  привело  к  тому,  что  некоторые  виды  смогли  вступить  на  путь  эволюционирования  намного  более  быстрый,  чем  это  наблюдается  у  других  видов  в  биологической  эволюции.  Ещё  50  тыс.  лет  назад  существовало  около  6  видов   человекообразных  приматов.  В  результате  естественного  отбора  из  них  сохранился  только  один  вид  «HOMO SAPIENS»  появившийся  около  180  тыс.  лет  назад  в  отряде  приматов    семейства  гоминид  в  Африке.   Этот  вид,   который  с  некоторых  пор  принято  называть  человеком  стал  абсолютно  доминирующим  видом  на  планете.
                Он  отличается  от  других  видов  тем,  что   адаптации  им  приобретённые   для  существования    не  морфологические(крепкие  ноги,  острые  клыки  и  т.д.)  а  функциональные.  Они  не  передаются  генами,  а  только  структурами  мозга.  При  этом  происходит  передача  полученного  в  течение  жизни  опыта  от  человека  к  человеку,  от  поколения  к  поколению,  что  категорически  невозможно  в  эволюционировании    с  помощью  генов.
                Эту  эволюцию  можно  назвать  социальной  или  культурной.  Это  эволюция  без  генов.   У  неё  должны  быть  как  у  всякой  эволюции  свои  репликаторы.  Этими  репликаторами   являются    структуры  мозга  МЭМы,  которые  не  обязательно  должны  быть  физически  обособлены.  Это  информационные  структуры.  В  компьютере  много  программ - драйверов,  которые  осуществляют  связь  железа  компьютеров  с  операционной  системой.  А  кто  может  указать,  где  физически  каждый  драйвер  находится? Указать  конкретно  те  ячейки  памяти  где  он  локализован.  Конечно  есть  программы,  которые  могут  помочь.
А  если  без  них?   Сделать  это  затруднительно.  И  микроскоп тут не  поможет.
 Поэтому  аргументы  типа:  «покажите  мне  МЭМы  в  мозгу»  не  принимаются  в  расчёт.  Мозг  не  так  понятен,  как  созданный  человеком  компьютер  и  программ - помощников  для  мозга  таких  нет  пока.
              Всеядные  философы  всё  берутся  объяснять  и  растолковывать  на  свой  лад.  От  квантовой  механики,  теории  суперструн  до  законов  социума,  смысла  жизни,  существования  добра  и  зла, возникновения  любви  и  ненависти.
 Философы  всё  объясняют  задним  числом,   что  не  имеет  какого  то  важного  значения,  но  звания им позволяет    получать.
            В  книге «Социобиология  человека»  представлен  некоторый  новый  взгляд  на  социум,  отличный  от  философского,   взгляд  биологический  и  социобиологический.  Развивается  концепция,   высказанная  Р. Докинзом,  и  ставшая  популярной   в  мире   о  существования  "МЭМов",   как  реплицирующихся информационных единиц,  подобных  репликаторам  биологической  эволюции  - генам.
               По  Р. Докинзу   МЭМ  это  идея  в  сознании.  Однако,  представление  МЭМов  как  неких  идей  в  сознании,  оказывается  не  совсем  адекватным  наблюдаемым  фактам.     Новый  взгляд  на  МЭМы,   развиваемый  в  данной  книге,  заключается  в  том,  чтобы      считать  МЭМы  не    идеями  в  сознании,  а   саморазвёртывающимися  программами   мозга,   которые  локализованы   в  местах  мозга,  недоступных  для  сознания (по  Фрейду)   -  в  бессознательном  или  в  подсознании.
           Такое    представление   термина,  позволяет  МЭМы  считать  некоторым  аналогом  генов,  объяснить   многие  факты,  выделить  два  класса  МЭМов,  из  которых  реплицирующимся  в  социальной  эволюции  может  быть  только  один. 
          Введено  понятие  МЭМнома,  являющегося  совокупностью  всех  МЭМов  данного  человека.  Показано,  что  важнейшая  характеристика  человека -  ментальность,   является  фенотипическим  проявлением  МЭМнома. 
         Таким  образом,   ментальность   в  значительной  мере  формируется социальными институтами   в  настоящее  время,  а  не  сформирована  генетикой  ещё  500  лет  назад,  как  считают  некоторые  философы.
         Они  полагают  так  только  потому,   что  культура,  поддерживая  свои  традиции,    сохраняет  некоторую  преемственность  культурных   институтов,  тем  самым,   консервируя   устоявшиеся  представления  и  создаёт  иллюзию,  что  ментальность    такая  же    стабильная  сущность,   как  созданная  генами  морфология  организма.  Но  это  не  так.
              Ментальность  не  разлита  в  общественном  сознании,  как  любят  писать  философы,   а,  являясь  фенотипическим  проявлением  МЭМов,  локализована  в  структурах  мозга   человека  и  формируется окончательно здесь  и  сейчас.  Она  несёт  в  себе  как  проявление  генетики  далёких  предков,  так  и  средовое  воздействие  социума.
                Приведены  примеры,  указывающие  на  реальное  существование  МЭМов,  проявляющееся  в  виде  старческого  слабоумия,  болезни  Альцгеймера  и  формирования таких  паттернов  поведение    живых  существ,  которые  невозможно  объяснить  адаптациями  в  генах,  вызванными  естественным  отбором. 
               В  постэмбриональный   период  представителя вида  с  развитым  мозгом  полномочия  генов  по  определению  некоторых  сторон  поведения  берут  на  себя  МЭМы.  Иными  словами,  гены  в  социальной  эволюции  «делегируют»  некоторые  свои  полномочия  МЭМам.
                Сформулированное в книге  понятие  разума  позволяет   объяснить  причины  и  неизбежность  социализации  Homo  Sapiens    и  превращения  его  в  человека.

              Социобиология  не  даёт  ответа  на  локальные  вопросы  поведения  человеческих  особей,  как  психология.  Она  похожа  на  термодинамику.  Отвечает  на  глобальные  вопросы,  если  их  правильно  ставить,  исходит  из  тех  принципов,  которые  обнаружены  в  природе,  а  не  выдуманы  в  кабинетах.
             Подобные  вопросы  ставил  Л.Толстой  в  «Войне  и  мире»  и  не  смог  дать  на  них    ответа.  Обычно  читатели  пропускают  эти  места  в  романе,  считая  их  бессодержательными.
             В  науках о  человеке  между  психологией  и  генетикой  расположена  огромная  пустыня.    Она,  очевидно,    должна  быть  заполнена.  Ведь  эти  науки  объединяются  идеей   эволюции.   Поэтому  понятие  о  МЭМах,  их совокупностях  и  их  фенотипическом проявлении  в  виде  ментальности  может  помочь эту  брешь  заполнить.
                Книга  написана  в  попытке  найти  некоторые  универсальные  подходы  для  решения    вопросов   относящихся  к  социальной  эволюции,  т.е.  развитию  человеческого  общества.  В   какой  степени  и  можно  ли  вообще  влиять  на  траекторию  развития  человека,  как  природного  вида?
 
              Дарвиновская  теория или  модернизированная  теория,   называемая  синтетической  теорией  эволюции,    не  может  быть  применена   для  анализа  поведения  человека   непосредственно,  поскольку человек  развивается в  основном  не  на  траектории  биологической  эволюции,  а  на  траектории  социальной  (культурной)  эволюции.  Вся  окружающая  нас  цивилизация  это  достижения  социальной (культурной) эволюции. 
Иногда  поведение  человека  предлагается  анализировать  исходя  из  закономерностей  установленных  этологией (наукой  о  поведении  животных).  Но  такой  подход  не  учитывает :
1.  Что  разум  человека,  его  коммуникативные  способности  качественно  иные,   чем  у  других  животных.
2.  Степень  социализации  человека  тоже  намного  больше,  чем  даже  у  эусоциальных сообществ  муравьёв,  пчел  и  других  насекомых  из  отряда  перепончатокрылых.
3.  Делать  выводы  о  функционировании  суперкомпьютера  на  основе  изучения  устройства  калькулятора  не  совсем  правильно.

             Человека  уже   нельзя  считать  просто  представителем  отряда  приматов, хотя  генетически  это  так.  Его  приходится  признать  неким   особым многоклеточным  организмом,  эволюция  которого  носит  другой  характер  и  осуществляется  другими  репликаторами.
             В  книге  подробно  показаны  причины,  почему  человека  нельзя  уже  рассматривать  в  эволюционном  плане  как  представителя   приматов  или  других  животных,  в  рамках  биологической  науки,  а  для  него  требуется  рассмотрение  в  рамках  социобиологии.  Поэтому  социодарвинизм,  как  попытка   применения  исключительно  биологических  закономерностей  для  объяснения   поведения  человека  несостоятелен.
   
            Хотя  мы  по  морфологии  типичные  обезьяны,  но  развиваемся  на  разных  эволюционных  траекториях.   Приведен  ряд  фактов,  которые  наблюдаются  экспериментально,  показывающие  отличия  и  сходство двух  эволюций.
              Эволюция не создает новых конструкций «с чистого листа», она меняет  старые конструкции  так,  чтобы каждый этап этих изменений был приспособительным. Эволюция  действует  «Шаг  за  шагом»  и  любой   шаг  должен   повышать приспособленность её носителей   или,  хотя бы,  не снижать её.    Принципы,  движущие  силы  эволюции  на  отдельных  её  этапах  схожи,  так  что  аналогии  биологической  эволюции  с  эволюцией  социума – культурной  эволюцией  не   должны  вызывать  удивления.
              В  любой  эволюции  живого  непременно  имеются  некоторые  обязательные  атрибуты. Одним  из  таких  атрибутов  является  репликатор.   В  биологической  эволюции репликатором  является  ген,  а  в  социальной    МЭМ.  Отличия  репликаторов  приводит  к  тому,  что  траектории  двух  эволюций  расходятся.
                В  последнее  время   предприняты  многочисленные  работы   по  моделированию   биологической   и   даже  социальной эволюции   и  получены  обнадёживающие    результаты.   Для   моделирования  нужны   адекватные  модели  действительности. 
                Хотя  мы  все  в  школах  учили  что-то  про  тычинки  и  пестики,  но  основные  идеи  эволюционного  учения  не  слишком  хорошо  там  преподносились.  Учитывая  факт,  что  в  настоящий  период  в  России,  наблюдается  откат  от  научных  представлений  в  пользу  религиозных  и  всякого  мракобесия   позиции  научного  миропонимания  ослаблены.  Возможно  поэтому,  некоторые   полагают,  что  учение  Ч.  Дарвина  об  эволюции  давно  пересмотрено  и  выброшено  на  помойку.  Ведь  сейчас  всё  так  быстро  меняется.  Поэтому   первые  главы посвящены  рассмотрению  некоторых  принципов  биологической  эволюции,  которые,  на  мой  взгляд,  должен  знать  каждый  человек  и  которые  понадобятся  для  усвоения  принципов  социобиологии.