Чеченец

Виктория Белькова
                (Рассказ паломника)


                Милостью Божией случилось мне побывать в Оптиной пустыни. Оптина – духовная сокровищница русского Православия. Еду по дорогам Калужской области и сам не верю своему счастью, что через каких-то несколько часов ступлю на землю, по которой ходили святые оптинские старцы: Амвросий, Варсонофий, Лев, Нектарий. Смогу поклониться убиенным на Пасху 1993 года иеромонаху Василию и инокам Трофиму и Ферапонту. Вспоминаю страницы книги «Красная Пасха», которую написала недавно почившая Нина Павлова. Когда-то давно эта книга попала мне в руки и до сегодняшнего дня остается одной из любимых.

                На заднем сиденье спит шестилетний внук Егорка. А я удивляюсь высоченным, местами с человеческий рост, травам, которые, как море, колышутся по обеим сторонам дороги. Вот славный был бы сенокос!  У нас в Сибири, конечно, такого сена не накосишь. А здесь, похоже, и косить-то некому.  Куда глаз ни кинь – ни одного трактора, только изумрудная зелень волн.

              Егор проснулся и завертел головой:

– Дед, а дед, я есть хочу!

– Потерпи немного, скоро остановимся и перекусим.

Дочка в дорогу наготовила бутербродов, пакет с которыми лежал на сиденье рядом с Егором. Прошло около получаса, когда на трассе встретилось подходящее место для остановки. Остановил машину, поворачиваюсь к внуку:

– Ну, давай перекусим!  Где там мамин пакет с бутербродами?
Егор покраснел и потупил глаза:

– Дед, а бутерброды я съел…

– Все?!!

Егорка еще больше покраснел:

– Угу.

– Да, дела, – почесал я затылок и улыбнулся, – сам виноват, нашел кому продовольственные запасы доверить! Ладно, значит надо мне попоститься. Мы с тобой все-таки паломники как-никак. Да?



                ***

            Оптина встретила нас величественными храмами и пустынными аллеями. Не могу описать, какая там благодать и красота. Оказывается, все на вечерней службе, и трудник, проходивший мимо, указал нам дорогу к собору. Аллея, окруженная множеством цветущих клумб, привела к храму. Из открытых дверей доносилось молитвенное песнопение. Люди входили и выходили из храма. Были среди них паломники и просто экскурсанты.

                Мое внимание привлек человек, стоявший недалеко. Пока я наскоро читал молитву пред входом в храм, успел его рассмотреть. Он стоял, молитвенно склонив голову, у самого входа в притвор, лицом к храму, но внутрь не входил. Левая рука перебирала длинные четки. Черная бородка и весь его облик выдавали в нем человека с Кавказа. Кто он? Паломник? Трудник? По виду можно было бы назвать его мусульманином. Но нет, вот же крестится, как православный, и почему-то не входит в храм. Считает себя недостойным?

                Так, теряясь в догадках, зашел я внутрь, ведя за собой Егорку. После службы мы с внуком выходили из храма почти последними. Чернобородый все еще стоял у двери. И я решил спросить его, как найти могилки убиенных иноков Трофима, Ферапонта и иеромонаха Василия? Так мы разговорились, и мой новый знакомый поведал мне свою историю.



                ***

               Он действительно бывший мусульманин, чеченец по национальности. После школы приехал учиться в Москву, позже занялся своим строительным бизнесом. Дела шли неплохо. И все бы ничего, только по непонятным причинам заболели ноги. И сколько ни обращался к врачам, болезнь только прогрессировала. Вскоре он совсем не мог ходить. Намучившись со своим недугом, изведя кучу денег на лечение, которое не принесло облегчения, как к последней надежде, можно сказать, приполз он в Покровский монастырь в Москве, к мощам блаженной старицы Матроны Московской.
 
             В монастыре разговорился со священником, который посоветовал ему принять святое крещение и поехать в Оптину пустынь. Знакомые привезли болящего в Оптинский монастырь. После крещения недуг отступил. И теперь этот парень ни на шаг от храма. С родственниками пришлось порвать все связи, они, конечно, не поняли его душевного порыва. Но парень, по его словам, нисколько не жалеет о случившимся. Хотелось мне еще с ним поговорить, но нам с Егоркой пора было домой.

           Расстались мы по-приятельски, можно сказать по-братски. Всю обратную дорогу думал я о своем новом знакомом. И удивлялся величию и безграничности милости Божией. Изливается она, как солнечный свет на всех людей. Только обратись к этому Свету с надеждой и верой - и Он утешит, ободрит, по-отцовски приласкает, исцелит.