Умом машинным не понять

Анна Гале
 Седеющий человек с бородкой взволнованно потер руки. 
Он трудился над своей чудо-машиной несколько лет. Наконец, искусственный мозг научился распознавать разнообразные звуки, многие слова и выраженные в человеческих голосах эмоции, а главное – научился делать выводы из услышанного. Сегодня решающая ночь! Через неделю после этого эксперимента изобретатель представит свое детище на международной научной конференции. 
Устройство выглядело просто, почти как планшет, только с круглой кнопочкой сверху. Ученый взволнованно вздохнул, снова потёр руки и, помедлив, надавил на кнопочку.
Экран засветился.
– Доброй ночи! – произнёс седеющий человек и посмотрел на часы.
"ВЕЖЛИВОЕ ПОЖЕЛАНИЕ СПОКОЙНЫХ СНОВ", – высветилось на экране.
Изобретатель нежно погладил серый пластиковый бок своего детища и застыл в ожидании.
За несколько часов чудо-машина распознала сигнализацию автомобиля, лай собаки, плач младенца, шелест листьев, шаги под окном и даже храп супруги ученого, иногда доносившийся из соседней комнаты. Всё шло как нельзя лучше. В три часа ночи изобретатель в очередной раз сладко зевнул. Искусственный разум работал без сбоев, опыт полностью удался. Теперь, пожалуй, можно и вздремнуть.
Палец потянулся к кнопке и неуверенно застыл над ней. Человек покачал головой. Нет, пожалуй, для чистоты эксперимента стоит оставить машину поработать ещё какое-то время.
Ученый вышел в другую комнату. Через пару минут он уже богатырски храпел дуэтом со сладко всхрапывавшей женой.
Спустя час ночную тишину во дворе нарушил женский голос:
– Та-ак, и чего это я, как дура, там стою?!
– А я чего, как дурак, тут сижу? – невнятно ответил мужской голос с лавочки перед подъездом изобретателя.
Задремавший было экран чудо-машины засветился, на нём появилась новая надпись: 
"ССОРА".
– Не знаю, чего ты тут расселся, когда я тебя там ждала-ждала!..
Мужской голос тихо, настойчиво, но ещё более невнятно что-то забубнил.
"СВИДАНИЕ, – поправилось изобретение и добавило: – ЛАЙ СОБАКИ".
Под яростную поддержку бультерьера, чуть не выпрыгивавшего с балкона второго этажа, тот же женский голос заверещал на октаву выше:
– Всё! С меня хватит! Собирай свои манатки и катись отсюда! 
Мужской голос продолжал бубнёж.
– Я сказала, собирай манатки и катись! – рявкнула женщина. – Я повторять не буду! Убирайся, видеть тебя не хочу! Мое терпение кончилось!
"СЕМЕЙНАЯ ССОРА, – поразмыслив, выдала машина. – РАЗВОД?" 
– Уходи, я сказала! Я уважаю тебя, как мужчину, но на этой лавочке ты сидеть не будешь, потому что на ней сижу я!
Мужской голос снова что-то забубнил.
– И нечего трогать меня руками, а то... – женщина разразилась новыми для искусственного разума выражениями.
Подумав, машина выдала: 
"НАСИЛИЕ?"
Дослушав тираду до конца, искусственный разум добавил: 
"ФЛИРТ".
Проснувшийся от ночного шума голубь пролетел в темноте над головами нарушителей покоя, щедро выдав по дороге всё, что накопилось в птичьем желудке.
Двор огласили неожиданно чёткие и энергичные мужские ругательства, а затем дурашливый женский смех:
– Это он тебя за меня наказал!
"МЕСТЬ", – сделала вывод умная машина.
По асфальту требовательно и часто застучали крупные капли дождя, листья деревьев радостно встрепенулись. Дом вздохнул с облегчением: сейчас прохладный душ выгонит со двора скандальную парочку.
Однако меньше, чем через минуту, из-под козырька подъезда послышалось пение, громкое, вдохновенное и фальшивое:
 
– Льет ли тёплый дождь,
Падает ли снег,
Я в подъезде против дома
Твоего стою-у-у...
 
Искусственный разум застрочил: 
"ШУМ ВОДЫ  
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС  
СЕРЕНАДА"
Машина начала нагреваться. 
Пение оборвалось, и женский голос истошно завопил:
– Я тут, значит, пою, стараюсь, а ты спишь?! Чего на бетоне улёгся? А ну вставай!
"СКАНДАЛ.  ЗВУКИ УДАРОВ".
– Вставай, горе моё, пошли домой!
Заскрипела дверь подъезда.
– Не можешь идти, так хоть ползи,– продолжал женский голос. – Не могу же я такого такого кабана на себе тащить!
Умная машина печально задымилась, экран погас.
Наутро поменявший несколько деталей изобретатель с возрастающим интересом читал отчёт о звуках, отмеченных машиной с четырёх до полпятого утра. Похоже, детище учёного столкнулось с серьёзной человеческой драмой, недоступной пониманию искусственного разума. 
Учёный покачал головой. Какая досада, что окна спальни выходят на другую сторону дома. Надо будет узнать, что за бурные страсти кипели во дворе перед рассветом. 
К сожалению, этот эксперимент нельзя считать полностью удавшимся. На конференции учёный свою умную машину, разумеется, представит, но над искусственным разумом ещё придётся поработать.