Запретная кнопка

Ильдар Гайнанов
Чёрт меня дёрнул нажать эту кнопку. А ведь предупреждали меня много раз, мол, не вздумай, погибнешь. А зачем она тогда существует? Кто и для чего её сделал? Никто мне не хотел ответить на этот вопрос. Или не знал ответа. Переводили разговор на другие темы. А любопытство – сами знаете, это такая коварная штука, не зря говорят: «запретный плод вкуснее»… И ведь не скажу, что причины какие-то особые были, что разочарован я был в жизни напрочь и решил с отчаяния её нажать, мол, а пошло оно всё… Ну, очередной неудачный роман на фоне других мелких неприятностей, с кем не бывает? Зачем было напиваться так и давить спьяну на эту заразу?

Вообще-то я с детства был дисциплинированным и послушным. Правильным таким. Можно – значит можно, нельзя – значит нельзя. Взрослым виднее.
- Шарф завяжи!
- По лужам не бегай!
- С Васькой не играй!
- Садись за уроки, я через час проверю!
- По коридорам не носитесь!
- Помоги бабушке перейти дорогу!
- Скоро экзамены, а ты в кино?
- Целыми днями за компьютером сидишь, смотри как спину согнул. Спортом бы занялся лучше…
- Поможешь мне обои клеить?
- Разговорчики в строю!
- В рабочее время посторонними делами и разговорами не заниматься!
- Здесь проезд закрыт, знак не видите?
- По дороге с работы зайди в продуктовый, вот тебе список, а то что-нибудь да забудешь.
- В субботу все идут на выборы, неявка – увольнение, приказ директора…

Я всегда следовал принятым в обществе правилам и законам. Они ведь для того и существуют, чтоб их исполняли, а иначе наступит бардак и анархия, так ведь? Жизнь моя протекала гладко, без особых неприятностей и стрессов. Полноценная семья, хорошая школа, престижный ВУЗ, интересная хорошо оплачиваемая работа, меня окружали интересные люди, я пользовался успехом у девушек, что еще надо молодому человеку для счастья? Мир вокруг был благополучным, безопасным и разумно устроенным. Говорят, раньше всё было не так, но я это время не застал. Молодёжь развлекалась и путешествовала. Каждый норовил похвастаться очередной поездкой куда-либо, выставлял в сеть фотографии и видео. А если что-либо в жизни складывалось не так, то на этот случай существовало гениальное изобретение всех времён и народов, устройство со сложнозапоминаемым названием «транс-граничный мультипликатор пространственно-временных структур с возможностью воспроизводства  реликтовых состояний и возврата информационных последовательностей», в народе «машина времени». Ты можешь  вернуться назад в любой момент, который сам выберешь. Если же происходит несчастный случай со смертельным исходом, то возврат происходит автоматически, ибо жизнь каждого человека бесценна и потому она под защитой. Система безопасности, встроенная в чип, введённый в тело человека, мгновенно реагирует на опасность и переносит его на несколько минут или часов назад, безопасный временной интервал, объясняя причину. Вообще мы с самого начала окружены массой всевозможных устройств и приспособлений, максимально облегчающих жизнь, освобождающих самый ценный для человека ресурс – время. Его каждый тратил в меру своих интересов и потребностей. Кто-то занимался творчеством, созиданием чего-либо нового, но большинство предавалось развлечениям и праздному безделью. В любом случае труд был лёгким и радостным, доставлял удовольствие и в этом смысле мало отличался от игры.

Ещё одно гениальное достижение человечества – победа над старостью. Не то, чтобы люди не менялись с возрастом совсем, но эти изменения постепенно замедлялись и в конце-концов практически останавливались, позволяя каждому выглядеть и чувствовать себя зрелым и состоявшимся, но здоровым и сильным. Как следствие, семьи редко рано обзаводились детьми и их было всегда мало. Какой смысл себя обременять сейчас, если впереди почти вечная жизнь в молодом теле?
Я уж не говорю про всякие там мелочи вроде болезней. Их практически нет. Простудиться, конечно, можно, но серьёзные недуги давно в прошлом, как и инфекции.

Иногда я задумывался, кто и когда всё это изобрёл? Создал? Внедрил в нашу повседневную жизнь? Где, в каком месте и кем производятся все те многочисленные блага, что нас ежедневно и повсеместно окружают? Откуда берётся еда, одежда, транспорт, бытовая техника, всё то, что мы потребляем ежедневно? Лично я не видел ни одного завода, ни одного поля, засаженного какой-либо культурой. Может, это всё расположено где-то в другом месте, в какой-то промышленной зоне, куда не принято ездить, если ты там не работаешь? И кто там и зачем будет работать, если это скучно и не интересно? Впрочем, какая разница? Мир вокруг тебя существует, кто-то позаботился о том, чтоб он был удобным и безопасным – и слава богу. Огромное ему за это спасибо. А нам остаётся всем этим пользоваться и радоваться жизни.

Что же такое со мной случилось? Почему внезапное окончание очередного романа так меня зацепило? Отчего поблекли краски, померк свет и время остановилось? Что заставило меня метаться, не находя себе места, а сердце бешено биться, отдаваясь болью в висках? Неужели я на сей раз по-настоящему влюбился? И ведь все так буднично начиналось. Ничего не предвещало.

Вы, конечно, спросите меня, так какие проблемы, парень? Переместись по времени до момента вашего знакомства, может, все по-другому сложится, не встретитесь. Если бы всё было так просто! Назад мы попадаем с нашей имеющейся памятью. Это специально, чтоб ошибок не повторять. Вроде бы разумно, но в моём случае это делает возврат бессмысленным. Я же всё равно буду её любить! Всё равно придётся мучительно долго приходить в себя, да ещё и заново проживать уже прожитую жизнь, ждать, когда она закончится и начнётся что-то новое.

Я пытался уйти от реальности в виртуальность. Путешествовал по другим мирам, жил чужой жизнью. Это ничего не даёт, тоску носишь с собой и она давит на тебя, как многотонный пресс. Пытался уехать, сменить обстановку, становится немного легче, но проблемы не решает. Остаётся анестезия алкоголем или другими средствами, расширяющими сознание. Мир на время снова становится ярким, жизнь как будто опять обретает смысл, остаётся только его понять. Чтобы утро не было таким серым и бессмысленным, надо снова подлечиться. Главное – пройти по лезвию бритвы, когда слева – серость и апатия, а справа – чёрное беспамятство. Это мастерство, которое надо поддерживать. Это опыт, который сын ошибок трудных.

Что бы ты ни делал, мысль возвращается к одному и тому же. За что? Что я сказал или сделал на так? А если бы я вёл себя иначе, могло бы быть всё по-другому? И вот, после очередного мозгового штурма я решился. Была – не была! Так я попробовал исправить всё в первый раз. Вернулся на месяц назад. В прошлый раз я допустил одну бестактность, так, случайно, сказал не подумав. В этот раз я был внимателен. Осторожен в словах. Сдержан. Кончилось тем, что меня просто проигнорировали. Сказали, что любят смелых и безбашенных, а я слишком мягок и нерешителен. Потерпев первую неудачу, я не отчаялся. Во второй раз я был стремителен, неистов и нагл, получил обвинение в вульгарности и распущенности. В третий раз был весел, остроумен и в меру легкомыслен, но опять не угодил. Шутить я, оказывается, не умею и анекдоты рассказывать тоже. В четвёртый раз я был интеллектуалом, в пятый – изысканным соблазнителем, в шестой… уже не помню… Ничего не получалось. Лучше всего было в самый первый раз, когда я был самим собой. Но ведь именно от этого я и убежал!

Может, я плохой актёр. Люди всегда чувствуют, когда игра, а когда по-настоящему, а, значит, это был не выход.  А где же он? Я стоял перед машиной времени в маленьком, закрытом от посторонних глаз помещении и рассматривал трёхмерные движущиеся картинки, висевшие в воздухе передо мной. Каждая из них соответствовала какой-то точке времени в моём прошлом. Что выбрать на сей раз? Ведь должен же быть какой-то выход! И вдруг взгляд упал на голограмму красной кнопки, просвечивающую сквозь нижний ряд иконок, с неяркой жёлтой надписью «Exit». Вот оно! Выход! Но куда он ведёт? Мне говорили, меня предупреждали, что этого ни в коем случае не надо делать, на неё решаются надавить только совсем потерявшие веру в себя и своё будущее люди, уставшие от жизни, которые хотели бы из неё уйти. Самоубийцы. Нажать на неё – значит умереть! Но как может это произойти, интересно? Она же ведь такая маленькая и невзрачная, висит себе в заднем ряду снизу, какие механизмы  и устройства она приведёт в действие? Неужели из передней панели машины времени высунется дуло и выстрелом в упор покончит со мной? Бред какой-то. Эй, люди, кто-нибудь на неё когда-нибудь нажимал? Отзовитесь? Что, никто не пробовал? Что вы сказали? Тот, кто попробовал, тех с нами нет?

Мысль о кнопке запала мне в голову и я никак не мог её от себя отбросить. А, может, это всё неправда? Розыгрыш? Ну что машина может со мной сделать? Переместить на 4 миллиарда лет назад, когда на Земле не было кислорода, а атмосферное давление было в 100 раз сильнее? Это, конечно, мгновенная смерть. Ну, и ладно. Ну и пусть. По крайней мере, не будет боли и безысходности. Наступит мрак. Покой. Вечность. Интересно, а сны будут? В снах всегда всё по-другому, там совсем другой мир, полный чудес, только мы им никогда не удивляемся, всегда всё воспринимаем за чистую монету, как будто всё так и должно быть. Потом, при пробуждении, мы их обычно забываем, но некоторые почему-то помним всю жизнь. Я вот такой запомнил. Как будто лежу я в каком-то колодце или яме, в воде, а надо мной четырёхугольный проём и в нём три человеческие фигуры на сером фоне. Кругом полумрак и лиц не видно. А потом проём закрыла выдвинувшаяся сбоку плита и стало темно. Когда же я его видел? Очень давно, в раннем детстве. Сколько себя помню, всегда со мной было это воспоминание. Очень странный сон. Что это, похороны? Почему в воде? Кто эти люди? Близкие родственники? Ангелы смерти?

Потерпев очередное фиаско в попытках изменить свою судьбу, я снова стоял перед машиной времени, разглядывая иконки. Какую выбрать? С чего начать на сей раз? Кем быть? Я находился в стадии второй кристаллизации по Мопассану, заключающейся, если вы помните, в самоубеждении: нет, она меня любит! В глубине её души растёт тяга ко мне, просто на сей раз надо немного по-другому себя вести, надо ей сильнее понравиться, надо завоевать её внимание, надо её увлечь. Я должен быть таким, как надо, говорить о том, что ей интересно, предвосхищать её мысли и желания. Внезапно взгляд снова упал на кнопку «Exit». Ну, нет! Только не это! Я ещё не выкурил свою последнюю сигарету! Ещё теплится в душе надежда, что всё можно изменить.

В последний раз я пришёл на это место изрядно набравшись. Уязвлённое самолюбие молотом стучало в грудь, бешеный смерч самых шальных мыслей с рёвом носился у меня в голове. Посасывая водку из горлышка я с отвращением глядел на цветные мелькающие картинки, двоившиеся и расплывающиеся перед взором. К чему они? Только силы и время впустую тратишь и ещё больнее себе делаешь. Жизнь превратилась в сплошную пытку, которой не было видно конца. Взять всё да и покончить со всем. Одним махом. Обрубить канат, которым ты привязан к горящему пирсу. Захлопнуть дверь, закрыв проём, из которого пышет жаром. Воспарить над ревущей в пламени Землёй и устремиться в прохладу небесных сфер и звёзд. Рука сама потянулась вперёд…


Долгий сон. Я никак не мог проснуться. Наконец-то тихо, темно и так спокойно-спокойно. Хочется лежать так вечно и наслаждаться покоем. Ну, наконец-то! Как же я устал! Как мне нужен был такой сон! Просто темнота, тепло и нега.
Не помню, когда, открыв в очередной раз глаза, я увидел, что темноты больше нет. Впереди надо мной слабый рассеянный свет. Никак не могу сфокусировать зрение, разглядеть предметы вокруг, или их просто нет? Пробую пошевелиться, тело слушается, но с трудом. Руки почти не сгибаются. Голова с каким-то скрипом поворачивается на шее. Что за чёрт? Как я тут оказался? Ничего не помню. Не надо было так напиваться. В носу какие-то трубочки. И в ушах. И во рту. Какие-то присоски на лбу, груди, да и вообще по всему телу. С большим трудом я их отдираю, руки с трудом слушаются, пальцы не хотят сгибаться. Выплёвываю трубку, она длинная, какая-то очень сложная, состоит из нескольких других труб, поменьше. В рот попала вода, в которой я лежу. Солёная, как слёзы. Я что, наплакал целую ванну? Улыбаюсь своей шутке, пытаюсь вылезти наружу. Тело не сгибается и оно такое тяжёлое-тяжёлое. Мы что, на Юпитере, что ли? Откуда здесь такая гравитация? Наконец переваливаюсь через край и со стоном падаю на пол. Он холодный и твёрдый. Ушибся. Больно.

Откуда у меня такие длинные волосы? Боже мой, да они как у русалки, я даже не могу измерить их длину! Я лежу на полу, а волосы остались в ванне. И борода. Она-то откуда, я же ведь бреюсь! Да еще такая густая и длинная! Мне что, её приклеили? А ногти! Боже мой! Как у вурдалака из фильма ужасов! Полметра, не меньше! И руки! Почему они такие худые? Как плети, обтянутые кожей. Что со мной? Я сплю? Да нет же, вот щипаю себя со всех сторон, ничего не меняется. Пытаюсь встать. Не тут-то было. Ноги подкашиваются, падаю.

Надо осмотреться, подумать, тогда уже действовать. Оглядываюсь. Вокруг меня такие же саркофаги, как мой собственный, из которого я только что выполз. Сколько их? Не знаю. Для того, чтобы сосчитать, надо подняться.
Ползу вперёд по-пластунски. Холодный пол вызывает озноб, волосы цепляются за каждую ерунду. Сколько еще ползти? Когда закончатся саркофаги? И вообще, что это за здание? Вытрезвитель нового типа? Процедурный кабинет в инновационной наркологической клинике? Не слишком ли он велик? У нас что, алкогольная эпидемия?

С трудом доползаю до какого-то коридора. Здесь сквозняк сильнее. Дрожу от холода. Надо бы не забыть, как вернуться, там хотя бы тёплая вода, можно согреться. Смотрю налево-направо, никого. Поползу направо, пожалуй. Надо намотать волосы на кулак, чтоб не мешались. Суставы скрипят, как ржавые дверные петли. Кожа сдавливается между полом и костями и болит. Стыки плитки царапаются до крови. Хорошо, что меня никто из моих друзей-знакомых не видит. Голый скелет полирует рёбрами бетонный пол. Какая-то дверь. Бытовка, что ли? Интересно, откуда свет? Ламп никаких не видно. Впереди раковина и над ней зеркало. Ползком, ползком, потихонечку вперёд. Так. Сперва левой рукой за трубы уцепиться, потом правой, потом приподняться. Ещё немного. Ещё… Альпинисты на Эверест с меньшими усилиями поднимались, наверное. А ведь я когда-то двадцать раз подтягивался на перекладине! Что со мной случилось? Почему руки от напряжения трясутся?

Вот он, край раковины, наконец-то. Страшно заглянуть за него. Что там, в зеркале? Какая страшная тайна мне приготовлена? Что я в нём увижу?
Ещё одно усилие. Я поднимаю глаза.

На меня, не мигая, смотрело страшное косматое чудовище. Тощее, как узник Освенцима, с белой-белой кожей с синими прожилками, обтянувшей кривые шишковатые кости и суставы. В паутине волос и морщин два глаза, как паука, в них – ужас. В них безумие и страх. Несколько секунд мы с ним смотрели друг на друга, не веря собственным глазам. Это кто, я?!!! О, господи!
Руки соскользнули с края, не выдержав напряжения, и я рухнул вниз. Резкая боль заставила очнуться от шока. Где я? Кто я? Что мне делать? Как мне вернуться назад в свою жизнь?

Разворачиваюсь, ползу обратно. Торчащие во все стороны кости и суставы исцарапаны и ноют. Ногти мешают передвигать ладони. Я пытаюсь их отгрызть. Зубы болят с непривычки. Вот он, вход в зал, где находится мой саркофаг. Если я сейчас в него не заберусь, то замёрзну. Голый, мокрый, на холодном полу и сквозняке. Саркофаги стоят рядами. Какой из них мой? Чёрт, я забыл посчитать проходы. Кажется третий. Или четвёртый? Поворачиваю в третий. Какой огромный зал! Нет, это не мой проход, я слишком долго ползу. Возвращаюсь. Руки и ноги закоченели и слушаются с трудом, тело трясёт от озноба. Пол вроде бы чистый, значит, здесь убирают. Где же люди? Кто-нибудь! Помогите!

Всё-таки четвёртый. Вот мой саркофаг, крышка набок, сбоку монитор, на нём какие-то буквы и цифры. Пытаюсь разобраться. Меню на английском. Уже хорошо. Что бы я делал, если бы увидел китайские иероглифы? Собираю мысли в кулак, думаю. Ну хорошо, вот сейчас я пойму как его запустить снова, крышка закроется, а я останусь здесь. Надо сперва залезть вовнутрь, всунуть все трубочки куда положено, прилепить присоски обратно (кстати, а какую куда, их же тут десятка два?) и только потом стартовать. То есть без посторонней помощи мне с этим не справиться.

Перспектива остаться замерзать на холодном полу меня совершенно не устраивала. Я решил забраться внутрь, лечь в тёплую воду, согреться, а там видно будет. Ещё несколько титанических усилий по поднятию своего тела до уровня края саркофага и я перевалился через его край и соскользнул вниз. После ледяного пола и сквозняка вода кажется раем. Гравитация не придавливает тебя, тепло обволакивает и усыпляет. Даже царапины перестают болеть. Вот бы заснуть и проснуться дома. И всё забыть. Проклятая кнопка! Ведь говорили же мне! Предупреждали!

Не знаю, сколько я продремал, но мне показалось, что вода остывает. Ну конечно! Её же перестали нагревать! Если я не пойму, как включить установку, то замёрзну. Как неохота вылезать наружу! Переваливаюсь через край, пытаюсь встать на ноги, уж очень больно падать на пол. Ноги подкашиваются, я приседаю, прислонившись к стенке саркофага. Пару минут отдыхаю, тяжело дыша. Потом заставляю себя развернуться и посмотреть на экран. Сенсорный монитор. Сверху псевдокнопки с надписями, снизу символическое изображение саркофага, некоторые узлы закрашены серым, некоторые яркие, некоторые мигают. Поди, разберись! Тычусь в меню. Оно большое и очень разветвлённое. Половина опций не понятна. Тут можно часами блуждать. Нет, так не бывает! Всё должно быть гораздо проще! В идеале должны быть 2 кнопки: «Start» и «Stop». Ну, может еще что-нибудь. Зачем прятать их в меню? А, может быть, есть еще какой-нибудь пульт или панель управления с кнопками? Обползаю вокруг, ничего похожего не нахожу. В отчаянии начинаю тыкаться пальцами в изображение узлов саркофага на экране. Вот оно! При нажатии на картинку появляется меню с выбором режима работы его. Всё равно ничего не понятно. Что включать, а что нет и какой режим выбрать, если включать? Здравый смысл подсказывает, что лучше ничего не менять. В отчаянии ткнул пальцем в свободное место на экране, появилось долгожданное меню запуска. «Start», «Stop», «Auto», «Manual». Напротив «Auto» стоит галочка. Понятно, устройство работает в автоматическом режиме. Нажимаю «Start», меню исчезает, картинка на экране преображается. Замигали контуры различных узлов, процесс пошёл. Из последних сил забираюсь обратно в ванну, собираю в кучу все присоски, пытаюсь понять, куда и какую из них прикрепить. На них номера, больше ничего. А чего я, собственно, ждал? Что на каждой будет инструкция по установке с указанием места крепления? Те, кто этим занимается, знают её наизусть. Пытаюсь вспомнить, где они были, откуда я их отдирал. Две на висках, четыре на лбу, это точно. На груди были еще несколько. Вот и следы от них. Остальные по всему телу, даже на спине. Сам я не смогу ни найти места их установки, ни прилепить их к себе… Хорошо, что вода снова стала нагреваться… Есть охота и пить… Ещё немного и я начну пить воду, в которой нахожусь…
Прошло минут двадцать, ничего не происходило. Вылезаю снова. На экране появилась надпись «Communication Fault». Всё ясно. Устройство меня не видит. Надо установить присоски на место. Сделать это некому, вокруг никого. Ползать в поисках обслуживающего персонала нет никакого желания. Здесь хотя бы тепло. Я полежу, пожалуй, немного, а потом уже буду думать, что дальше делать. Здесь так хорошо… В глубине электронно-механического чрева саркофага едва заметное гудение. Оно усыпляет… Я так устал… Мне хорошо… Хорошо… Хорошо… Хорошо…


Уже день, а я только глаза открыл. Голова раскалывается, слабость во всём теле, во рту кошки всю ночь гуляли. На недопитую водку смотреть не могу, сразу иду в душ. Задрав голову ловлю ртом горячие струи. Вот так стоять бы весь день, согреваясь и очищаясь, наслаждаться и ни о чём не думать! Что-то новое со мной. Забытое. Как-то легко всё и просто. Стоп! Я о ней не думаю! Точнее, думаю совсем не так, как раньше. Ну, есть она, и ладно. Пусть себе живёт. Я свободен!

Вытираясь полотенцем после душа, машинально бросил взгляд в зеркало и обомлел. Мне на секунду показалось, что из него на меня смотрел совсем другой человек, страшный, заросший, сморщенный и дистрофично худой. Сон! Я видел сон! Какие-то кошмары. Ледяной пол в мелких трещинках. Огромный зал. Склепы рядами. Много рядов… Вода… Я в воде… Руки, они тянутся ко мне, хватают меня, ворочают с бока на бок, прикрепляют к моему телу какие-то провода с присосками… В рот, уши, ноздри и другие отверстия вставляют какие-то трубки… Мне страшно… Я не могу пошевелиться… У меня нет сил… Но вот они оставляют меня в покое. Последнее, что помню – три фигуры в полумраке надо мной. Мне показалось, что они улыбаются…