Умер в тюрьме

Александр Зельцер 2
Рассказывает Ольга Германовна Косарева (г. Балашиха Московской области).

В этом году  исполнилось 75 лет, как умер в Белозерской тюрьме мой прадед по отцовской линии Калинин Михаил Анисифорович (Онисифорович).
С детства помню волшебно-сказочные истории про то, как лисичка в лесу оставляет гостинцы для тех, кто возвращается домой после похода за грибами-ягодами. И поэтому мне легко представлялась картина, которую тихими голосами рассказывали  взрослые:  как моя двоюродная бабушка в юности ходила к своему отцу в Белозерскую тюрьму, как он заплакал, провожая ее домой. А на обратном пути она нашла на пеньке узелок с нехитрой едой и долго не решалась взять его (все же чужой).
И уже много позже родные показали  мне прадеда Мишу на старой фотографии. Группа людей, он стоит на заднем плане выше всех (на лавку, наверное, забрался): веселый, с бородой, с шариком в руке. Это он собрал хуторян на церковный праздник, вот и шарик из бычьего пузыря надул.
После удачного опыта по поиску одного своего прадеда - Сычева Ивана Петровича, я решила пойти тем же путем и разыскать сведения о другом – Калинине Михаиле Анисифоровиче. «Вежливые люди» прислали  копии материалов следственного дела и фотографии.
Калинин Михаил Анисифорович,  6 июля 1876 года рождения (в архиве МВД и УФСБ указан еще и 1881 год),  уроженец деревни Сокольниково  Дмитриевского с/с  Ленинградской области. Русский, беспартийный. Проживал в д. Якшино  Петриневского района. Грамотный, плотник, кузнец-бондарь. Социальное происхождение - кулак, и вся родня его – кулаки. Волосы русые с проседью, глаза карие, нос обыкновенный.
10 июля 1940 года – постановление об аресте. К тому времени прадеду было 64 года.  20 августа 1940 года – Череповецкая тюрьма. 22 мая 1941 года – Белозерская тюрьма. Осужден на 10 лет с последующим поражением избирательных прав на 5 лет. Понятны его слезы при прощании с дочерью (приходила навестить в тюрьму, пройдя довольно трудный и долгий путь пешком). В приговоре отмечено, что они с друзьями (одному 51 год, другому 61год) организованно проводили антисоветскую агитацию, клеветали на власть и высказывали пораженческие настроения. Кассационную жалобу суд оставил без удовлетворения. Прадед умер в тюрьме 15 февраля 1942. Место захоронения неизвестно.
Мария Васильевна Калинина, 1872 года рождения, - моя прабабушка, вырастила одна восьмерых детей, двух сыновей проводила на Отечественную войну. Она вспоминала, что муж на выдумку был горазд: показывал внуку фокус с яйцом, и когда оно исчезало во рту, Юра начинал громко реветь от того, что «дедо цыпленка съел». И теперь для меня история с лисичкиным гостинцем утрачивает свой волшебный колорит.
В 1951 году Мария Васильевна  жила со своей дочерью и внуком в с. Дмитриевском. Мой папа, Махов Герман Анатольевич, тогда ему было 16 лет, видел ее (свою бабушку по маме) последний раз. Все вспоминают ее очень доброжелательной, гостеприимной, занимающейся хозяйством. Была  худенькая, подвижная, но с сильно согнутой спиной.
По воспоминаниям родных, семья Калининых жила патриархально, но прадед был не только  выдающегося трудолюбия и грамотности, но и веселым,  творческим человеком. Почти все члены большой семьи играли на музыкальных инструментах и могли нарисовать картину. Помню, папа как-то сказал, что соберет в гости своих тетушек, чтобы я запомнила, какие они веселые и замечательные. И правда, они пришли с балалайками, играли, пели и плясали...
На момент ареста отца дети Калининых  были уже взрослые: Анне - 40лет, Евгении - 38, моей бабушке Марии - 33года, Ивану - 30 лет, Евдокии - 27 лет, Анюте -  24 года, Екатерине - 21год и Василию -19 лет. Почти все жили уже своими семьями: кто в Череповце, кто в Мурманске, кто в Ленинграде.
Оба сына, Иван и Василий воевали, только Василий вернулся с войны, а Иван нет. Погиб при прорыве блокады Ленинграда, а его жена Ефросинья Петровна в блокаду умерла.
Вспоминает моя тетя Елена Анатольевна: « По субботам дома была генеральная уборка, моим заданием было протирать везде пыль. Когда я протирала большой портрет на стене, то всегда зачем-то спрашивала: «Мама, это кто?»  А мама отвечала: «Это Ваня, мой брат, он на войне в танке сгорел, бабушка за него пенсию получает».

На фото: Калинин М.А.