Хлеб завтрашний

Андрей Тюков
Тень шайтана: http://www.proza.ru/2017/10/22/1225


Иван посмотрел на Петра, Пётр посмотрел на Ивана. Двое мужчин сидели за столом, накрытым белой клеёнкой, друг напротив друга. Между ними и над столом, как большая картина, вставленная в раму, было окно, а за ним - двор, и на дворе дядя Фёдор раскидывает на просушку рыбачью сеть, на колышки.
- Есть анекдот, - сказал Иван. - Мужику одному говорят: ты в Бога не веришь! Кто сказал, что не верю? Люди говорят... Зачем вы людей спрашиваете, вы Бога спросите!
Пётр рассмеялся:
- Знаю, слыхал... Это еврейский анекдот. Ну и что? К чему это?
- Так ведь Бога спросить... это не каждый решится. Страшно... Если хоть немного веришь, - если совсем не веришь, тогда не проблема, тогда всё не проблема, - хотя, знаешь, Петя...
Он запустил руку назад и пятернёй поскрёб спину между лопаток.
- Я таких не встречал, совсем которые... На уровне "что-то такое там есть", но все верят. Душа, она же - стихийная христианка.
- Тертуллиан, - кивнул Пётр.
- Во, во... Будешь ещё чай?
- Остыл. Я привык покрепче. Мы чифирь пили, - знаешь?
- Чифирёк-то? Знаю, как не знать. Да я тебе двойную заварку положу, оно и будет в аккурат!
- Два пакетика? Ну... давай, дядя Ваня, давай. А почему ты думаешь, что страшно спросить? Что не ответит?
- Да... дело не в этом. Ответит, не ответит... Его, может, и нет вовсе. Кому отвечать?
- Ты же поп, - удивился Пётр. - Как же ты...
- Я одного спрашиваю, вот ты электрик, объясни мне: как это получается, что в Москве сидит человек, а я его здесь вижу и слышу? А он мне - понятия не имею, моё дело подать фазу... Вот и я, как тот электрик, Петя: моё дело - фазу подать. А кто там её примет, и как это устроено, - знать не знаю и ведать не ведаю. Не моё дело. Во-от... Ну что - покрепче?
- Да...
В комнате запахло веником. Иван воодушевился.
- Ответ знаем! Вот почему. Ответ не Бог даёт. Мы его имеем, но сказать не можем, потому - не в нашу пользу ответ будет. Вот оно что, Пётр.
- А как же... Бог?
- Судья. Ты же сам знаешь - что совершил? Знаешь. Чего тебе за это причитается - представляешь? Представляешь. Судья только зачитал, и всё. Ничего нового, всё уже ты знаешь не хуже судьи. Если не лучше.
Пётр поставил один локоть на стол и упёр щеку в кулак. Так он смотрел на Ивана, склонив голову набок. Молчал... И тот молчал. На дворе дядя Фёдор закончил развешивать сеть и ушёл домой, учить арабский язык.
Ходики на стене щёлкнули громче обычного и остановились. Пётр опустил руку и сел как раньше.
- Так это что же получается...
- Да, Петя. Если "прославь меня той славой, которую я имел у тебя", то...
- Всё уже было.
- Не просто было. Было и прошло.
Оба не сговариваясь глянули на часы.
- И время остановилось, - сказал Пётр.
- Завод кончился.
Поп легко вскочил на стул и стал заводить часы, они снова застучали после двух или трёх оборотов ключа - ровно и надоедливо...
- Па-нят-на, - медленным голосом сказал Пётр.
Он встал.
- Значит, не помилует.
- Ты сам не маленький, будь у тебя первая ходка, а у тебя она будет...
- Четвёртая.
- Вот видишь. Уходить тебе надо.
- Ладно. Дядь Вань? Дай обласок?
Поп подумал. Погладил рукой небольшую жёсткую бородку в форме клинышка.
- Нет, Петя. Не дам. Ты бы ещё пулемёт попросил.
- Ладно.
- Петя!
- А?
- Хлеб наш завтрашний дай нам сегодня.
- Насущный - это завтрашний?
- Да.
Иван встал и смотрел в окно, как уходит со двора Пётр. "Как же это... угораздило его! С кем я теперь буду чаи гонять..."
Через две недели на рыбалке на почве неприязненных отношений Пётр нанёс тяжкие телесные повреждения дяде Фёдору. Он сам пришёл с повинной, был задержан и взят под стражу. Суд приговорил Петра к десяти годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Свою вину он признал полностью.
На похороны дяди Фёдора приехали две девушки, Люба и Марьяна.


23 октября 2017 г.