Роман Колыма кн1 гл1 Беренгия ч4

Владимир Кудрин
                Я думал, что умру от старости. Но когда Россия,
                кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно,
                я понял, что умру от смеха.
                Уинстон Черчилль
                (О революции в России)


                КНИГА ПЕРВАЯ
                Глава первая
                Страна Беренгия
                Часть 4
          Бориска старатель и кокон шамана,хунхузы-спиртоносы,
          чёрные колымские яблоки и закон аэродинамики в кепке…

  Среднекан (якут. Серенникан) – Среднекан - река, правый приток Колымы; посёлок в Среднеканском районе. Основан в 1928 году экспедицией геолога Билибина, которая сплавлялась на Среднекан по Колыме. Там члены экспедиции встретили якута Дермагена, который ловил рыбу. Тот объяснил, что «серенникан» в переводе с якутского означает «долина рябчиков». Там экспедиция выгрузила свои плоты, установила первую палатку. Впоследствии устье реки Усть-Среднекан стало местом для перевалки грузов, которые по Колыме прибывали на прииск. В августе 1929 года был построен первый склад, вокруг которого потом вырос населенный пункт. В период Дальстроя лагерей там не было, существовал лишь небольшой лагпункт, заключенные которого помогали разгружать грузы. До 1 апреля 1932 года назывался Средникан, поскольку населённый пункт находится вблизи впадения реки Среднекан (ранее Средникан) в Колыму. В 1932—1937 годах здесь находилась администрация Севвостлага. 1 апреля 1932 года селение Средникан получило статус посёлка и было переименовано  в Усть-Среднекан.
  Тогда же здесь разместилась администрация Севвостлага. Заключённые и вольнонаёмные вели добычу золота в бассейне реки Средникан. В последующие годы, после смерти Сталина, добычу золота в этом районе вело объединение «Северовостокзолото».
  Пик роста населения в Усть-Среднекане пришелся на 1987 год, когда там проживало 2890 человек. После того как золотые прииски истощились, население посёлка Усть-Среднекан резко уменьшилось. В 2005 году в посёлке ещё проживало 185 человек в возрасте от 18 лет, однако посёлок стал неперспективным, и с апреля 2006 года начался процесс выселения жителей посёлка и расселения их в другие места. С апреля 2011 посёлок стал нежилым, упразднён в 2014 году.


 1918 год

- Он, что, так и сидел возле шурфа?
- Да, все боялись его трогать.
- Почему?
- Якуты шептались меж собой и близко не подходили. Дело в том, что Бориска-старатель весь был плотно оплетён суровой ниткой со шпульки. Как она туда попала, никто не знал. И этой же ниткой был плотно оплетён и шурф, цепляясь за ветки кустов и деревьев, серые нитки тянулись от палатки к шурфу. Они много раз обвивали как шурф, так и мертвого Бориску.
Доходили слухи, что это был древний обряд  якутского шамана, заключения в паутину. Паутина означает помещение человека или места в замкнутое пространство-время, как кокон. Только шаман может выпустить их оттуда. Никто не должен нарушить этого табу. Часто такой приём применяется при лечении головы или других частей тела. Накладывая паутину, шаман изолирует эту часть и запускает туда огонь, воду или ветер. И выпускает болезнь, как злой дух, оставляя здоровой часть тела. В данном случае, это похоже на остановку событий.
Обернувшись вокруг себя можно снова войти в себя, находясь в паутине такое сделать нельзя. Для всех, это тонкое нитяное оплетение, как и все лишенное видимого смысла, казалось зловещим и исполненным какого-то тайного значения.  Для аборигенов к паутине нельзя даже подходить. Это табу, сам туда попадёшь.
Вполне возможно, что то, что его нарушили, и принесло неисчислимые беды на Колыму.
- И чем всё это потом закончилось?
- Бориску, слух ходил,  в шурф этот и скинули да присыпали породой. Скорее всего, свои же братья-старатели.
- И даже крест не поставили?
- Какой крест, он ведь татарин был.
- Ясно.

    Справка: Бориска - Бари Шафигуллин  родом из крестьянской семьи, татарин, неграмотный, уроженец деревни Мирза Казанской губернии. Юношей отправился на Бодайбинские рудники в поисках заработка.
Стал свидетелем Ленского расстрела 1912 года, где около 150 бастующих рабочих на прииске расстреляли солдаты. Вместе со своим другом Сафи Гарифуллиным, спасаясь от призыва в армию, бежали в Якутию, где через Оймякон добрался на Колыму. По дороге искал и собирал у местных жителей информацию о золоте.
На Колыме, Бориску свела судьба с горным инженером Ю. Я.  Розенфельдом, который прибыл на Олу в 1914 году. И по поручению торговой фирмы  владивостокского купца И. Е. Шустова пробирался от Охотского побережья к Колыме. Поиски не подтвердили промышленных залежей драгоценного металла. Бари Шафигуллин отделился от экспедиции и отправился в устье р. Среднекан. В одном из притоков Среднекана, названном впоследствии Борискиным ключом, он и обнаружил золото. Это подтверждали и якуты, постоянно бывавшие на Колыме.
Зимой 1916  года, заехав к нему с провиантом и заказами, которые он обычно им делал, в домике они его не нашли. След привёл их  к шурфу, на краю которого в полусогнутом положении сидел мертвый старатель. Как сообщили впоследствии геологи: «При нем был найден мешочек с золотом. Снаряжение состояло из топора, сильно сработанного кайла, деревянного лотка и двух жестяных банок из-под консервов, видимо, служивших ему котелком и кружкой».
Причина его смерти осталась невыясненной.

   Бориска сидел, прислонившись к куче выброшенной породы, и, казалось, дремал. Никаких признаков насилия не было. Старатель умер своей смертью и скорее всего от цинги. На Колыме среди пришлых людей в зимнюю пору всегда свирепствовала цинга.
  Немногочисленное местное население в пищу употребляло много мяса в полусыром и вяленом виде. Сырой замороженной рыбы в виде «строганины». На зиму заготавливали в больших количествах бруснику, шикшу, чёрную и горную смородину. Весной в ход шли травы и коренья, женские побеги стланика «колымского кедра» и конечно черемша «дикий чеснок». За тысячелетия местные жители выработали меры борьбы с цингой. В большой цене были «чёрные колымские яблоки», которые по тайным тропам доставляли на Колыму в обмен на золото китайцы-спиртоносы. Удивительные свойства их люди заметили давно. Бывало всего одно «чёрное яблоко» порезанное на мелкие кубики спасало от цинги несколько человек. Чудодейственным образом останавливало кровь из дёсен и возвращало зрение. Человек буквально оживал. А ведь это был обыкновенный картофель! Спиртовая настойка орешка стланика «колымский бальзам» изгонял простуду и возвращал остроту зрения охотникам. Даже дефицит соли в продуктах тоже благотворно влиял на здоровье.
   В небольшой ветхой палатке под изголовьем у покойного нашли небольшой кожаный мешочек с горсточкой мелкого золотого песка.
  По Колыме поползли слухи о золотом мешочке Бориски-старателя. Октябрьский антиправительственный переворот и последующая гражданская война, окончившаяся на Охотском побережье в 1923 году, а в глубинах Колымского края — только в 1925 году, заслонили это известие. Но слухи о Борискином золоте достигли Охотска, Якутска и Алдана.
  Соратники Сафи Гарифуллин и Михаил Канов, а за ними и другие предприимчивые старатели направились к месту, где был найден труп Бориски с его золотым мешочком, уже превратившимся в легенду. В 1926 году с помощью якута, обнаружившего в свое время мертвого Бориску, они добрались до Среднекана. Возле ручья Безымянного, они нашли один из старых шурфов, углубили его до плотика и стали разрабатывать небольшой золотоносный пласт. В феврале 1927 года на Среднекане появилась еще партия старателей во главе с русскими Поликарповым и Степановым. Они добывали золотоносные пески из двух больших шурфов у устья Безымянного. Поликарпов с товарищами поднялись в правую вершину Среднекана, где также получили пробы с небогатым золотом.
  Роман Поликарпов и был первым, кто сообщил точные сведения о среднеканском золоте. Прибыв в Охотск, он передал находившемуся там уполномоченному треста Союззолото заявку на золотоносную россыпь в Среднекане, испрашивая разрешение на старательскую промывку.
  О золоте на Колыме, удалённой окраине необъятной Российской империи, слухи ходили с давних времен. Старательская добыча золота велась в районе старинного города Охотска, где и в наши дни существуют небольшие артели. Незначительные россыпи были обнаружены пришедшими с Аляски американскими золотоискателями возле Анадырского залива на реке Золотой.
  Уже тогда говорили - тело золотого оленя на Колыме, голова на Аляске, а ноги увязли на Дальнем Востоке. Заявка Поликарпова в Союззолото, подтвердившиеся сведения о Борискином золоте и сообщение горного инженера Юрия Яновича Розенфельда, хранившееся в архиве бывшего Горного департамента. О том, что он нашел много кварцевых жил золотоносного типа, а пробная промывка поблизости от этих жил, ниже устья Буюнды, дала несколько мелких золотин. И то, что устье Буюнды находится недалеко от устья Среднекана послужила основанием для организации первой Колымской экспедиции в бассейн реки Среднекан.

1928 год

   Первая Колымская геологоразведочная экспедиция, которую возглавил инженер-геолог Ю. А. Билибин, высадилась на побережье Охотского моря 4 июля 1928 года, на мысе Нюкля недалеко от поселка Ола.
   К реке Среднекан путь длиною более 500 км пролегал по глухой тайге, горным тропам и рекам. Пройдя по разлившейся от дождей реке Ола, отряд Билибина, съедаемый мошкой и комарами, перешёл через перевал Яблонёвый и спустился по болотистой долине до реки Малтан. Колымское лето уже было на исходе. Поэтому, невзирая на утверждения проводника о непроходимости бахапчинских порогов, было принято нестандартное и рискованное решение: сделать два плота, названные «Разведчик» и «Даёшь золото!», и идти сплавом до реки Бахапчи, а по ней в реку Колыму. Впоследствии этот путь многократно использовался для снабжения приисков.
Отряд экспедиции во главе с геологом Билибиным прибыл на Среднекан в сентябре 1928 года, практически одновременно со старательскими артелями, вышедшими из Олы раньше экспедиции. Свою первую базу экспедиция организовала на ключе Безымянном.
   В октябре 1928 г. «Союззолото» приступило к регистрации старателей Среднеканского прииска. Организовали пункт приёма золота и контроль за отводами участков, устанавливающим новый государственный порядок на будущих колымских приисках.
  Зимой ниже устья ключа Безымянного, экспедицией было найдено месторождение с высоким содержанием золота.
   В результате экспедиции Ю. А. Билибина 1928 г. были открыты промышленные золотоносные площади в районах р. Утиной, ключей Холодного и Юбилейного, ставших основными объектами золотодобычи на Колыме вплоть до 1933 г. Обнаружено было золото и в других долинах, стали проясняться некоторые закономерности его распределения и геологическое строение района.
   Билибин склонялся к мнению, что на Колыме лежит «пряжка» от «золотого пояса», протянувшегося от Амура до Калифорнии. Опирался он не только на сведения единичных исследователей, но и на данные экспедиции И. Д. Черского 1891—1892 гг: описание и исследования рек Индигирки, Кулу, Нера и среднего течения реки Колымы до Сеймчана. С. В. Обручев в отчете о своей геоморфологической экспедиции 1929 г. также пришел к аналогичным выводам.
   Первая Колымская экспедиция Геолкома, послужила отправным моментом в открытии громадной Северо-Восточной золотоносной провинции и предопределила дальнейшую судьбу края.
   А история Бориски на этом не закончилась, однажды на этом самом месте, где вырос прииск Борискин, снимавший «торфа» приисковый экскаватор подцепил, в вечномерзлом грунте труп неизвестного, полностью сохранившегося бородатого человека в изорванной одежде старого покроя. Это оказался все тот же неприкаянный Бориска. Шурф, который он копал перед своей окутанной тайной смертью, находился как раз на краю россыпи...
 
          Продолжение   http://www.proza.ru/2018/05/10/297