О смерти

Ястребов
Все люди - смертны.
Это - аксиома, утверждение, не требующее доказательств.  Но я допускаю, что  найдутся люди, которым потребуются доказательства их личной смертности. И, правда,  а как доказать кому-то, что он умрет?
Как доказать это в первую очередь самому себе?
Всё равно остаётся крохотный, микроскопический шанс, что именно я стану первым человеком, который никогда не умрёт.  Объективных доказательство того, что я умру попросту не существует. Да, все люди постепенно взрослеют, стареют, а потом рано или поздно умирают, но что если это не имеет ко мне никакого отношения?  Конечно, я повзрослел, приблизился к порогу зрелости; имеют место физиологические и даже психические изменения, которые вроде бы подтверждают этот факт, но что если этим всё и ограничится?
У любого здравомыслящего человека подобные рассуждения вызовут спокойную, снисходительную улыбку. И, действительно, убежденность такого рода выглядит по меньшей мере смешной, нелепой, хотя многие люди, пусть даже не признаваясь себе в этом - всёё одно хватаются за эту мысль, словно утопающий за соломинку и ведут себя так, будто они и есть те самые избранные, наконец-то избавленные от смерти!
  Парадокс, не правда ли?
В том, что касается смерти многие люди не веря, всё-таки верят в неё.
  Что же получается в таком случае?
  Тысячи, если не сказать миллионы людей проживают свою жизнь в состоянии самообмана. Они ведут себя так, словно были какие-то исключения из тотального, всеобъемлющего правила. Например, кто-то из их бабушек и дедушек продолжал здравствовать, хотя уже давным-давно должен был умереть. Но это же не так! Таких людей нет  рядом с нами именно потому, что они - мертвы.  И не составит труда убедиться в этом, просто посетив кладбище, пройти мимо могил, увидеть тысячи надгробий, сотни фотографий на которых запечатлены лица некогда живших людей. Многие из них похоронены совсем недавно. И это - реальность!
  Так что же происходит со всеми нами, если мы предпочитаем заблуждение - здравому смыслу, обманываясь в самом главном? Не это ли строительство дома на песке, путь по заведомо ложной, тупиковой дороге, ведущей к самой великой и ужасной трагедии в нашей жизни?
  Конечно, говоря о других, я, прежде всего, должен иметь в виду самого себя. Что ж, следует признать, что я - не верю в свою смерть. Я - наглядный пример глупца, которому кажется, что с ним ничего подобного не случится. Впрочем, есть ещё один вариант используемой мною "пилюли утешения": если это и произойдет, то очень нескоро. Или, как это принято говорить: до этого ещё дожить надо.
  Я думаю, что гипнотический, усыпляющий эффект производит своеобразное сочетание вышеупомянутых установок: со мной этого не будет, а если всё-таки случится, то до этого ещё слишком далеко, вся жизнь - впереди.
  Как ни странно, но такая маленькая мысль, вдруг оказывается краеугольным камнем в основании фундамента моей жизни. У меня появляются важные, немаловажные и совсем незначительные дела. Я принимаю большие и маленькие решения. Отношусь к другим людям именно так, а не иначе...
  И здесь, интересно разобраться с одной простой вещью: что будет более мудрым и основательным, строить свою жизнь с оглядкой на неизбежность смерти или действовать так, как если смерти - нет?
  Последний вариант кажется более привлекательным, ведь он даёт человеку возможность не думать о смерти, не омрачать себя размышлениями о суете и бренности всего сущего, о преходящем, более чем условном значении того, что сейчас кажется ему таким важным. Да, есть риск того, что жизнь оборвётся в результате какого-нибудь несчастного случая, но так ли высока вероятность того, что это случится со мной? Да и какой станет жизнь, если, то и дело примерять на себя гроб, представлять, что через час, день произойдёт что-то страшное и непоправимое?
  Обычный человек именно поэтому сторонится таких мыслей, ведь за ними по пятам следует уныние, безысходность и отчаяние. Чем более глубоко коснется такой человек размышлений о смерти, тем сильнее это может расстроить, а то и вовсе поколебать его, вывести из равновесия, нарушить с таким трудом сложившийся уклад жизни.
  Но решив обезопасить себя от реальности приближения смерти, а по большому счёту - её метафизической близости к каждому живущему на Земле человеку, такой человек попадает в ловушку иллюзии, гипнотического сна, пребывание в котором опасно тем, что исчезает чувство времени, после чего оно теряет всякую ценность.
  Человек принимается жить так, как если бы этот мир не знал смерти и был избавлён от неё. Поразительно, но большинству людей это хорошо удается! Они проживают свою жизнь, не считаясь со смертью, действуя, как бессмертные. Да, однажды им всё-таки приходится встретить свой последний день, но это уже нас не касается. Можно сказать, что все переживания по этому поводу они уносят с собой в могилу. Никому из них уже не дано вернуться, чтобы рассказать нам - пока ещё живым - о том, насколько правильно они прожили свою жизнь. И самое главное:  помнили бы о смерти или всё-таки избежали этой неприятной необходимости?
  В том-то и дело, что здесь выбор за каждым из нас. Помнить о смерти или сделать вид, что её не существует - сугубо личный выбор обычных и на самом деле смертных людей.
  Есть одно любопытное упражнение.
Взять чистый лист бумаги, разделить его на три части и в каждой из них написать, чтобы я сделал, если бы мне осталось жить день, месяц, год.
Я дополнил это небольшим нововведением:  повторить на обратной стороне листа то же самое, но с поправкой на бессмертие. Что бы я сделал, если  бы знал, что впереди - вечность.
После этого, останется только проанализировать и сравнить  полученные результаты. И не окажется ли так, что на стороне бессмертия будет всё то, что мы делаем каждый день? И что же тогда будет на стороне смерти?
Понятно, что это упражнение в любом случае остается игрой, необычным развлечением, результат которого вряд ли будет воспринят  всерьёз.
И чтобы я не написал на первой стороне листа - я все равно не поступлю подобным образом. Не в этом ли ответ?
  Возвращаясь к началу, приходится признать, что я не живу настоящей жизнью. Мне снится, что я бессмертный, вечный и молодой. Это погружение настолько полное, что в какой-то момент становится неотделимым от жизни, оно становится самой жизнью. Но самое невероятное, что видимость настоящей, подлинной жизни сохраняется, ведь я продолжаю мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение, строить отношения с другими людьми.
  Мне кажется, что подобным образом спят многие из окружающих людей. И мы видим в этом сне друг друга. Мы невольно разделяем чьи-то убеждения, либо спорим с ними, проникаемся  тревогами и волнениями, становимся под знамена, находим единомышленников и обретаем оппонентов.
  В иллюзорном мире, избавленном от смерти силой мысли, всё искажается, меняет свои знаки,  приобретает иные смыслы. Наделяются непомерной важностью вещи, которые в мире подлинно (?!) смертных людей не стоили бы даже выеденного яйца. Причиной страха и беспокойства может быть только то, что напрямую угрожает жизни и здоровью, но не то, что тревожит и волнует обитателей мира бессмертных. Там, где нет смерти - не может быть и жизни. Остаётся только существование. Именно поэтому отношения между живыми людьми исчезают в мире, где память о неизбежном оказывается под запретом.
  Напоследок, мне бы хотелось привести здесь замечательное стихотворение Эдуарда Асадова "Ах, как всё относительно в мире этом..."
 
 
   Ах, как все относительно в мире этом!..
   Вот студент огорченно глядит в окно,
   На душе у студента темным-темно:
   "Запорол" на экзаменах два предмета...
 
   Ну а кто-то сказал бы ему сейчас:
   - Эх, чудила, вот мне бы твои печали!
   Я "хвосты" ликвидировал сотни раз,
   Вот столкнись ты с предательством милых глаз -
   Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли!
 
   Только третий какой-нибудь человек
   Улыбнулся бы: - Молодость... Люди, люди!..
   Мне бы ваши печали! Любовь навек...
   Все проходит на свете. Растает снег,
   И весна на душе еще снова будет!
 
   Ну а если все радости за спиной,
   Если возраст подует тоскливой стужей
   И сидишь ты беспомощный и седой -
   Ничего-то уже не бывает хуже!
 
   А в палате больной, посмотрев вокруг,
   Усмехнулся бы горестно: - Ну сказали!
   Возраст, возраст... Простите, мой милый друг,
   Мне бы все ваши тяготы и печали!
 
   Вот стоять, опираясь на костыли,
   Иль валяться годами (уж вы поверьте),
   От веселья и радостей всех вдали, -
   Это хуже, наверное, даже смерти!
 
   Только те, кого в мире уж больше нет,
   Если б дали им слово сейчас, сказали:
   - От каких вы там стонете ваших бед?
   Вы же дышите, видите белый свет,
   Нам бы все ваши горести и печали!
 
   Есть один только вечный пустой предел...
   Вы ж привыкли и попросту позабыли,
   Что, какой ни достался бы вам удел,
   Если каждый ценил бы все то, что имел,
   Как бы вы превосходно на свете жили!