Мы выбираем или нас выбирают?

Ирина Кураж
Записки практикующего психолога

Длительный хронический стресс может привести к появлению приступов панической атаки. 12 простых шагов, которые помогут справиться с неприятными симптомами, если вас внезапно охватил приступ паники.

Паническое расстройство часто развивается, как реакция организма и психики на стресс, на превышение наших возможностей ( стадия истощения в динамике стресса).
Мы не всегда можем осознавать, что находимся в сильном стрессе, но наш организм подает сигналы, когда ресурсы на исходе.

 Панические атаки – один из таких сигналов. Симптомы их крайне неприятны. Приступ может застать вас, где угодно – на работе, в метро или в автомобиле. Считаете, с этим невозможно справится? Напрасно! Почитайте статью до самого конца, а потом делайте выводы.

Реальная история, рассказанная женщиной, которая смогла справиться с приступами ПА. История, которая, возможно, поможет кому-то посмотреть на свои «болезни» под другим углом. В скобках, позволю себе некоторые комментарии, как психолог с медицинским образованием, тщательно изучающий причины психосоматических проявлений.

А началось все со звонка мужчины, который сказал: «Ирина, помогите мне. Я нахожусь на грани отчаяния». После разговора с ним, мы стали работать с его женой. Долго, трудно, иногда хотелось бросить все и ей, и мужу, и мне, - такие были мощные откаты назад, и все приходилось начинать практически с самого начала, но все вместе мы пришли к замечательному результату.
Вы скажете: «Да, легко говорить, потому что….», - и приведете тысячу причин, почему невозможно справиться с тревожным синдромом и паническими атаками? Верно, ни бороться, ни делать вид, что этого нет – точно нельзя, а вот понять, причину происходящего – можно; и набравшись колоссального терпения, заручившись поддержкой близких, и реально, а не на словах, желая стать хозяйкой или хозяином своей жизни, - уверяю Вас, можно.

НО только в случае, если тревожный синдром и ПА не являются манипулятивным средством, с помощью которого удерживается рядом другой человек. Многие созависимые отношения держаться как раз на таких вот, «невротических приступах болезни», но это совсем другая история. Сегодня поговорим о Женщине, которая победила свои страхи!

Итак, реальная позитивная история, со счастливым happy end.
« В 30 лет у меня случился гипертонический криз, и с работы я попала в больницу. Меня обследовали, но причин высокого давления так и не нашли. - (ВНИМАНИЕ! Давление повышенное, а предпосылок этому нет! – первый признак тревожного синдрома и ПА, или синдрома вегето-сосудистой дистонии).

После этого я сильно испугалась, стала придумывать себе всякие болячки, о которых не догадываются врачи. Я была абсолютно уверена в том, что они чего-то недосмотрели в моих абсолютно выдуманных болезнях, и по десятому кругу обходила поликлиники, терроризируя всех возможных врачей. По советам знакомых обошла и магов, и экстрасенсов, и ясновидящих. Конечно, на мне были сглаз, порча, родовое проклятие, проблемы с энергетикой, кармой и еще много чего. Денег я отдала немало, но становилось только хуже.

Появились панические атаки, я стала задыхаться. По подземным переходам могла ходить, только разговаривая по телефону с мужем, – так было не так страшно. Мне становилось внезапно «плохо», резко наступало предобморочное состояние.
А потом наступила бессонница, я боялась умереть во сне, поэтому спала минут по 30 под самое утро. Так продолжалось почти полгода. Поставили мне - классический тревожный невроз. Не смертельно, но очень неприятно. Но еще хуже было моему мужу. Если ко мне планка требований на работе чуть упала, то ему, который был вынужден возиться со мной по ночам, подавая то лекарства, то вызывая «Скорую», приходилось выкладываться и днем по полной программе.

Несмотря на все эти вышеперечисленные симптомы, я продолжала работать на должности начальника отдела логистики, контролируя весь грузопоток для крупной фирмы-импортера. И хотя корень моих проблем был именно в эмоциональной перегрузке на работе (третья стадия хронического стресса – истощение), - отказаться от материального дохода я не могла. При этом упрямо продолжала искать причины моего состояния вне работы у ставших почти родными врачей.

В периоды кратковременного выходя из тревожно-невротического состояния, начала понимать, что необходимо читать не только информацию с медицинских форумов, но и жизнеутверждающую литература, которая поможет постепенно изменить вектор мышления на позитивный. Прочла Луизу Хей, Синельникова, Ошо, «Транссерфинг реальности» Зеланда, почти год ходила к психологу и невропатологу, пила антидепрессанты, узнала все о способах расслабления (начиная от релаксации по Джеркобсону и заканчивая холотропным дыханием), читала позитивные аффирмации, записалась на йогу, начала медитировать два раза в день, пошла на курсы рисования. Я заполнила свой экзистенциальный вакуум, наполнила жизненное пространство яркими красками, новыми событиями и впечатлениями и позитивными, «не больничными» эмоциями. Главное! Я перестала отказываться от удовольствий в угоду «болезням». И вместо врачей стала посещать выставки и гулять в парке.

И постепенно мои страхи стали отступать. Потому что я очень этого хотела, очень старалась! Научилась вести внутренний диалог с собой и радоваться простым вещам, не ждать ЗАВТРА, не жить ВЧЕРА, а наслаждаться СЕГОДНЯ. Началось с того, что я полностью перестала носить темные цвета в одежде. И если до этого мой гардероб весь был в серо-черной гамме, то сейчас в моем гардеробе очень много различных оттенков цветов, - теперь физически чувствую, как давят темные тона. Каждое мое утро начинается с улыбки, удовольствия от начала нового дня и признания любви к себе.

Вновь общаюсь с друзьями. А ведь в дни, когда мне было плохо, я замкнулась в себе и мне ни до кого не было дела. Теперь я говорю: «Да!» всему новому и интересному и точно знаю, что все трудности – временное явление. и большая часть из них – у нас в голове. Измените свои мысли на позитивные, радуйтесь, а не страдайте, ищите удовольствия, а не проблемы.

Я больше не смотрю медицинские программы и не читаю соответствующие сайты о болезнях и лекарствах в интернете, не ношу с собой тонну лекарств, от валидола до серьезных антидепрессантов.

А знаете, когда началось мое возвращение к нормальной жизни? Когда я поняла, что столкнулась с пределом своих психических, физических и эмоциональных возможностей. Теперь для меня на первом месте семья, хорошее здоровье и доброе настроение. А как же деньги, спросите вы? Я начала активно заниматься украшениями, посещаю выставки, общаюсь с мастерами, получаю удовольствие от всего, что я делаю. Но самое главное, - вовремя начала заниматься собой, так как моя семья была на полшага от развода.

Сейчас наши отношения с мужем поменялись в лучшую сторону. Я вспомнила, что не только начальник, хозяйка и кухарка, но еще и женщина. Поэтому в нашу, почти остывшую постель, вернулись сексуальные отношения.
Не бойтесь начинать свой поход в новую, интересную жизнь, особенно, если Вам дорога семья, любимый человек, дети, а главное, ваша жизнь!».

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАСТИГЛИ ПА?

Попробуйте сделать  12 шагов:
1. Выпейте 100–150 г холодной воды.
2. Начните проговаривать все, что делаете, вслух. Говорите с собой, поддерживайте себя, подбадривайте.

3. Сделайте упражнение на глубокое дыхание, можно с приложением MyCalmBeat.
4. Если вы в машине или вас никто не видит, включите музыку и начните петь.
5. Потирайте руки до тепла в ладонях, встряхивайте руки (как будто хотите отряхнуться), хорошо иметь с собой шипованный массажный резиновый мяч для рук. Сжимайте мячик, катайте между ладонями.

6. Лицо, наоборот, старайтесь охладить (в машине можно открыть окно, в помещении включить холодный воздух от простого настольного вентилятора, умыться несколько раз холодной водой, на улице использовать пульверизатор с водой).

7. Полностью расслабьте тело (при возможности сесть или лечь), как будто оно стало невесомое, воздушное, закройте глаза, включите музыку (имейте при себе наушники для телефона и сборник музыки в самом телефоне).

8. Переключайте ум на решение задач: если за рулем, смотрите карту и думайте, как можно сформировать маршрут самостоятельно без навигатора (куда угодно, в другой город). Учите иностранный язык, повторяйте слова, фразы, заранее записанные на диктофон или в приложении на телефоне. Имейте при себе кроссворд или рабочие/учебные записи. Можно рисовать или раскрашивать заготовки (раскраски). Обычная игра тетрис также уводит ваш ум от атаки.

9. Если есть возможность, позвоните/начните говорить с кем-либо о приятном и желательно захватывающем, чтобы тема вас эмоционально положительно затрагивала.

10. Если есть животное дома, трогайте и говорите с ним. Контакт с животными в целом очень помогает. Со своими или чужими.

11. Начните жевать жевательную резинку (желательно с ментолом).

12. Как только почувствуете, что становится хотя бы немного легче, говорите себе: «Я здесь главный, это мое тело, я им управляю, оно (тело, мозг) решило, что мне сейчас нужно много адреналина, так вот – нет, спасибо, не надо, у меня все хорошо. Я контролирую, я управляю, мое состояние стабилизируется. Я владею своим телом, своими мыслями».

P.S. Попробуйте. У Вас обязательно получится, если Вы точно этого хотите. Я это точно знаю!
Психолог Ирина Кураж