Комиссары и политработники

Эдуард Зайцев
  К 100-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, не могу согласиться с забытой ролью Коммунистической партии, которая сыграла ключевую роль в развитии государства в 20-м  веке. Партийные органы мобилизовали народные массы на победу над немецко – фашистскими войсками, оказывали решающее значение в строительстве социалистического государства.
Решения партии позволяли стране двигаться вперёд невиданным темпами. Строились новые города, дороги, гидро-электростанции, открывались новые заводы и предприятия, укреплялись вооруженные силы. Основными проводниками решений партии в армии были политработники. 
 Большую роль в воспитании воинских кадров новой армии сыграл институт военных комиссаров.
     

 Политическое устройство страны Советов, образованное в 1917 году на основе коммунистической идеологии, представляло для всего мира  угрожающий пример социалистического развития.  Все силы западных стран были брошены на уничтожение этого «зародыша».  Над страной нависла угроза интервенции и порабощения. 
Первые победы боевых формирований над немецкими войсками  под Псковом и Нарвой продемонстрировали острую необходимость создания армии, которая могла бы противостоять регулярным войскам стран Антанты.
Новая армия должна была быть вооружена «особым оружием» - идеологией  справедливой борьбы за освобождение от гнёта капиталистов и помещиков.
Предстояла огромная работа, чтобы вооружить эту армию «непобедимым оружием».  Эта задача была возложена на институт военных комиссаров.
С первыми декретами о создании Красной Армии в военных подразделениях вводятся комиссары.
Надо заметить, что институт комиссарства не является эксклюзивным изобретением большевиков. Изначально, комиссары известны, чуть ли не с римских времен.
 От лат. commissarius («уполномоченный») — наместник, облечённый властью, или представитель центра,- существовали во многих военных формированиях.
  В России они были еще при Петре I, тогда это были представители исполнительной власти, временно наделенные какими-либо полномочиями. Если же брать с военной точки зрения, то комиссары были и в период войны в США за независимость и особенно в период Гражданской войны между Югом и Севером. Военные комиссары были  во времена Великой Французской революции. Так что появление комиссаров в частях новой Красной армии, был очевидным и логическим шагом в условиях Гражданской войны.

Главной задачей военных комиссаров стало проведение в армии политики Коммунистической партии и Советского правительства.
 
 В июле 1918 года создание института военных комиссаров было узаконено 5-м съездом Советов.
РВС Республики объяснял возникновение института военных комиссаров тем, что в начале существования Красной Армии «почти не было командного состава, который отдавал бы себе отчёт в задачах армии и том духе, который должен её пронизать. Это вызвало необходимость раздвоения органов управления и командования армии: техническая сторона, оперативные и командные права и обязанности возлагались на командиров;
политические, воспитательные и контрольные права и обязанности возлагались на комиссаров».
 
 Военные комиссары наделялись большими правами, ни один приказ без их подписи не подлежал исполнению. Вместе с тем военные комиссары не только контролировали командиров, но и воспитывали у красноармейцев доверие и уважение к командному составу, в чём особенно нуждались военспецы — бывшие офицеры и генералы.
   
 Институт военных комиссаров функционировал до реорганизации Вооруженных Сил.
2 марта 1925 г., на основании решения ЦК ВКП(б), в тех частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, а должность комиссара была отменена. Командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск. Комиссары стали помощниками командира по политической части. В остальных же случаях сохранялась должность комиссара.

В дальнейшем, в целях  создания и укрепления принципа единоначалия в армии, 12 августа 1940 г. институт комиссаров был упразднен и введены должности политруков.
Однако, в сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА.  Комиссары были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг.
 Институт военных комиссаров в РККА действовал  до  9 октября 1942 г. 
Указом Президиума ВС СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии», была введена должность заместителя командира по политической части (замполит).

 О роли политработников в годы Великой Отечественной Войны написано много.
 В битве за Москву шагнул в бессмертие политрук В. Г. Клочков, возглавлявший группу героев-панфиловцев — истребителей танков у разъезда Дубосеково. В те дни родились крылатые слова, которые выразили чувства и мысли всех защитников Москвы, всех советских патриотов: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».
 А. К. Панкратов и В. Г. Клочков посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.
Отмечая величие подвига, совершенного политработниками армии и флота в начале войны, газета «Правда» в передовой статье «Политрук — душа роты» 22 марта 1942 г. писала: 
«В историю Великой Отечественной войны, как одна из славных и почетных ее фигур, войдет фигура политрука.  С автоматом в руках, в маскировочном халате и каске, он шёл  впереди и увлекал  за собой бойцов к достижению возвышенной и благородной цели — разгрома германских фашистов и освобождения своего Отечества».
Так выполняли свою историческую роль и свое назначение военные комиссары и политруки — посланцы партии в действующей армии в тяжкую военную пору.
  О роли политработника так  сказал  Л.И Брежнев в своей книге  «Малая земля»:
«Настоящий политработник в армии -  это  тот  человек,  вокруг  которого группируются люди, он доподлинно знает их настроения, нужды, надежды, мечты, он ведет их на самопожертвование, на подвиг. И если учесть, что  боевой  дух войск всегда признавался  важнейшим  фактором  стойкости  войск,  то  именно политработнику было доверено самое острое оружие в годы войны. Души и сердца воинов закалял он, без чего ни танки, ни пушки, ни самолеты победы нам бы не принесли. Так было повсюду, а уж на трудных  участках  войны,  таких,  как  Малая земля, значение этой работы  трудно  переоценить». 

 В Военно – Воздушных силах СА к политработникам предъявлялись дополнительные требования. Кроме идейной убеждённости и умения донести эти убеждения в массы, политработники авиационных полков должны были владеть основными авиационными профессиями, летчиков или штурманов, и иметь высшую квалификацию по этим профессиям.  Иными словами, сначала, надо было стать первоклассным лётчиком или штурманом и только потом, при поддержке командования и партийной организации воинского коллектива, можно было претендовать на должность заместителя командира эскадрильи по политической части.
 Замполиты эскадрилий, наравне со всем лётным составом, участвовали в учениях, летали на выполнение специальных заданий, выполняли ответственные задачи.
 
В военно – транспортной авиации, замполиты авиационных полков и начальники политических отделов дивизий также были действующими лётчиками и штурманами. Они выполняли полёты в составе экипажей подчинённых подразделений и частей, ежегодно подтверждая свою квалификацию по обязательным нормам налёта.

Политработники воинских частей, вместе с партийными организациями,  составляли тот аппарат воспитания личного состава, который создавал в армии дух патриотизма и моральной чистоты офицеров, прапорщиков и солдат срочной службы. Нетерпимость к стяжательству, пьянству, халатному отношению к своим воинским обязанностям, - были главными в работе этих людей.
 
 Партийные организации были тем «чистилищем», через которое проходили все кадровые перестановки. Без партийной характеристики не производилось ни одно назначение, награждение или командирование на ответственное задание. За отступление от норм коммунистической морали, халатное исполнение своего воинского долга, строго спрашивали. На разных должностях за проступки, дискредитирующие звание советского офицера или генерала, люди лишались своих должностей, исключались из партии. Это и была та работа, которая очищала  армию от разложения и моральных проступков.
 

Ныне, большинство произведений литературы, кино, выпуски телевещания, - с изощрённой способностью искажают роль политработников в армии, замалчивают роль партийных организаций.
 
В такой обстановке, не могу молчать!
 
 В создании Советской Армии, победившей могущество фашистской Германии и стран сателлитов, огромна роль политработников и партийных организаций. Их усилиями воспитывались  воины, которые  проявляли невиданную стойкость и героизм.  С этой закалкой укреплялось военное могущество СССР в мирное время.
 Сегодня, у каждого пылающего Вечного огня у могил погибших воинов, начертаны слова: «Никто не забыт, ни что не забыто!»

 Не может быть забыта и роль политработников Армии и Флота в решающих этапах создания и воспитания воинских кадров Советской Армии.


 P.S.  В настоящее время, в армии и на Флоте восстановлен институт военно - воспитательной работы.
 
 http://www.interfax.ru/russia/598553