Ледовые рейды 1942 г. ч. 1

Николай Мринский
Выход сапёров на установку противотанковых мин (ПМЗ-40)
               
ПОСВЯЩАЕТСЯ  75-ЛЕТИЮ  «ЛЕДОВЫХ  ПОХОДОВ»  СОВЕТСКИХ  И  ИСПАНСКИХ ПОДРЫВНИКОВ - ДИВЕРСАНТОВ,  ЗАЩИЩАВШИХ  ВОСТОЧНОЕ  И  ЮЖНОЕ  ПРИАЗОВЬЕ.
               
В ходе зимних наступательных операций 1941–1942 гг. на всех участках огромного советско-германского фронта нашим войскам приходилось вести боевые действия без должного усиления инженерными частями. В конце декабря 1941 г. от немецких захватчиков были освобождены: Козельск, Калуга, Феодосия, Керчь и ряд других нас. пунктов. Наступательная операция готовилась и в районе Донбасса. Однако в то же время война подошла к берегам Азовского моря, где 8 октября враг захватил г. Мариуполь. Находившиеся там корабли Азовской военно-морской флотилии, отошли в порты Ейска и Керчи. 13 октября народный комиссар ВМФ вместо С.В. Белоусова назначил командующим Азовской военной флотилией (АВФ) контр-адмирала С.Г. Горшкова. В её составе находилось около ста кораблей, приспособленных для действий в условиях мелководного моря, в лиманах и устьях рек. Ядром флотилии являлись канонерские лодки и бронекатера с артвооружением. Имелись также части зенитной и береговой артиллерии, батальоны морской пехоты. Вскоре к исполнению своих обязанностей приступили военком флотилии, полковой комиссар, начштаба капитан 3 ранга А.В. Свердлов и начальник политотдела батальонный комиссар В.А. Лизарский. Первым делом флотские командиры установили тесный контакт с командованием 9-й и 56-й армий, действующих на северном побережье Азовского моря и 51-й армии на Керченском п-ове. С наступлением заморозков часть судов АВФ из Ейска и Ахтарей была выведена в Тамань и Сенную. Между тем, на Южном фронте германские моторизованные части выдвигались на Таганрог.

Перед авиацией ЧФ Генштабом РККА была поставлена задача: уничтожить, оставленные в морских пунктах Мариуполе и Осипенко, большое число плавсредств и портовое оборудование. Ощутимую помощь морякам-азовцам оказывал прибывший в конце 1941 г. с Балтики 119-й морской разведывательный авиаполк, 18-я эскадрилья которого была в непосредственном подчинении флотилии. Днём лётчики вели разведку в Чёрном и Азовском морях, ночью бомбили базы, аэродромы, скопления войск, и боевой техники противника в Крыму и на ростовском участке фронта. В начале ноября 1941 г. армии Южного фронта вновь завязали ожесточённые бои с перешедшими в наступление войсками вермахта, стремящимися захватить Ростов-на-Дону. Он был не просто крупным городом с полумиллионным населением, а открывал путь на Кубань, к нефтяным полям Кавказа и далее в Закавказье и Иран. Ударной силой у врага была 1-я танковая армия ген. Пауля Людвига Эвальда фон Клейста, дивизии СС «Викинг» и «Адольф Гитлер» при 200 самолётах. 17 ноября лавина танков Клейста двинулись на Ростов и 56-я армия с трудом сдерживала натиск врага. После оставления Таганрога, на подступах к г. Ростову и в плавнях Дона наши войска поддерживали корабли Отдельного Донского отряда (ОДО). До 19 ноября город подвергался интенсивным бомбардировкам, но затем налёты прекратились. С целью отработки более тесного взаимодействия с 56-й армией контр-адмирал С.Г. Горшков с офицерами своего штаба 19 ноября прибыл в Ростов к командующему ген.-л-нту Ф.Н. Ремезову, с которым наметили план действий, согласовали, где разместить морскую пехоту, куда подойти кораблям и т. д.

19 и 20 ноября на подступах к Ростову разгорелись тяжёлые кровопролитные бои. Однако удержать Ростов войскам 56-й армии не удалось. Потеряв до 40 процентов своих танков, враг всё-таки прорвался в город. Появление немцев 20 ноября на центральных улицах Ростова для многих жителей стало настоящим шоком. Ещё ранним утром начальник Генштаба Маршал Шапошников приказал командарму Ремезову: «Город Ростов должен быть удержан при всяких обстоятельствах. Драться до последнего бойца». Однако уже вечером, в 17 час. 20 мин., автоматчики провались в районе вокзала со стороны Красный Город-Сад и стали прочёсывать квартал за кварталом. Танки Панцерваффе, кажущиеся горожанам стальными чудовищами, лихо проехались по центру города, иногда картечью стреляя по окнам верхних этажей и брошенным баррикадам. Потом появились отлично экипированные мотоциклисты с автоматами. Ночью 20 ноября в Ростов вошла 1-я дивизия «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». 21 ноября части 347-й, 353-й и 31-й стрелковых дивизий (сд) и 6-я танковая бригада, обороняющие город, начали прорываться на левый берег по понтонному мосту, и именно в это время бойцы 343-й сд предприняли бессмысленный штурм Ростова. Те и другие попали под пули немецких автоматчиков и пулемётчиков. Вечером переправы были взорваны. Корабли ОДО и дивизион канонерских лодок ушли к Азову. Для сведения, танковая группа Клейста (1-я танковая армия) до взятия Ростова, за своими плечами имела ряд блестящих побед. Вместе с танками Гудериана 26 сентября 1941 г. она окружила и уничтожила в киевском котле сразу пять армий, пленив 600 тыс. красноармейцев.

Затем 10 октября разгромила 18-ю армию ген.-л-нта А.К. Смирнова, взяв в плен ещё 100 тыс. бойцов и командиров. На ростовском направлении в группе Клейста было 8 дивизий, в том числе 3 танковых (3-я, 13-я, 23-я) и 3 моторизованных. По данным армейских разведок штаба Южного фронта, ударный кулак немцев составлял до 300 тяжёлых и средних танков. Однако, захват Ростова в стратегическом плане означал формирование опасного для немцев «мешка», но Клейст был уверен, что «русские не способны к таким действиям, как окружение». Немцы недолго оставались в Ростове. 25 ноября войска 56-й и 9-й армий под общим руководством Маршала С.К. Тимошенко нанесли решительный контрудар с юга, наступая по льду реки Дон. Гитлер, понимая стратегическую важность Ростова, как плацдарма атаки на Кубань и Кавказ, приказал не сдавать город. Успех этого сражения был неясен до 29 ноября, пока бойцы 51-й сд не прорвались к Султан-Салы. Ещё немного, и армия Клеста окончательно попала бы в Ростовский мешок. К этому моменту, при активном участии ОДО и морской пехоты Азовской флотилии, бойцы 230-го полка НКВД уже форсировали Дон по тонкому льду через остров Зеленый и сначала (28 ноября) вели тяжёлые кровопролитные уличные бои. 28 ноября немецкие части отошли из Ростова и были отброшены на рубеж рек Самбек и Миус. 29 ноября город был окончательно очищен. 30 ноября 1941 г. за это поражение, ген.-фельдмаршала Герда фон Рундштедта сняли с должности командующего группой армий «Юг». В этом сражении безвозвратные потери Красной Армии составили 15 264 чел., санитарные - 17 847 чел. Потери 1-й немецкой танковой армии - 20 тыс. убитыми и ранеными, а также 275 танков.

Таков был первый урок «русского» для непобедимого ген. фон Клейста. «Всё, что произошло в те дни в Ростове, прежде всего разгром немцев, являлось величайшим событием начала войны, - рассказывает В. Смирнов, профессор ЮФУ, краевед, автор книги «Ростов под тенью свастики». - Впервые немцев разбили в открытом противостоянии, впервые был освобождён огромный город, и впервые с документальной точностью стало ясно, какое страшное бедствие несёт гражданскому населению фашистская оккупация. Победа под Ростовом дала моральную поддержку солдатам Красной Армии, которые неделю спустя начали наступление под Москвой. На Дону немцы навсегда потеряли ореол непобедимости». Дальнейшее продвижение наших войск остановил хорошо укреплённый немецкий оборонительный рубеж, проходивший от с. Самбек до г. Красный Луч вдоль реки Миус. Он получил название Миус - фронт. В этих боях красноармейцы и особенно моряки-азовцы, проявили мужество, невиданный героизм и самоотверженность. Здесь началась боевая слава Куникова - бесстрашного комбата, возглавлявшего морской отряд спецназначения в ходе Южно-Озерейской десантной операции под Новороссийском. Ситуация на южном крыле советско-германского фронта продолжала оставаться крайне напряжённой. В этой связи, освободить Таганрог в ходе контрнаступления в декабре 1941 г. войскам Южного фронта не удалось, хотя уже были напечатаны листовки, призывавшие жителей города оказать содействие частям Красной Армии и бить врага «всеми средствами» (1). Ростовская стратегическая операция войск РККА (120 танков и 320 самолётов) проводилась с 17 ноября по 2 декабря 1941 г., и стала одной из первых крупных наступательных операций в ВОВ.

Продолжение следует в части   2                http://proza.ru/2017/02/09/2270